Село находится в 12 км от районного центра города Звенигородки, в 2 км
от железнодорожной станции Богачево и непосредственно примыкает к
городу Ватутино, на предприятиях которого работает основная масса его
населения. В селе проживает около 3000 жителей, и более 50 человек из них носят фамилию Байда.
В XVIII-XIX веках Байды жили рядом, двор к двору, сын возле отца.
Сейчас Байды живут по всему селу, но часть села, некогда заселенная
Байдами, до сих пор сохранила название «Байдiвка».
Юрковка ведет свою историю с середины XVIII столетия. В ту пору это
была территория Звенигородского староства Киевского воеводства
(впоследствии Звенигородский уезд Киевской губернии). Название
села одни объясняют тем, что его первым жителем был казак Юрко,
построивший хутор в восточной части села, другие же полагают, что село
возникло на месте турецкой крепости – юрка, получив от нее свое
название. Вторая версия находит подтверждение в том, что на
юго-западной окраине села сохранились остатки каких-то старинных
укреплений, а сами жители Юрковки рассказывают о бывшем здесь некогда
военном лагере. Кроме того, на окраине села обнаружены остатки поселения трипольской культуры.
Первое письменное упоминание о Юрковке относится к 1765 году. В актах
люстрации староств Киевского воеводства сказано: «Слобода Юрковка. Ту
слободу занимает ясновельможный пан Францишек Подажевский на основе
права от Якуба Корысциньского, Овручского ловчего, державца староства
Звенигородского, в году 1762-м, на шесть лет дано. В этой слободе 51
поселенных жителей, и мельница с одним камнем и одним жерновым».
Таким образом, ясно, что Юрковка возникла как слобода на землях
Звенигородского староства. Известно, что слободы основывались на
необжитых землях, с согласия помещиков, добивавшихся освоения и
расширения своих имений. Пожизненным владельцем Звенигородского
староства был Феликс Солтык, передавший в середине XVIII века свои на
него права Якову Корысциньскому, который в свою очередь, на шесть лет
передал права на Юрковку Франчишеку Подажевскому. В тех же актах
люстрации за 1765 год обязанности проживавших на землях староства
крестьян по отношению к помещику определены так: «Подданным с этого
староства обязанности следующие: арендная плата по своему имуществу,
отсып части ржи, овса и ячменя и по одному дню работы с косой на
хозяина своего». О жизни
села в начальный период его истории нам известно лишь то, что в 1765
году там была построена деревянная церковь во имя Покрова Божьей
Матери, которая в 70-х годах XIX века была заменена на новую, тоже
деревянную. В 1793 году
Россия, Пруссия и Австро-Венгрия вторично разделили между собой
территорию Речи Посполитой, так земли Звенигородщины оказались в
составе Российской Империи. Вероятно, что это событие мало сказалось на
жителях Юрковки, ибо царское правительство подтвердило все
имущественные права польских магнатов, и Звенигородское староство
осталось во владении семьи Салтыковых. В конце XVIII века, после смерти
графини Саломии Салтыковой староство было передано сроком на 50 лет
Феликсу Потоцкому. В 1795
году в России прошла перепись населения (пятая ревизия). Согласно
результатам этой переписи, население Юрковки увеличилось по сравнению с
1765 годом в несколько раз. Это означает, что всю вторую половину XVIII
века на землях Юрковки продолжали обосновываться все новые и новые
поселенцы. Ревизская сказка 1795 года сообщает нам и о первых жителях села, носивших фамилию «Байда».
В документе упомянуты: «Мартын Дмитриев
Байденко 47 лет с сыновьями Василием 10 лет и Федором 3 лет» и
«Мартынов брат Никита Семенов Байда 31 год» Тот факт, что Никита и
Мартын имели разные отчества, заставляет нас предположить, что они –
двоюродные братья, а их отцы вполне могли быть одними из основателей
села (по поводу идентичности фамилий Байда-Байденко см. РОДСТВЕННЫЕ ФАМИЛИИ).
После 1811 года Звенигородское староство было ликвидировано, входившие
в его состав села перешли в разряд казенных, а жившие там крестьяне -
в сословие государственных крестьян.
