В конце XVI - начале XVII века южнее Москвы
возникает целая россыпь населенных пунктов со странными названиями
Байдино, Байденки, Байдики, Байдиково.
Странными эти названия являются с точки зрения местных краеведов, для
которых происхождение этих топонимов является загадкой и которые
вынуждены придумывать весьма замысловатые объяснения их
происхождения. Так в «Топонимическом словаре Рязанской области»
А.В.Бабурина и А.А.Никольского есть вот такое объяснение происхождения
названия рязанского села Байдики в Захаровском районе: "В рязанских
говорах издавна известно слово бадик. В 1820 г. М.Н. Макаров отмечал:
«Бадик, бадичек. Палка, палочка, трость, тросточка». У местных жителей
распространена легенда, которая название села связывает с тем, что на
месте его нынешнего расположения первопоселенцами была вбита палка, или
бадик". Вот ведь как! Оказывается, в прошлом существовал очень
интересный способ основания села, когда первопоселенец посреди будущего
поселения втыкал (?) палку-бадик. Может быть, даже со словами "Здесь будет
город заложен"? Обычай этот почему-то не получил широкого
распространения в других местностях, иначе сел с названием Байдики было
бы значительно больше. А возможно, все происходило по
сценарию распределения земельных участков на Диком Западе Америки: право владения тогда определялось на конных скачках, кто
первый доскакал, тот и втыкает свой бадик на понравившемся участке. Никаких жребиев, никаких споров! Кто первый воткнул свой бадик на участке, тому и принадлежит участок. Так, может быть,
этот способ впервые был опробован именно в Рязанских землях, еще в XVI веке? Или под
Тулой? Там находится целый куст Байдиков - Большие, Средние и Малые
Байдики. Наверное, кто-то из претендентов доскакал только до Малых
Байдиков, а кто-то опередил всех и воткнул свой бадик в Больших
Байдиках? Первое, второе и третье место в скачках! Шутки -
шутками, но, к примеру, происхождение названия села Байдашка (и
одноименной речки) в Челябинской области краеведы на полном серьезе
выводят из башкирского «богатый камень», объясняя, что, "вероятно,
когда-то здесь было обнаружено месторождение ценного или просто нужного
для хозяйственного использования камня". При этом они смущенно
признают, что никакого месторождения сейчас там нет, равно как нет и
никаких упоминаний о существовании его в прошлом. Остается только
признать существование месторождения заблуждений в головах этих
краеведов. Имя Степашка известно с детства всем, кто застал еще
телепередачу "Спокойной ночи, малыши". Происхождение название села
Ивашка или Никишка краеведам тоже понятно потому, что они знают русские
имена Иван и Никита. А вот Байдашка - им непонятна. Название сел
Петрики и Михайлики они тоже выводят от имен Петр и Михаил. А название
Байдики их ставит в тупик. А что разве было имя Байда? То,
что краеведы его не знают - еще не повод заниматься фантазиями в стиле
Дикого Запада. Конечно можно, закрыв глаза, объяснить таким образом
происхождение названия Байдики. Но здесь же рядом в 50 км находятся
села, которые называются Байдино, Байденки. Здесь-то причем бадик -
палка первопоселенца? Да, и если заглянуть в историю, окажется,
что в писцовых книгах Окологородного стана 1628—1629 гг.в числе вотчин
рязанского архиепископа Антония село значится, как селище
Байдиковское", а чуть позже, в грамоте царя Михаила Федоровича 1637
года упоминается под именем Байдаковское. А современное название
Байдики, оказывается, появляется в документах только, начиная с 1680 года (История Рязанского края: Байдики, с. Захаровский район)
Мы видим, что первоначально село называлось Байдиковское или
Байдаковское. И эти названия, оказывается, были взаимозаменяемы. Для
того, кто знает, что и Байдак, и Байдик - это уменьшительные формы имени Байда, здесь ничего странного нет. Как то, что Петрик и Петрак - уменьшительные формы имени Петр.
