фрагмент из книги С.Х. Хотко Очерки истории черкесов от эпохи киммерийцев до Кавказской войны.
«…Таким образом, средневековая адыгская диаспора в Восточной Европе
имеет значительную предисторию. Мы можем здесь отметить, что если с
XIII в. эта эмиграция проходила под именем черкесов, то до того - под
именами сармат и алан. Еcтественно, что этнонимы сармат и алан
покрывали также осетин и вайнахов, т.е. большую часть горцев Северного
Кавказа. В «Аланском послании» епископа Феодора (1240 г.) отмечается
склонность алан покидать свою родину - северокавказскую Аланию - и
расселяться по всей Скифии и Сарматии, т.е. по всей Восточной Европе.
На месте днепровской Черкасии в V-XII вв. существовали аланские и
асские городки. Г.В. Вернадский отмечает эту связь аланской и
черкесской диаспоры. Он подчеркивает, что город Черкассы в нижнем
течении Днепра был основан выселенцами из Черкесии точно также, как
старая столица Молдавии - Яссы - была основана ясами-аланами. Река Прут
до XIII в. носила название Алания и считалась границей, за которой
начинается Сарматия. Этнические аланы удерживали власть в Молдавии с V
в. и до монгольской эпохи. Отсюда они в V в. оказывали военную
поддержку группировке своих соплеменников в Константинополе во главе с
семейством Аспара-Ардабурия. Лишь в 1290-е гг. они уступили Молдавию
монголам и перешли в Византию, где поступили в кавлерию Андроника
Палеолога. Аланы получили во владение город Магнезия в Западной
Анатолии, прямо напротив динамично развивающегося османского бейлика.
Они оказали ценную помощь византийцам в их борьбе как с османами, так и
с безмерно усиливавшейся армией наемников-каталонцев. Последние во
главе с графом Рожером де Флор создали фактически независимое
государство по берегам Мраморного моря и только противодействие аланов
спасло дом Палеологов. Пребывание алан в Молдавии оставило множество
следов в языке и топонимике. Одеяние молдавских бояр - есть образец
северокавказской моды XIII в. Чрезмерно длинные рукава боярских шуб и
парадных черкесок; высокие шапки-калансувы и некоторые другие детали
роднят молдавский аристократический облик с русскими боярами, и с
черкесами, и с мамлюками, имевшими так называемые «шубы почета» с очень
длинными рукавами и столь же высокие шапки. Аль-Макризи (XIV в.)
подчеркивает именно черкесское влияние на одежду мамлюков. Аланское
влияние в Молдавии отмечено и в том, что понтийский (адыгский)
антропологический тип широко распространен в современном населении этой
страны, а также в некоторых районах Румынии.
Клавдий Птолемей, введший подразделение Сарматии на Европейскую и
Азиатскую, определил географическое различие, но не имел ввиду
этническое различие. В начале эры группа близкородственных
северокавказских этносов населяла всю Сарматию от Дуная до Волги.
Вторжение готов и гуннов положило предел этнической однородности
Сарматии. Ее европейская часть стала как бы проходным двором: здесь
проживали угорские, тюркские, германские и славянские племена. Время от
времени сюда вторгались горцы Кавказа. Матвей Меховский назвал свою
работу «Трактат о двух Сарматиях» не только из-за общей склонности к
употреблению терминов из античной этногеографической номенклатуры, но и
в том числе из-за сохранения северокавказского влияния на Украине XVI
в. То есть, уроженцы Азиатской Сарматии (Черкесии) переселялись в
Европейскую Сарматию (Украину и Польшу). Во времена Меховского Украина
чаще всего и называлась Черкасией. Имея дело с двумя Черкесиями,
польский автор провел аналогию с двумя Сарматиями. В польской
историографии XVI—XVII вв. доминировало мнение о сарматском
происхождении шляхты, т.е. господствующего слоя страны. Эта теория была
укорена глубоко в сознание польских магнатов и интеллектуаллов.