С тех пор, вплоть до 1861 года, село управлялось старостой и сельским
священником. Старосту выбирала община по представлению волостного
старшины из числа зажиточных хозяев. Он ведал делами села, собирал
налоги с селян, часто по своему усмотрению, рассматривал жалобы и
ссоры. В селе существовало общинное землевладение со свойственной ему
круговой порукой. Хозяйство было натуральным, обработка земли велась
по трехпольной системе. Промышленность была представлена пятью
кузницами. Четыре из них были расположены в царинах (выходы из села), а
пятая – на скале, около современной дамбы. Кузнецы умели хорошо ковать
сталь и изготовливали разные кузнечные изделия. Было в селе и 14
ветряков, которые обслуживали потребности селян.
Местного торга в селе не было. Люди ходили в Звенигородку, чтобы что-то
продать или купить. Но, в основном, свои нужды юрковчане удовлетворяли
за счет собственного хозяйства: сами пряли и ткали полотно, выделывали
кожи, шили свитки, кожухи и постолы.
Через село, в восточной его части, с севера на юг шел чумацкий путь.
Ездили этим путем в Крым и Приазовье за солью и рыбой. Были среди
чумаков и юрковчане. Выезжали они ранней весной на волах, провожали их
всем селом, ибо это событие не могло не волновать людей, поскольку
часто трагичной была судьба чумаков на долгом чумацком пути. Праздником
для села было возвращение чумаков, а возвращались они поздней осенью.
В 60-х годах XIX века Юрковка была уже довольно большим селом. В
«Истории местностей Киевской губернии», составленной в 1864 году
Леонтием Похилевичем читаем: «Юрковка, село в 12-ти верстах от
Звенигородки, при речке Шполке. Жителей обоего пола: православных 2117,
евреев 14. В Юрковке находится волостное управление, к коему
причисляется и село Ерки, а земли удобной и неудобной 5980 десятин; при
селении одной удобной земли 2805 десятин. Церковь Покровская,
деревянная, 5-го класса; земли имеет 69 десятин. Построена в 1765
году». В это время, из более, чем двух тысяч православных жителей
Юрковки, не меньше 77 человек носили фамилию «Байда». Ниже мы приводим
данные из исповедной росписи церкви села за 1866 год.
ИСПОВЕДНАЯ РОСПИСЬ ПО ПОКРОВСКОЙ ЦЕРКВИ СЕЛА ЮРКОВКА ЗВЕНИГОРОДСКОГО УЕЗДА КИЕВСКОЙ ГУБЕРНИИ
ЗА 1866 ГОД
Звание, имя, отчество, фамилия
Возраст
муж
жен
Агафья Никитова Байденкова вдова дочь ее Евдокия
34 15
Данило Матвеев Байденко жена его Параскева Якимова дети их: Иван Агриппина Мария
45
18
42
21 16
Яким Федоров Байдыла жена его Мария Васильева дети их: Нестор Артемий Мирон
44
9 6 4
30
Иван Васильев Байда жена его Татьяна Тимофеева
34
31
Федор Васильев Байда жена его Мария Григорьева дети их: Гавриил Епистимилия
24
2
25
4
Андрей Васильев Байда жена его Параскева Андреева дети их: Петр жена его Ирина Павлова Иван жена его Анна Ефремова сын их Пантелеймон
49
22
27
3
44
20
26
Стефан Андреев Байда жена его Анна Дмитриева
25
Иван Архипов Байденко жена его Мария Кондратьева сын их Гурий
23
3
26
Александр Иванов Байда жена его Наталья Фотиева дети их: Михаил Мария
44
12
41
4
Михаил Данилов Байда жена его Елена Миронова дети их: Василий Яков Ефросинья Акилина
39
16 11
34
14 5
Александр Данилов Байда жена его Матрона Миронова дети их: Матвей Евдокия
36
11
34
6
Феодосия Онуфриева Байдыха
69
Иван Федоров Байда жена его Ксения Иванова дети их: Кирилл Евфрасий Диомид Елена
33
7 9 2
28
4
Захарий Федоров Байда жена его Параскева Максимова дети их: Иван Михаил Петр Василий Григорий Мария Анна
48
20 18 16 13 7
38
19 12
Архип Федоров Байда жена его Анастасия Ивановна дети их: Михаил Иван Максим Лазарь Ерофей Параскева Мария Евдокия Дарья
36
19 17 6 4 1
36
16 14 12 8
Андрей Федоров Байда жена его Параскева Антипова дети их: Федор Тит Мария Ксения
34
8 4
33
13 11
Священник Саввин Василий Марков Дьякон: Ярицкий Стефаний Пономарь: Петрушевский Афанасий
В 1800-1881 годах в Юрковке открылась церковно-приходская школа. Это
была одноклассная школа с трехлетним сроком обучения. Заведовал ею
пан-отец Павел Коломацкий. Детей тут обучали Закону Божьему, чтению по
книгам гражданской и церковной печати, первым четырем действиям
арифметики, письму и церковному пению. Преподавание Закона Божьего
поручалось лишь священнику. Учителя не имели специального
педагогического образования, но должны были быть полностью
благонадежными людьми, ибо перед школой ставилась задача укреплять в
народе религиозные и добропорядочные черты и расширять начальные