Надо отдать должное некоторым краеведам, например, З.П.Никулиной,
которая даже не знаю о существовании имени Байда (но зная, что есть
фамилия Байдиков) объясняет название Байдики как производное от фамилии
Байдиков или прозвища Байдик. Правда, дальше вслед за Фасмером она
повторяет, что в основе этой фамилии лежит слово байдик в значении
«палка, дубина». Снова - та же "палка первопроходца" только под другим
ракурсом. Есть и другие объяснение названия Байдики, например,
через диалектное байдак «озорник, буян». Наверное, жители этого села
часто озорничали и буянили? Предположим. Но тогда откуда взялось слово
"байдак"? И что было вначале: дерево или семя, из которого это дерево
выросло? Эту тему мы уже обсуждали, когда рассматривали фамилии производные от имени-прозвища Байда.
Именно украинское имя-прозвище Байда и легло в основу всех этих
названий. Все они имеют ту же природу, что и более привычные Ивановки,
Петровки, Никитинки. В основе их лежит имя, возможно, первопоселенца,
возможно, фамилия наиболее многочисленного рода села. Основателем
Ивановки был, скорее всего, Иван/Иванов, основателем Байдиков - Байда
(русифицированный вариант этой фамилии - Байдин или Байдов). Байдами на Украине издавна называли казаков-характерников, позже - странствующих певцов-бандуристов.
Как же появились эти украинские, по сути, названия в Подмосковье и
Тульской губернии? И почему именно на переломе XVI и XVII веков? И
почему эти села вытянулись почти в прямую линию на юг от Москвы? Тут снова нужно вспомнить историю...
Конец XVI века явился временем наиболее разрушительных татарских
походов на Московское государство. За вторую половину XVI века было
совершено сорок восемь набегов крымских татар. Набеги совершались не
только ханом, но и крымскими беками и мурзами по собственной
инициативе. Основным путем, по которому происходили эти нападения, была
Серпуховская дорога и Муравский шлях, тянувшийся от Перекопа по гребню
водораздела Днепра и Дона, через Ворсклу, Северный Донец, Быструю
Сосну, Упу, через Тулу на Москву. Существовала еще одна дорога,
по которой совершали набеги ногайские татары — на Рязань, через притоки
реки Воронежа, Козлов, Ряжск и Шацк. Московский царь Иван
Грозный был очень заинтересован в обеспечении безопасности Москвы
именно с этого направления. Царь шел даже на выделение земель на южной
окраине государства в оплату за службу по охране южных границ (а
Тульские замли как раз и были в то время южной границей Московии).
Так в 1557 г. Иван Грозный пожаловал украинскому гетману князю Дмитрию
Ивановичу Вишневецкому по прозвищу Байда в вотчину город Белев "со
всеми волостьми и селы, да и в иных городах села подклетные Государь
ему подавал и великими жаловании устроил". Согласно феодальной
традиции, Вишневецкий должен был содержать свой вооруженный отряд и
защищать вверенные ему земли. Сколько казаков было в отряде
Вишневецкого историки сейчас затрудняются ответить. Но одно то, что
"для прокорма" своих людей Вишневецкому был передан целый уезд, бывший
раньше самостоятельным княжеством, свидетельствует о значительной
численности его отряда, а также о заинтересованности Московского
государства в привлечении его на свою службу. Служилые князья занимали
промежуточное положение между представителями правящей династии,
владевшими большими уделами, и боярами. Их главная привилегия была в
том, что они не участвовали в войнах вдали от их владений. Но
несмотря на это Вишневецкий никогда не ограничивался пассивной охраной
Тульских земель, он совершил со своими казаками несколько удачных
походов в Крым. После таких упреждающих ударов татарам было уже не до
походов на Москву: крымский хан попытался совершить набег зимой 1559
года, но узнав, что Иван IV на Москве, "а Дмитрий Вишневецкий на Туле”,
вынужден был отказаться от похода. Как замечает летописец, "от этих
вестей приде на них страх и трепет, вскоре воротяся назад на бегство
устремишася”. Одновременно с этим по южной границе
Московского царства создается укрепленная линия, образованная цепью
больших и малых городов-крепостей — так называемая, Засечная черта.