«Сарматизм» польской историографии был призван подчеркнуть
иноэтническое и престижное происхождение польской элиты. Действительно,
вполне вероятно, что первое социальное расслоение населения древней
Польши произошло именно в сарматскую эпоху. В III в. до н.э. территория
Польши входила в состав сначала Скифии, затем Сарматии. В
позднелатенский археологический период в «Польше» появляется около 50
мощных курганных захоронений, получивших условное обозначение
«княжеских». Они содержат сарматский набор вещей: мечи, наконечники
копий, кинжалы, кубки и роги для питья. Ряд римских авторов локализует
войну между царскими сарматами и их рабами на землях, лежащих к востоку
от Германии и на север от Паннонии - т.е. в «Польше». Царские
сарматы-язиги потерпели поражение от зависимого населения и ушли на юг.
Эти сообщения говорят о конфликте между этническими сарматами,
уроженцами Западного Кавказа, и славянами-ляхами. Г.В. Вернадский
утверждает, что все правящие восточнославянские кланы были сарматского
происхождения. «Сарматизм» как явление в духовной жизни поддерживался
самими польскими королями: Сигизмундом I Августом, Сигизмундом II, Яном
Собесским. Герб первого польского короля Мешко I Пяста представляет
собой сарматскую тамгу. Имя Мешко и его вторая форма Мисико имеют
отчетливый черкесский облик и могут быть этимологизированы на
материалах адыгского языка. По-польски и вообще по-славянски Misiko не
имеет никакого смысла. По-адыгски, где - ko «сын», a mez «лес», mishe
«медведь» вполне приемлемый антропоним возможен. Но ko (къо - кях.,
къуэ - каб.) имеет еще значение «кабан», «хряк», a meziko - мэзыкъо -
дикий кабан, лесной кабан, вепрь. Здесь стоит вспомнить, что русские
князья очень часто обзывали потомков Мешко I - Мешко II и Болеслава
Храброго - кабанами и вепрями. Указания на эти сравнения с кабаном
содержатся в хрониках Галла Анонима, Винцентия Кадлубека, и в русских
летописях. Весьма интересно, что польские династы не обижались
сравнением их с кабаном или вепрем: Мешко, например, ответил Ярославу:
«Да, я вепрь, но я лежу в луже русской крови, пролитой мною». Якуб
Израильтянин, посетивший Краков в правление короля-основателя, отметил,
что имя его Мшка, а его гвардию составляют 3000 отборных всадников в
доспехах, при помощи которых он держит во власти огромную страну.
Конная гвардия Пяста, согласно еврейскому путешественнику, называлась
дзра. Этот термин не был объяснен академиком Куником, издателем и
переводчиком Якуба. В адыгском дзра сопоставим с дзэ «войско», а в
абхазском хъзра «долгий поход». На наш взгляд, и Мешко-Мисико, и дзра
должны быть причислены к тому ряду адыгизмов (унеин, тиун), которые
зафиксированы в письменных памятниках восточнославянских стран Х-ХП вв.
Польско-прусский термин «Помезания» использовался в значении «Полесье»,
имея ввиду мэз «лес». Ян Потоцкий, посетивший Черкесию в конце XVIII
в., при виде кабардинского князя воскликнул: «Вот истинный сарматский
скептух».
В период позднего средневековья и начала нового времени - особенно
в XVI-XVII вв., когда Речь Посполитая пребывала в зените
военно-политического могущества - польские короли проявляли устойчивый
интерес к Черкесии. Они целенаправленно формировали черкесскую диаспору
в своих владениях как в целях использования их навыков в сфере конной
войны, так и для того, чтобы поставить под свой контроль стихийную
черкесскую эмиграцию на Украину.
В 1561 г. Сигизмунд II Август с почетом встретил группу адыгских
аристократов, чьи имена были записаны в королевский шляхетский реестр.
В 1562 году западноадыгские жанеевские князья - Онышко, сын
владетельного князя Жанетии Сибока Кансауко, родственника Сибока;
Темрук и еще один их брат Солгин Шимеко - в окружении отряда из 300
уорков прибыли в Краков ко двору Сигизмунда. Вскоре сюда же прибыли
жанеевские князья, известные как Касим Камбулатович и Гаврила
Камбулатович Черкасские. Жанеевские князья были причислены к князьям
Речи Посполитой, а их вассалы получили дворянский-шляхетский статус.
Некоторые из черкесов приняли католичество, но большая часть осталась
православными на византийский манер. Хотя, как отмечает новейший
исследователь этой проблемы Мартин Кружинский, все они были язычниками.
