Психо-профилактика вирусов для носиков- курносиков и взрослых носов
Светлана Ройз – мама, детский - семейный психолог, член разных психо-лиг,
руководитель «Психологической студии»,
автор книг, проектов и проч-проч-проч
Осень скрипит на зубах… морозными зимними красками..
По городу бродит страх – очередями в аптеках, белыми масками….
сын сгрызает лимон – без сахара – не поморщится.
Звонит- и звонит – телефон. А отвечать не хочется.
новости – интернет. паника, страх, вакцины….
А я набрала конфет, соки и мандарины….
От свечек мерцает свет. С сыном слушаем джаз….
Вот… самый любимый куплет…. И этот грипп не про нас.
Очень хочется в самом начале сказать огромное
материнское-человеческое-профессиональное-гражданское
СПАСИБО Доктору Комаровскому (http://www.komarovskiy.net/blog/svinoy-gripp.html)
Я уже несколько дней думала над тем, что можно быстро сделать, чтобы
донести информацию до большого количества людей, не о физической
составляющей вируса, о психологической….. и так же, как и любимый
доктор Комаровский, я столкнулась с тем, что газеты, которым я часто
была вынуждена отказывать в интервью из-за занятости, сейчас, когда я
сама выходила на связь, и предлагала ГОВОРИТЬ о том, что происходит и о
том, какая возможна самая простая профилактика – от темы уходили……
Итак, спасибо за возможность быть рядом и передать то, что могу передать.
Вначале будет скучная теория, потом веселые практики :)
Когда есть сложность в физическом теле – мы, в первую очередь решаем ее
физическими методами, делаем все, что дОлжно для физической
профилактики и терапии… и параллельно начинаем укреплять иммунитет…
Мы знаем, что есть понятие физический иммунитет, есть понятие психологический иммунитет.
Они очень связаны. Физический – определяет нашу способность
противостоять физическим вирусам, психологический – психологическим
(панике, страху, агрессии…).
Как только ослабляется один, это сразу же приводит к ослаблению другого.
Когда-то давно меня в институте учили – самый лучший способ манипуляции – ввести человека в состояние страха. Самый лучший и быстрый метод терапии – дать человеку ощущение ресурса и дать конкретные знания.
Дать ощущение стабильности.
Когда человек боится – он управляем. Он не в состоянии фокусироваться на действительно важных вещах.
(Мы не будем сейчас разбираться, кому и почему это стало нужно и выгодно)
У боящегося человека одна задача – выжить.
Помните? у нас есть несколько базовых потребностей: безопасность – любовь – развитие.
Безопасность – самая первая, самая определяющая.
Когда ребенку любого возраста небезопасно - он теряет контакт с
радостью и любовью – он не может развиваться. Не может думать о
дальнейшем развитии: своем-семьи-бизнеса-страны….
Внутри нас одновременно живут несколько ролей – Родитель – Взрослый-Ребенок.
У каждого из нас какая-то роль ведущая, какая-то не очень проявлена.
В тот момент, когда мы пугаемся, когда нарушается контур нашей
безопасности – мы становимся совершенно уязвимыми и… управляемыми.
Потому что когда мы боимся, мы сразу теряем нашу внутреннюю роль
ВЗРОСЛОГО и переходим в состояние ВНУТРЕННЕГО РЕБЕНКА. А в этом
состоянии очень сложно брать на себя ответственность и очень сложно
быть опорой для кого-то (особенно для кого-то Маленького, для нашего
реального ребенка, который все время смотрит нам в глаза и в сердце).
Когда мы в состоянии паники и тревоги, когда мы сами стали ДЕТЬМИ –
наши дети совершенно теряют ощущение опоры. Если в глазах родителей
страх и паника – ребенок получает сигнал – мир опасен - все плохо. И
включается сигнал тревоги – проявляется он в истериках, агрессии,
тревожности, в худшем случае, ребенок заболевает. У него просто выхода
другого нет.
В последние дни на приемах детки так и говорят – «тетя Света, ведь жить-то опасно!».
И мы запоминаем первое ВЗРОСЛОЕ правило – вспоминать о том, что мы взрослые.
А взрослые умеют выходить из эмоционального зашкала. И умеют делать
глаза спокойными. Вот этими спокойными глазами мы смотрим на наших
чижиков и спокойным голосом им говорим – я о тебе позабочусь. Мы в безопасности. Мы будем часто мыть ручки, проветривать комнаты, брызгать носик :)
Помните фильм Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна» - помните, как папа,
находясь с сыном в концлагере смог для него создать безопасную
реальность?….
Слава Богу, у нас есть больше возможностей для этого, чем у героев
фильма. Для того, чтобы снять собственную тревогу и напряжение – нам
нужна информация.