полезные знания. В школе обучались мальчики и девочки раздельно и по
желанию родителей. За обучение в церковно-приходской школе родители не
платили. Располагалась церковно-приходская школа около церкви (сейчас
это - территория напротив старой школы, между нынешним зданием почты и
магазином). В 1881-1886
годах в селе была построена земская одноклассная школа с трехгодичным
сроком обучения (три группы). Это помещение, около которого сооружена
современная церковь. В 1898 году школа эта была расширена еще на один
класс (две группы) и стала двуклассной. Одновременно с этим была
введена и форма для учеников, которые обучались в ней – синяя
гимнастерка, кашкет с гербом и суконная шинель. Обучение теперь длилось
пять лет. Первая группа обучалась отдельно (один год обучения). Учили
писать, читать и считать. Вторая и третья группы обучались вместе (два
года). Учили четыре действия арифметики, счет до тысячи, таблицу
умножения, каллиграфию, систему мер. Четвертая и пятая группы тоже
обучались вместе (два года). Учили дроби простые и десятичные,
геометрию, правила письма, природоведение, географию, отечественную
историю, писали сочинения. Был введен и урок гимнастики.
Это была светская школа. Учителя, которые преподавали здесь, имели
специальное образование. По содержанию и методам обучения эта школа
была более передовой, чем церковно-приходская, но над ее учителями был
установлен гласный и негласный надзор.
Обучение в этой школе начиналось с ежедневной утренней молитвы. Для
этого все ученики собирались в коридоре. Ученики пятой группы читали
Закон Божий, а все остальные – пели. Так продолжалось полчаса. Уроки
богослужения и истории церкви вел священник, который был одновременно и
надзирателем в школе. Заведующий школой вел все предметы в 4-5 группах
одновременно. Весь учебный процесс в школе осуществляли три учителя и
священник. Обучение было платным. Девочки в большинстве заканчивали
лишь первый класс (три года), а мальчики продолжали обучаться до конца,
но окончивших школу было человек 20. Обучение в обеих школах
осуществлялось на русском языке. В 1900 году в Юрковке в 746
дворах проживало уже 3922 человека, на которых приходилось 2967 десятин
земли (чуть больше гектара на одного человека). Основным занятием
жителей села было хлебопашество. Кроме того, многие крестьяне ходили на
заработки в Херсонскую губернию. В начале 20 века Юрковка не
осталась в стороне от бурь и потрясений гражданской войны. В 1918-1920
годах в селе неоднократно менялась власть, всякий раз устанавливавшая
новые порядки и преследовавшая своих противников. Лишь 14 января 1920
года Юрковка, оставленная деникинцами, была окончательно занята частями
Красной армии. В годы НЭПа в селе было образовано
сельскохозяйственное кредитное товарищество, выдававшее своим членам
кредиты на разные хозяйственные нужды. В 1927 году возникло и
товарищество общественной обработки земли. Его участники сообща
возделывали землю, а урожай собирали по отдельности. На взятый в банке
кредит, товариществом была приобретена молотилка с двигателем. Члены
товарищества пользовались ей бесплатно, с остальных же селян за
молотьбу брали деньги, которые частично шли на выплату кредита, а
частично поступали в денежный фонд организации. В 1929 году,
с началом массовой коллективизации, молотилка была конфискована в
пользу колхоза, а средства кредитного товарищества были переданы в
Звенигородский банк. На территории Юрковки изначально было образовано
пять колхозов. Многие противники коллективизации из числа состоятельных
селян были высланы со своими семьями в Сибирь. Голод 1932-1933 годов и
репрессии 30х тоже не обошли село стороной, унеся немало человеческих
жизней. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная
Война, а уже 30 июля село было занято немецкими войсками. В годы
оккупации многие жители Юрковки были отправлены на работы в Германию, а
оставшиеся в селе обязывались работать на шахте и в «гражданских
дворах», заменивших колхозы. С 1943 года в селе действовала подпольная
диверсионная группа, состоявшая из работников шахты. Ее участники
неоднократно выводили из строя электростанцию и тем самым останавливали
работу шахты. 445 жителей села воевали на фронтах Великой
Отечественной, 170 из них не вернулись домой. Десять из погибших
жителей Юрковки носили фамилию «Байда», вот их имена:
Байда Григорий Иванович, 1914 г., с. Юрковка, украинец. Мобилизован в 1944 г. Сержант. Пропал без вести в мае 1944 г.