Обычно это были стометровые полосы поваленных верхушками на юг
деревьев, укрепленных валами. По всей черте находились дозорные вышки и
укрепленные пункты-остроги. Самой ранней была пятисоткилометровая
«Большая засечная черта», созданная в середине XVI века от Рязани до
Тулы — по реке Оке, от Белева и Перемышля через Одоев, Крапивну, Тулу и
Венев до Переяславля-Рязанского и от Скопина через Ряжск и Сапожок до
Шацка. Первая засечная черта Московского государства позже получила
название Заокской, поскольку основная часть ее звеньев располагалась по
правобережью р. Оки (по направлению от Москвы – за Окою).
Заокская засечная черта (схема)
Засечная черта была настолько мощным инженерным сооружением, что даже сегодня, спустя более 400 лет, остатки ее защитных валов видны на спутниковых снимках в виде более темных линий.
Засечная черта (фото из космоса)
Активное участие в строительстве засечной черты и острогов принимали
казаки. В то время, 50-60-е году XVI века во многих городках южней
Тульской земли в местных гарнизонах уже числились казаки, как-то:
Епифани на Северном Дону (основана в 1566-67 гг), Веневе (известен с
XIV века), Дедилово (Дедилов) - древний город вятичей Дедославль,
восстановленный в 1553 году по указу Иоанна Грозного с испомещением
трех сотен казаков "за Черкасскую и Озовскую службы"; Крапивне (первое
упоминания - 1389 год). Городовые казаки подразделялись на сторожевых,
полковых, беломестных и кормовых. Важную роль в степном дозоре играли
именно сторожевые казаки, выезжавшие по весне и до поздней осени в
степь, наблюдая за продвижениями татар. Основными сторожевыми пунктами
Тульщины были Дедилов и Епифань.
Кордон. А.П.Лях
Белев был включен в систему Тульских засек: от Белева до Лихвина
существовала Боровенская засека, в сторону Одоева - Толкижская,
Семеновская, Полошевская, а далее на восток к Крапивне Снецкая и
Заупская засеки, южнее (точнее вверх по Оке) - Бобриковская.
Скорее всего, именно в это время и были основаны казаками поселения в
Тульской и Рязанской землях, а также вдоль дороги Тула - Москва. Среди
первопоселенцев некоторых из них были казаки по имени-прозвищу Байда.
Казаки со своими семьями осваивали новые земли, а в случае
необходимости, обеспечивали их защиту. Поэтому-то эти населенные пункты
и находятся к югу от Москвы, на путях наиболее вероятного нападения
татар на Москву.. К сожалению, мы пока не располагаем
сведениями о том, откуда еще, кроме Запорожья, могли переводиться на
службу казаки в город Белев, но, стоит предположить, что такими
городами послужили Данков и Дедилов. Это подтверждается тем, что при
формировании уже в XVII веке Белгородского полка среди стрельцов,
переведенных из Данкова мы находим Байдина Сеньку Лукьянова, в городе
Верхососенске в 1653 году среди прихожан Соборной церкви во имя
Живоначальной Троицы значится стрелец Байдин Артем, в Подгородней
земле в Стрелецком поле - Байдин Федот Артемов, в Пушкарской земле -
Байдин Авдей Матвеев. (http://fortuna3.comtv.ru/) Все сказанное выше подтверждает, что в указанное время в
указанном районе присутствовали украинские казаки, среди них
фиксировалась фамилия Байда/Байдин, которая и объясняет этимологию
названий указанных населенных пунктов. Позднее, когда Засечная
черта сместилась к югу, вслед за ней в Курские и Белгородские земли
ушли и казаки. И память о них осталась только в названиях сел. Память,
правда, довольно призрачная, коль в ней остались только легенды о
"палках первопоселенцев"...