Информация не та, которая рассказывает о потерях и еще больше вводит в состояние страха.
Информация не из пласта – «Кто виноват?».
А из формата – «что делать».
И ЕЩЕ РАЗ – спасибо доктору Комаровскому – он был единственным ВЗРОСЛЫМ, благодаря которому мгновенно снизился уровень тревоги.
Еще немного о страхе – когда мы ощущаем страх, клетки нашего тела сжимаются, тело напрягается.
Страх бывает мобилизующим и парализующим.
(Когда мы перебегаем дорогу и видим машину – кто-то входит в ступор, а
кто-то бежит быстрее, в зависимости от ведущего типа нашей нервной
системы).
Кто-то при слове ГРИПП – начинает делать судорожные, но не осознанные,
действия – бегать по очередям, распространять слухи – быть излишне
активным… и терять при этом силы… а кого-то страх парализует – и мы
входим в состояние беспомощности, безысходности….и та, и другая реакция
– природная, когда-то она нужна была нашим предкам, чтобы замереть и
избежать встречи с хищником, или убежать от него… но в конкретной
ситуации она совершенно не продуктивна.
Напряжение блокирует доступ к новой информации, к энергии, к эмоциям.
Страх блокирует иммунную систему.
Мы как будто бы вдыхаем-вдыхаем-вдыхаем – а выдохнуть, расслабиться не можем.
В результате организм все равно от усталости выключается, сбрасывая
напряжение… выдыхает….и заболевает…. А еще мы знаем, что всегда болеют
те дети, мамы которых очень тревожатся…
(Кстати, когда-то слышала об эксперименте-исследовании - у детей,
живущих на улице, гельминтоз наблюдается намного реже, чем у деток,
живущих в наших стерилизованных домах. Гельминты живут в среде страха,
как и вирусы)….
Напряжение провоцирует на совершенно неосознанные действия… за страхом
всегда идет агрессия. И о вспышках агрессии на почве вируса мы уже
читали и слышали в новостях. В общем, бояться просто невыгодно.
А еще мы с вами знаем, что с нами происходит то, во что мы верим.
И если у нас в голове звучит как мантра слово – вирус, то наше подсознание ищет путей, как бы этот вирус заполучить….
Вывод – давайте менять мантру :)
Мы становимся уязвимыми, когда устаем, когда теряем ресурс. И наш
взрослый вопрос к себе – что нам поможет сейчас войти в ресурсное
состояние? Это может быть, что угодно. Для меня, как стало понятно из
стиха-шутки – это мандарины и джаз...и сон :)
Мы уже запомнили – когда мы боимся – мы напрягаемся, когда мы
расслабляемся – радуемся - клетки тела получают доступ к энергии жизни,
к здоровью.
У нас есть 2 полушария мозга. В левом находится наша сознательная часть
– наше рацио. Там записана вся информация, которую мы уже услышали и
прочитали в новостях. Правое полушарие – наше творческое,
иррациональное полушарие. Там находятся зоны игры, психосоматики (психо
– душа. сома- тело), зоны эмоций, зоны доступа к счастью и радости.
Смех и радость – это лучшая медитация и лучшая терапия. И для Псюхе, и для Сома. И лучший метод укрепления иммунитета.
Детки живут на уровне правого полушария мозга. Они не слушают новости
ушками. Они чувствуют не то, что говорится, а то, какой подтекст за
этим, какую эмоцию это вызывает (в первую очередь у родителей.) и уже
живут этим состоянием. Если мы хотим укрепить их иммунитет, мы воздействуем именно на полушарие ощущений. И заодно на свое. Итак, фокус внимания и наша мантра – радость на здоровье!
1. очень простая арт-терапевтическая техника – рисуем здоровье.
Вместе с ребенком увлеченно и радостно рисуем ЗДОРОВЬЕ и вешаем
рисунок/рисунки на стенку.
2. психологический иммунитет укрепляется, когда тело ребенка
чувствует себя любимым – а это значит, что нежных, теплых прикосновений
именно сейчас должно быть намного больше. Можно представить, что
ребенок – это пластилин – а мы его разминаем и что-то из него
о-о-о-очень красивое лепим….или – мы делаем из ребенка колобка –
вмешиваем в него водичку, муку, сахар или соль и…..здоровье, радость,
любовь… потом скатываем его (сворачиваем в клубочек и катим от папы к
маме…) или просто играем дома в догонялки, в подушечные бои, делаем
массаж – рельсы-рельсы-шпалы-шпалы…
3. помните, Гарри Поттера? Что его защитило от ….