Темрук и Солгин проявили себя чрезвычайно ярко как военачальники,
будучи зачислены в чине полковников в польскую кавалерию. Их уоркское
сопровождение и приток новых наемников из Черкесии стало основой для
формирования двух особых «пятигорских» полков. «Пятигорье»-«пятигорцы»
в этот период синонимичны «Черкесия»- «черкесы». Кружинский отмечает,
что до наших дней дошло множество свидетельств воинской доблести
польской общины черкесов. "Когда 13 апреля 1572 года, - пишет
Кружинский, - сильная турецкая армия атаковала польские войска в
Молдавии, все польские части в панике покинули поле битвы и только
Темрук с его «пятигорским» полком остался и сражался до тех пор, пока
польские отряды не вернулись и не остановили турок». Рыцарство Темрука
было вознаграждено высшими титулами и наградами со стороны Сигизмунда и
сейма. Жанеевский аристократ получил в наследственное владение огромные
поместья в Подолии, под Киевом и в Литве с 50000 крестьян. Очень скоро
черкесские князья и уорки стали неотъемлемой частью высшего
управленческого класса польско-литовского государства. Большинство из
черкесов стали помещиками в Белорусии, Подолии и некоторые - на севере
Польши. Черкесские конные полки или пятигорские хоругви сохраняли
статус элитных частей вплоть до 1795 г., когда Речь Посполитая
прекратила свое существование. Черкесы с течением времени
ассимилировались, гибли на войне и «пятигорские» полки уже в конце XVI
в. стали комплектоваться из поляков, литовцев, украинцев и татар. Тем
не менее, польское командование на всем протяжении XVII в. и XVIII в.
поддерживало черкесский облик этих соединений за счет закупок доспехов,
оружия, коней и амуниции в Черкесии или в Крыму, где все это
продавалось в изобилии. Более того, «пятигорские» полки сохраняли
военные приемы, тактику боя и индивидуальной подготовки первого
черкесского состава. Это было возможно еще и потому, что в XVII веке в
Речь Посполитую продолжали прибывать новые отряды наемников из
Черкесии. Польские короли регулярно направляли посольства в Черкесию с
целью заключения конвенций о найме солдат. Ввиду русской ориентации
Кабарды, в Речь Посполитую устремлялись, в основном, уроженцы Адыгеи -
жанеевцы, хатукаи, темиргоевцы, шегаки и др. Сегодня, польские историки
отмечают непропорционально большое влияние, которое черкесская диаспора
оказала на эволюцию польского военного искусства. Черкесские наемники
особенно ярко проявили себя в польско-шведских и польско-османских
войнах XVII в.
Король-воитель Ян Собесский, разгромивший османскую армию у стен
Вены в 1682 г., привлек в свою армию несколько тысяч черкесов. Б.
Барановский отмечает, что Ян Собесский одевался в черкесскую одежду и
ездил на черкесском скакуне. Ему подражали придворные и офицеры.
Польские послы в Стамбуле появлялись в черкесской одежде, что ни мало
изумляло европейских наблюдателей. Действительно, увлечение черкесским
стилем в католической, европейской державе выглядит, по меньшей мере,
неожиданно. Но легко объяснимо - высокий социальный статус черкесской
общины, превосходство всех элементов всаднической культуры Черкесии
определяли это увлечение. Еще один серьезный фактор - сарматизм
польской генеалогии. И Сигизмунд, и Собесский, и любой образованный
поляк знал, что территория Азиатской Сарматии совпадает с современной
им Черкесией. В лице Онышко, Темрука, Шимеко и всей массы черкесского
войска польская шляхта общалась с народом, представители которого
сыграли важную роль на заре польской истории. Польские аристократы
считали черкесов сарматами, а те и своими облегающими доспехами, и
всадническим образом жизни вполне оправдывали гордое имя сармата.
Эмиграция адыгов в страны Восточной Европы носила не только
военный, аристократический характер, но и простонародный, крестьянский.