В рамках темы "Фамильная
топонимика" с любезного согласия автора мы размещаем очень интересную
статью А.И.Луковкина об истории села Байдино
Арсеньевского района Тульской области. Через историю рода Луковкиных
показана история села Байдино с XVII века до наших дней. С большой
любовью описана природа и быт людей села. Надо отметить, что в статье
присутствуют те же этимологические погрешности, о которых уже было
сказано выше, автор в традиционном ключе трактует
происхождение названия Байдино: "Наиболее вероятно предположение о том,
что название деревни Байдино происходит от русского слова «байдан». Это
слово имеет несколько значений. Первое – «пустырь, незастроенное
место», второе – «возвышенность». Деревенька Байдино выросла на
«байдане» - высоком крутом берегу реки Исты, у места впадения в нее
реки Байденки. До возведения первых крестьянских построек здесь была
пустошь (пустырь), которую называли «байданом». Это место привлекало к
себе первых поселенцев своим удобным расположением – у дороги и реки.
Кроме того, здесь, на берегу реки Исты были выходы пластов
известнякового камня, который мог служить хорошим материалом для
постройки деревенских изб. Слово «байдан» имело еще одно значение –
«хоровод, игры на просторе». Возможно, что в этом живописном месте, на
пустыре, поросшем молодым березовым лесом, собиралась молодежь из
окрестных сел и деревень поиграть, повеселиться и поводить хороводы."
Впрочем, эти погрешности этимологии не умаляют значения написанной им
статьи. Анатолий Иванович волен сам выбрать, согласиться или нет с
предложенным толкованием происхождения названия села. Но мы считаем,
что село названо Байдино, потому что в числе его первооснователей,
вероятно, был казак по имени-прозвищу Байда. Чье село? Байдино. А речка
Байденка названа так потому, что на ее берегу жил когда-то Байденко -
младший из рода основателя села, - енко - украинский патроним
(именование по отцу), обозначающий сына или младшего в семье/роду:
Байденко - сын Байды (или младший Байда), как Иваненко - сын Ивана,
Петренко - сын Петра и т.д.
Мы предполагаем и в дальнейшем
продолжать публикацию статей об истории населенных пунктов, носящих
"фамильные" названия. Если у вас есть такие материалы, присылайте.
Очень интересно! Есть ли в данном регион другие украинские топонимы? Было бы странно, что казацкое присутствие подарило краю только один топоним с разными вариациями. Не более ли тогда вероятно, что названия этих топонимов происходили не от имени Байда (тогда получается, что этих самых Байд было слишком много и все непременно давали название селу), а от слова "байда" в значении казак-характерник?
Вы совершенно правильно заметили момент, смущающий и меня: количество предполагаемых основателей по имени Байда на единицу площади. По непроверенной информации таких населенных пунктов в прошлом было еще больше, некоторые из них впоследствии были переименованы.
Quote
Не более ли тогда вероятно, что названия этих топонимов происходили не от имени Байда, а от слова "байда" в значении казак-характерник?
Ваше предположение тоже не объясняет этого парадокса. Казаков-характерников было не так много. И они не занимались основанием сел, тем более в таком количестве. Я думаю, есть несколько возможных объяснений этому:
1. Казаки в этой местности были пришельцами, и местные жители могли их называть "байдами" по наиболее запоминающемуся, колоритному их представителю - казаку-характернику Байде. И тогда почти все поселения, основанные казаками называли Байдиными, Байдиками. 2. Только лишь несколько сел (одно-два) были основаны казаками по имени-прозвищу Байда (то ли они были характерниками, то ли носили имя Байда по какой другой причине). Но эти села были первыми, среди основанных казаками. На последующие поселения казаков уже автоматически переносилось это название, т.е. оно, фактически, становилось нарицательным и означало что-то вроде "казацкая слобода". 3 (некая модификация варианта 1). Если Вишневецкий действительно был характерником и носил прозвище Байда, тогда и поселения казаков из отряда Байды могли называть Байдино, Байдики, Байденки.