Вируса-Волан-де-морта? :) – мамина любовь. Вот мы и говорим детке (и
главное, сами ВЕРИМ) и представляем активно (на уровне правого
полушария мозга, помните?) что моя любовь вокруг тебя создает такое
мощное защитное поле, что ты в безопасности.
4. мы можем рисовать мандалы. Мандала – это древний-древний метод
работы с внутренним пространством. Любой замкнутый контур может
считаться мандалой. Мы рисуем круг – все, что вписывается в круг
символизирует внутреннее пространство – т.е. себя. Все, что за кругом –
внешнее- т.е. окружающих людей, отношения, города и др….. Мы рисуем для
детки круг – а внутри ребенок рисует свою силы, здоровье, любовь и т.д.
5. в том месте грудной клетки, в которое мы тыкаем пальчиками, когда
говорим «Я» – находится тимус. Там должны были бы сформироваться наши
иммунные клетки. Когда мы играем в орангутанга - бьем кулачками в
грудь и при этом издаем какие-то радостные звуки – А-А-А – мы
стимулируем наш иммунитет.
6. место между лопатками (там, где у нас должны были быть крылья)
называется МЕСТО ПОДДЕРЖКИ. Это место – проекция всего, что связано с
дыхательной и сердечно-сосудистой системой . когда мы туда прикладываем
руку – просто так, или когда видим, что детка загрустила, Или когда
появляется сутулость… мы укрепляем ребенковый психологический иммунитет.
7. в древней традиции Китая (в Цигун и Дао) – есть знание о связи
звука-цвета и систем органов. За меридиан легких отвечает белый цвет и
звук С-с-с-с. Мы кладем ручки на грудную клетку (проекция бронхов).
Потом поднимаем руки вверх со звуком С-с-с-с, как будто выдыхаем грязь,
болезнь, страх. Затем, вдох – вдыхаем белый чистый цвет и возвращаем
ручки на место. Можно так делать раза 3 подряд. *Меридиан легких (в него входят нос – легкие - кишечник) связан с
ощущением отвергнутости, со страхом и паникой. Самая частая эмоция
этого меридиана – печаль. Все, что противоположно вышенаписанному (т.е.
уверенность, ощущение нужности, радость) – лучшая терапия для этой
системы органов и лучшее укрепление иммунитета – как физического, так и
психологического.
8-9-10…. – все, что вы считаете ресурсом – комедии, теплые ванные с
пеной, детские песни… все, что заставит вас засмеяться…перейти в зону
правого полушария мозга и расслабиться…
С момента объявления карантина в нашем доме…. стало больше радости и
смеха.. причем осознанно. Шарики, мандарины, свечи, танцы, песни. Мы
ездим по вечернему, освещенному фонарями городу в машине и орем –
«уна-уна-уна-ун-моменто»… и «А-нам-все-равно…пусть боимся мы волка и
сову…»
И на консультации я одеваюсь намного ярче, чем в другое время. Это
работает и как собственная терапия, и как метод стабилизации для
клиентов. И еще потому что осень – отсутствие солнца - провоцируют
сезонную депрессию, и потому что яркие цвета работают как цветотерапия
(например, голубой цвет помогает справиться с болезнями горлышка и
снизить температуру, белый – помогает легким, темно-синий и оранжевый
дает силы почкам и моче - половой системе, желтый - стимулирует
аппетит, ускоряет обменные процессы) – и все это – воздействие на тело
в обход сознания, в обход нашего рацио…
А еще лирическое отступление - объявление карантина совпало с Днем
Рождения Сынишки. Мы намечали грандиозный школьный праздник… но…втроем
сидели в кафе, шутили, задували свечи. Я была без марлевой повязки, но
в шапке с заячьими ушами. И я была УВЕРЕНА, что мы здоровы и будем
здоровы. Когда сынишка расшалился и я в шутку ему сказала – «ну что у
меня за психический ребенок». Он мне моментально ответил – «и это мне
говорит женщина в костюме зайца!?» Мы хохотали и я думала о том, что
чувство юмора мощный иммунностимулятор. ….а потом мы пошли в кино. В
зале было 5 человек. Мы были спокойны. Глаза сынишки так радостно
горели – что я тоже понимала – этот день настолько укрепит его
иммунитет, что ресурса надолго хватит….и этот грипп точно не про нас….
А сегодня на приеме одна из клиенток меня спросила – Светлана
Анатольевна, что же вы практику не прикроете? Ведь вам 33. знаете ли,
возраст критический, побереглись бы…я в ответ открыла форточку и взяла
с полки банку мыльных пузырей…. :)
Пусть носики-курносики сладко спят и сопят радостно, а не от насморка.
И пусть родители этих носиков держат носы пистолетами.
Всего теплого