Адыги-крестьяне могли покидать родину вслед за своими господами, но
чаще всего стихийно, соблазнившись свободными землями, возможностью
самим решать свою судьбу. Многие из них вступали в казачье братство в
Запорожье. Адыги могли с легкостью проникать на Украину морским и
речным путем, т.е. пользуясь теми транспортными артериями, которыми так
и не сумели овладеть кочевники. В этой связи мы можем предположить, что
на Украину таким путем проникали в большей степени уроженцы горных,
приморских областей Черкесии, имевшие репутацию превосходных мореходов
и пиратов. Здесь надо вспомнить указание Арнольда Тойнби на то, что
первые казачьи общины возникли по островам Днепра и удержались внутри
тюркского мира именно благодаря тому, что занимались пиратством: степь
принадлежала тюркам, а реки казакам. Но к XIV-XV вв. мореходные навыки
и, тем более, традиция морского разбоя были давно утеряны и в среде
южнорусского населения. До прихода монголов русские уже два с половиной
столетия не знали моря, выход к которому был отрезан сначала
печенегами, затем кипчаками. Последние примеры русского пиратства
относятся к Х в. Напротив, горы Адыгеи всегда давали прекрасную
возможность к пиратству, традиция которого не прерывалась здесь со
времен Страбона. Образование первой казачьей республики на Хортице -
есть результат адыгского пиратства, нуждавшегося в крупных операционных
базах вне метрополии. Новейший исследователь темы казачьего мореходства
В. Королев (Ростов-на-Дону), подчеркивает значимость черкесского
фактора: «Казачья морская история резко противоречит довольно
популярной «татарской» гипотезе происхождения казачества по той
причине, что татары не занимались мореходством. Из восточных версий
подходящей с морской точки зрения оказывается «черкесская» гипотеза. В
XVI в. черкесы (адыги) жили на побережье Азовского моря; в том числе в
дельте Дона, и только потом были оттеснены на Таманский полуостров, а в
последствие и в горы. От упомянутого столетия дошло довольно много
информации о черкесских действиях на море, вполне подобных казачьим.
Морская активность адыгов продолжалась вплоть до Кавказской войны XIX
в., и известны случаи нападения черкесских судов на корабли российского
Черноморского флота. При этом надо подчеркнуть, что гребные суда адыгов
внешне напоминали казачьи струги. Но их детальным сравнением пока никто
не занимался, и трудно сказать, есть ли в этом сходстве «генетика»».
Перемещение масс населения из Черкесии на Украину не связано
исключительно с историей образования казачества, но последнее, без
сомнения, впитало в себя большую часть адыгской эмиграции начиная с
XIV-XV вв. Термин казак уже породил в историографии множество
дискуссий. В тюркских языках он имеет толкование «свободный человек»,
«пограничный житель» и впервые упоминается в Тарих Рашиди в середине XV
в. Прояснение этимологии этого термина не входит в наши задачи. Ясно,
что этот термин в XIV-XV вв. не имел определенного этнического
содержания и употреблялся по адресу славян, тюрок, черкесов и других
национальных групп. Северные узбеки, населявшие среднеазиатскую степь и
не вошедшие в состав централизованного узбекского государства со
столицей в Самарканде, получили в XV в. название казаков. Пиратская
республика на Хортице, по всей видимости, черкесская по происхождению,
получила название казачьей. Ватаги разбойников, уроженцев южнорусских
областей, Литвы и Северного Кавказа, также звались казаками. То, что в
среде раннего казачества доминировали черкесы, определило и название
украинских земель Черкасией. Разница между терминами черкас и черкес
исключительно звуковая, но не содержательная. До XVIII в. включительно
адыгов на Кавказе русские и европейские источники называли черкасами, а
их страну Черкасией. Другие произношения: шаркас, джихаркас, джарказ,
циркас, таркас и т.п. Филипп Брун, автор двухтомного трактата
«Черноморье» отмечал, что в источниках XIV-XV вв. под термином казак
подразумевались исключительно черкесы. Эдмунд Спенсер также считал
черкесскую эмиграцию и наемничество определяющими факторами в появлении
такого социального феномена, как казачество: «Вероятно, черкесы,
которые на протяжении веков вели полувоенный, полубандитский образ
жизни и бывшие одновременно телохранителями султанов Египта, Турции и
Крымских ханов были известны окружающим народам под этим названием
(Kassack), которое давалось каждому племени, ведшему такой образ
жизни».
Академик Н.Я. Марр обращал внимание на возможную генетическую и
лингвистическую преемственность этнонимов казак и касог. Одна из форм
термина касог - касах или касак. Персы именовали так жителей Западного
Кавказа. Затем этот термин переняли арабы (кашак у Масуди). Г.А.