Но такие объяснения нельзя считать полностью обоснованными, поскольку в округе указанных населенных пунктов находятся села с обычными именными названиями: Ильинка, Захарово, Гришенково, Юрьево, Богданово, Меркулово и т.д. И только иногда встречается Слобода, Слободка, Сотниково...
bayda-site В любом случае мне объяснение через имя кажется удачнее чем объяснение "от палки". Настораживает речка Байденка. Принято считать, что гидронимы стабильнее топонимов и очень часто восходят в языку-субстрату, коим в данном случае должен быть какой то из фино-угорских языков. Нет ли в фино-угорских языках ни каких параллелей слову "байда" и его вариациям?
Присутствие речки Байденки в селе Байдино меня совсем не удивляет, но это больше свидетельствует об именном способе происхождения названия села. Многие фамильные ойконимы и гидронимы являются парными, посмотрите http://bayda-site.ucoz.ru/index/0-42
К перечисленным ранее возможным способам образования названий нужно добавить еще один, так называемый, миграционный вариант, когда люди, основывая село на новом месте, в память о своей малой родине, называют его так же, как называлось их родное село. Если Байдики, Байденки это были казацкие поселение, жители которых несли и сторожевую службу, то впоследствии при перемещении охраняемого кордона, вместе с ним переселялись и казаки, давая новым поселениям старые (или с некоторыми вариациями) названия Байдики, Байденки, Байдино. Не утверждаю, что все упомянутые названия получены клонированием какого-то одного из них, но, принимая во внимание природную мобильность казаков, несколько таких "клонов" можно допустить. Оригинал такого клонирования находится, скорее всего, в Тульской области. Возможно, что тульское Байдино как раз и является таким оригиналом, оно находилось в полосе Засечной черты (Федяшевская засека), казаки из Байдино несли сторожевую службу южнее Белева.
Схема расположения Федяшевской засеки (по А. И. Яковлеву). Составил В.В. Богуславский.
Справка. Федяшевская засека шла на восток 26 верст от берега р. Оки до р. Тырны (левый приток р. Холохольня). Селения, реки и урочища, на ней или близ нее находившиеся: д. Савенково, д. Беляево, д. Железна, д. Будовищи, с. Фурсово, д. Коларево, д. Оранья («блиско засеки»), р. Иста, д. Литвиново, д. Варварино, д. Нивны, д. Сидорово, д. Другая Сидорова, д. Гришенково, д. Захарово, д. Савелково (от засеки с полверсты), д. Боброво (в засеке), Другое Боброво («с треть версты от черты»), д. Михайлово, с. Быковка, д. Вязово, с. Есенки («с треть версты от черты»), Кулаково поле, р. Тырна, возле которой были Тыренские ворота, д. Засадово (у засеки), с. Ивановское, д. Остапово, д. Слободка Погиблая, д. Вязок, д. Докукино, д. Голтяево (в засеке), с. Полуектово, д. Ваненково, д. Кочерыжниково, с. Стромки, д. Рахлеево, д. Манаенки, с. Кузменки, д. Лелюхино (у самой засеки), с. Сорокалетово («с полверсты от засеки»), с. Халезово (ныне Песковатское, у самой засеки). С внешней стороны находились деревни: Веск, Байдино, Крутая, Рязанцево[Яковлев А.И. Засечная черта московского государства в XVII в. Очерк из истории обороны южной окраины Московского государства. М., 1916. c. 36 - 37].
http://plava1.narod.ru/history/history1.html
Дальнейшие перемещения казаков из этого казацкого поселения могли быть вызваны военной необходимостью защиты: - Тулы (Большие, Средние и Малые Байдики), - Рязани - в разрыве Засечной черты (рязанские Байдики), - Москвы - в качестве второй линии обороны в случае пролома татарами засек на участке Венев- Переяславль-Рязанский (серпуховские Байдики, Байденки).