Байда Дмитрий Иосифович, 1921 г., с. Юрковка, украинец. Мобилизован в 1941 г. Рядовой. Пропал без вести в 1944 г.
Байда Дмитрий Карпович, 1919 г., с. Юрковка, украинец. Мобилизован в 1944 г. Рядовой. Погиб 08.07.1944 г. Похоронен в Молдавии.
Байда Иван Самойлович, 1905 г., с. Юрковка, украинец. Мобилизован в 1944 г. Погиб 10.03.1944 г. Похоронен в с. Юрковка.
Байда
Михаил Иванович, 1922 г., с. Юрковка, украинец. Мобилизован в 1941 г.
Рядовой. Погиб в феврале 1944 г. Похоронен в г. Брест Белоруссия.
Байда Николай Титович, 1908 г., с. Юрковка, украинец. Мобилизован в 1944 г. Рядовой. Пропал без вести в январе 1945 г.
Байда Петр Самойлович, 1911 г., с. Юрковка, украинец. Мобилизован в 1944 г. Рядовой. Пропал без вести в апреле 1944 г.
Байда
Платон Спиридонович (в другом документе Свиридович), 1901 г.р., с.
Юрковка, Звенигородский р-н, Черкасская обл., украинец,
колхозник. Призван в 1944 г. Кировоградская обл., Выпизявский р-н,
х.Казачий (по др.данным - Бобринецкий р-н Брюховецкий сельсовет).
Рядовой, 150 СД. Пропал без вести 09.02.1942 г. (по др.данным - в июле
1944 г.)
Байда Федор Максимович, 1906 г., с. Юрковка, украинец. Мобилизован в 1944 г. Рядовой. Пропал без вести в марте 1944 г.
Байда
Федор Прокопьевич, 1906 г., с. Юрковка, украинец. Мобилизован в 1941 г.
Ефрейтор. Погиб 01.05.1945 г. Похоронен в Германии.
8 марта 1944 года Юрковка была освобождена советскими войсками.
Сразу после войны началось активное освоение Юрковского угольного
бассейна. Недалеко от села строились кирпичный завод, брикетная
фабрика, ТЭЦ. Рядом с ними рос рабочий поселок, получивший сначала
название Юрбас, а в 1949 году переименованный в поселок городского типаВатутино, позже получивший статус города.
Дальнейшая судьба и современная история Юрковки неразрывно связана с этим городом. Генеалогическое древо юрковского рода Байда на странице http://bayda-site.ucoz.ru/publ/21-1-0-135
Литература:
1. Архив Юго-Западной России. Часть VIII, Т. 3, Киев, 1905. 2. История городов и сел УССР - Черкасская область. Киев, 1972. 3. Мірошниченко К. Юрківка //Шевченків край. – 1995. – 11, 14 ,21 жовт., 1, 11, 23 листоп., 2, 9, 13 груд. 4. Похилевич Л. Сказание о населенных местностях Киевской губернии. Киев,1864. 5. Книга памяти Украины. Черкасская область. Т. 3, Киев 1995.
Здравствуйте! В феврале 1944 года в 2-х км от вашего села Юрковка погиб мой прадед - Ковязин Анатолий Николаевич. Помогите узнать - есть ли в вашем районе захоронение погибших? Именные? А может общая могила? Есть ли там фамилии погибших? Возможно у вас есть фотографии этого захоронения? Буду очень признательна любой информации! Спасибо! С уважением, Татьяна