Меликишвили считал возможным возводить касогов-кашагов к кашкам (кашк,
каск), хаттоязычному этносу на северо-востоке Анатолии. Взаимосвязь
этих разновременных этнических наименований хотя и проблематична, но
вполне вероятна: точно также как анатолийские кашки совпадают с
западнокавказскими кашаками, так и соседи кашков абешла напоминают нам
самоназвание абхазов - апсуа, а также термин апсил, название одного из
племен абхазского средневековья. Эд. Гиббон (конец XVIII в.), один из
лучших знатоков истории Черноморья, писал: «Казаки были черкесские
эмигранты, их первоначальная родина находилась среди западных областей
Кавказа и называлась во времена Константина Порфирородного Касахией».
Автор истории Крымского ханства И.Э. Тунманн (конец XVIII в.) относил
появление первого казачьего сообщества к XV в. и считал его следствием
черкесской эмиграции: «Черкесы завладели Керчью в Крыму, часто нападали
на этот полуостров и другие европейские местности, сделались основным
составом образовавшихся тогда казацких народностей и основали в Египте
знаменитую династию. Кубанские черкесы удерживались как на Кубани, так
и на Дону. Там составляли они, хотя и сильно смешавшись с русскими,
донское казацкое государство». Эта цитата из Тунманна многократно
воспроизводилась в XIX веке (С. Броневский, И. Бларамберг и др.). Сам
первоисточник при этом не упоминался, а мнение Тунманна не
оспаривалось. Привлекательность этого отрывка заключалась в том, что
Тунманн кратко и точно отобразил наиболее яркие проявления черкесского
средневековья: создание черкесского государства в Египте (1382-1517гг.)
и первой казачьей-черкесской республики на Украине. Эти события были
связаны с особенностями социального развития Черкесии в XIII—XV вв.,
вызвавшими перманентную эмиграцию. Неслучайно, что и Эд. Спенсер
увязывал усиление мамлюков и казаков с проблемами эмиграции из
Черкесии.
В российской историографии проблема черкесского присутствия на
Украине не ставилась и не получила до сих пор сколько-нибудь детального
освещения. Вместе с тем, мнение о черкесском происхождении казачества
высказывали (одной-двумя строчками или одной страницей) основатели
исторической науки в России И.Н. Болтин, В.Н. Татищев, Н.М. Карамзин.
Они с уверенностью отмечали черкесское происхождение первых казачьих
отрядов, но столь же уверенно сводили черкесский фактор к минимуму -
эмиграция носила разовый характер, ее инициировали ханы или баскаки
Золотой Орды, а черкесы-переселенцы очень скоро ассимилировались. И
эти, и все другие историки знали и признавали тот факт, что сама страна
Украина носила название Черкасии с XV по XVII вв. Уже одно это
обстоятельство должно было сподвигнуть исследователей на предметный и
неспешный анализ темы, но за исключением двух или трех статей на
протяжении двух веков, которые далеко не исчерпывают этой темы, мы не
имеем значимых результатов. Причина игнорирования этой темы -
исключительная зависимость историка от власти в нашей стране.»
«…Многие из этих черкесов, по всей видимости, навсегда остались на
Руси. Мы можем предположить, что такие фамилии как Бган, Касогов,
Хетитов, Нардуков восходят к касожской диаспоре XI-XII вв. К этому
периоду относится и дискуссионная проблема этнической атрибуции так
называемых «черных клобуков », занимавших земли к югу от Киева и
Чернигова. «Черные клобуки» вели оседлый образ жизни, жили хуторами, но
не имели городов и четко выраженной государственной организации.
Антропологически они принадлежали к средиземноморско-балканской расе.
Они имели репутацию превосходных всадников и их с охотой принимали на
службу князья Киева. В целом, большую часть домонгольского периода
«черные клобуки» являлись союзниками русских, за что страдали от
нападений половцев. К коалиции «черных клобуков» принадлежали мелкие
племена ковуев, или куев, торков и берендеев. Все эти всадники носили
высокие черные конусообразные шапки - отсюда и название «черные
клобуки». Подобный головной убор был характерен для абхазо-адыгов от
эпохи сарматов до XIX века. Необычно высокие колпаки (абх. хылпак –
шапка, где (а)хы – голова, (л)пак (ее) покрытие) носили адыгские
аристократы-уорки, а затем все, кто мог это себе позволить. Этот
головной убор стал очень популярен у садзов, убыхов и западных абхазов.