Такой расклад мог сложиться уже к концу XVI века. К сожалению, подтвердить или опровергнуть это предположение врядли возможно: "Смутное время" было не самым подходящим моментом для регистрации этих населенных пунктов, поэтому документальная фиксация их отмечается уже при Романовых в 20-30-х годах XVII века. А уже во второй половине XVII - начале XVIII века при смещение южной границы Московского царства к югу жители этих поселений перебрались ближе к новому кордону и основали орловское Байдино. Можно даже предположить, что село Байдино в Орловской области основали переселенцы из села Байденки Серпуховского района Московской области. Дело в том, что когда под влиянием обстоятельств люди переезжают из какой-то местности, то на новое место "мигрирует" не одно название, переехать может почти вся топонимика старого места проживания. В нашем случае вместе с Байденками из Московской области в Орловскую "переехало" и село Соймоново. И в Московской, и в Орловской области село с названием Соймоново - это ближайшее село к Байденки-Байдино, и там и там их разделяет не более двух километров.
Уже сама по себе такая связка - довольно странная. Еще более странной она является на фоне редкости названия Соймоново: в России есть всего два села с таким названием и оба они соседствуют с Байденками-Байдино. Другого объяснения такой "взаимной привязанности", кроме, "совместного переезда" я не вижу. К переселенцам из Байденков и Соймоново присоединились жители других населенных пунктов, так образовались Верхние и Нижние Прилепы. Здесь же рядом и село ПодБЕЛЕВец, как память о Белеве, откуда все и пошло.
Присутствие речки Байденки в селе Байдино меня совсем не удивляет, но это больше свидетельствует об именном способе происхождения названия села. Многие фамильные ойконимы и гидронимы являются парными, посмотрите
Просто принято считать, что если имеются одинаковые ойконим и гидроним, то именно второй дал название первому. Гидронимы, по наблюдениям ученых, как правило, очень древние. Обратите внимание, как много в данной местности явно не славянских гидронимов, восходящих видимо к языку-субстрату. именно существование речки Байденки заставляет задуматься над тем, не относится ли весь этот комплекс топонимов к древнейшему пласту. Хотя, чисто по ни на чем не основанным ощущениям, Байденка мало похожа на финоугорские гидронимы региона.
Просто принято считать, что если имеются одинаковые ойконим и гидроним, то именно второй дал название первому.
Такая версия была у местных краеведов. Луковкин А.И. в своей статье совершенно справедливо отмечает: Версия о происхождении названия деревни Байдино от названия речки Байденки («Арсеньевские вести», №№ 106-107, 1992 г.) кажется малооправданной. В самом деле, в Тульской губернии существовало четыре деревни с названием Байдино – в Белевском, Каширском, Тульском и Чернском уездах. И только в одной из них (в Белевском уезде) протекала речка Байденка. Три другие располагались на берегу речек Раковки, Сушки и Уготи.
Речка Байденка была совсем небольшая, известна только в пределах данной местности. Максимальная ширина Исты в лучшие времена - 10 м. То что ж говорить о ее притоке, тем более сейчас уже высохшем? Скорее всего, до момента заселения этой местности Байденка была безымянной.
Другие мини-гидронимимы этой местности - тоже явно русского происхождения: речка Дербинка - от "дербень" - грубый льняной холст, речка Гужовка - от "гужи" - кожаные или веревочные петли, крепящие оглобли с дугой.
Круто! Я вот попытался разобраться в топониме Прилепы. Информации в интернете маловато. Может кто чего подскажет? Или направление поисков. В общем, заранее спасибо. Вот результаты моих поисков: http://prilepskie.org/geography/some-theory-toponymy
Ваша фамилия Прилепский, и в вашем вопросе о Прилепах я на первом плане вижу вопрос о происхождении фамилии. Задайте ваш вопрос на форуме о фамилии. Изложите все, что знаете, без всяких отсылок, и свое мнение о происхождении фамилии. Там тема топонимов Прилепы также будет уместна.
В теме о фамильных топонимах продублирую информацию. Якобы у тюркских народов есть такое толкование слов лип~липо~леп, как ‘граница’. В этом свете топонимы множественных российских населенных пунктов Прилепы можно рассматривать в значении, как "приграничные", а не просто "прилепившиеся". Хотя и "прилепляясь", они остаются "приграничными".