В XIV в. черкесы в Египте носили такие высокие черные колпаки, что
резко выделяло их из местной и мамлюкской-тюркской среды. Т.Д.
Равдоникас, признанный специалист в истории одежды населения
Северо-Западного Кавказа, особо отмечает, что конусообразные высокие
шапки являлись характерной чертой абхазо-адыгского костюма на
протяжении 2—2,5 тысяч лет. Очень важно, что позднейшие русские
летописцы XIV-XVBB. отождествляли «черных клобуков» именно с черкесами.
Вот, например, отрывок из сводов Воскресенской и Киевской летописей: «И
сконе свою дружину пойде, пойма с собой Вячеслав полк весь и вся черные
клобуки, еже зовутся черкасы». Имея в виду этот серьезный источниковый
фон нам представляется неуместной та легкость и безаппеляционность, с
которой некоторые отечественные авторы относят «черных клобуков» XI-XII
вв. к тюркам. Мы, в свою очередь, можем предположить, что «черные
клобуки» в Поднепровье являлись остатками старого сарматского
населения. Таким образом, они вряд ли являлись эмигрантами из Касогии
(Черкесии), но этнически и культурно были связаны с абхазо-адыгским
миром Западного Кавказа, Собственно «казачья» эмиграция из Черкесии
началась в золотоордынскую эпоху. «В 1282 году, - отмечал И.Н. Болтин,
- Баскак Татарской Курскаго Княжения призвал Черкес из Бештаю или
Пятигорья, населил ими слободы под именем козаков. Разбои и грабежи,
производимые ими, произвели многие жалобы на них; для коих наконец Олег
Князь Курский, по дозволению ханскому, разорил их жилища, многих из них
побил, а прочие разбежалися. Сии совокупясь с Русскими беглецами,
долгое время чинили всюду по дорогам разбои, укрываясь от поисков над
ними по лесам и оврагам. Много труда стоило всех их оттуда выгнать и
искоренить. Многолюдная их шайка, не обретая себе безопасности там,
ушла в Канев к Баскаку, который и назначил им место к пребыванию ниже
по Днепру. Тут они и построили себе городок и назвали Черкаск по
причине, что большая часть их были породою Черкасы». Говоря о
черкесской эмиграции на Украину и в Россию И.Н. Болтин опирался на
Лаврентьевскую летопись, но те листы, содержащие эту информацию, были
утеряны в XIX в. Мы можем с уверенностью сказать, что цитата из Болтина
является очень точным пересказом соответствующего места из
Лаврентьевской летописи. Эта уверенность основана на том факте, что
другие крупные историки XVIII в. - В.Н. Татищев и Н.М. Карамзин - также
пользовались этим летописным сводом и так -же точно установили
черкесскую природу ранней казачьей общины на Днепре. В.Н. Татищев явно
читал тот и же источник, что и Болтин: «Первые казаки сброд из черкес
горских, в княжении Курском в 14 столетии явились, где они слободу
Черкасы построили и под защитой татарских губернаторов воровством и
разбоями промышляли, потом перешли на Днепр и город Черкасы на Днепре ,
построили». Карамзин отмечал эт ническую взаимосвязь «черных клобуков»,
берендеев, торков, касогов, черкесов и казаков.
Эмиграция черкесов на Украину в XIV-XV вв. носила столь масштабный
характер, что сама страна получила название Черкасии. Это название
удерживалось в официальных документах вплоть до начала XIX в. «До
царствования императора Александра 1-го, отмечал украинский историк В.
Гатцук, - когда кавказские Черкесы, не пожелавшие-добровольно
покориться, были объявлены «врагами России», - не только русский народ,
но и официальные бумаги называли Малороссиян Черкасами».
Сведения о средневековой адыгской диаспоре на Украине достаточно
разнообразны и подробны. Трудность анализа состоит в том, что адыги
селились по преимуществу в юго-восточных районах Украины, которые
входили в состав Речи Посполитой номинально, очень часто здесь даже не
было представительств общепольских государственных институтов, как
например в Киеве или в Полтаве. Соответственно этот регион был слабо
затронут письменной традицией Кракова или Варшавы. Прибытие эмигрантов
из Черкесии никто не фиксировал, а то обстоятельство, что черкесы
принимали христианские имена лишь добавляет проблем в изучении этой
непростой темы.» |