«Не познав своей сути, человек не
познает своих
потребностей. Точно так же - с народами ».
Х. Мамай
Историческая наука основывается на
фактах, выводы же, сделанные при отсутствии
фактов - это гипотезы и мифы. Безосновательные
выводы лишь подчеркивают их уязвимость и
несостоятельность. В непроглядной глубине веков
очень трудно рассмотреть следы передвижений
племен и народов, в особенности тюрков. Историю
тюркских наемников-мамлюков трудно локализовать
территориально, поскольку тюркские племена в
разное время являлись посредническим звеном
между Западом и Востоком. Чтобы восстановить
истину, нужны неопровержимые доказательства:
данные лингвистики, ономастики, этнонимики,
литературы, архитектуры. Как известно, народ,
нацию определяют в первую очередь на базе
общности языка, территории,
социально-экономической жизни и психического
склада, проявляющегося в общности культуры
этноса.
Казалось бы, все ясно и понятно,
приведены все известные хронологии мамлюкских
династий и государств, созданных тюркскими
наемниками-воинами от Индии до Египта, примеры
привлечения тюркских гвардейцев Византией,
Персией, Китаем, Русскими княжествами, Грузией,
Болгарией, Венгрией, Арабским халифатом - все это
подтверждается историческими данными
средневековых хроник. Но существуют и
противоположные мнения по данному вопросу и мы
должны определиться в едином мнении. Автор книги
«Черкесские мамлюки» С. Х. Хатхо пишет следующее:
«Вообще, антропонимический фактор занимает
ключевое место в процессе выявления этнической
принадлежности того или иного мамлюка. Так, если
мы встретим в хрониках такие имена, как Барсбай,
Бибарс, Джакмак, Каит, Кансав, Биберд и т. д., то для
исследователя, знакомого с кавказской
антропонимией, совершенно очевидно, что носители
этих имен являются черкесами». (стр. 50).
Описание внешности Бибарса также не
соответствует азиатскому типу кипчаков,
мамлюкские хронисты употребляли в отношении
черкесских султанов слово «турок» как более
общее понятие (стр. 51).
Султаны Бибарс и Калаун считаются
кипчаками, несмотря на то, что племени Бурдж
никогда не существовало, (ссылаясь на С. Закирова)
(стр. 51).
Имя Бибарс черкесское - Пыиперэс.
В кипчакских степях мог родиться кто
угодно, не только кипчак.
Черкес, эмир сотни Оздемир ал-Хадис.
Ускакал с несколькими воинами к монголам,
выкрикивая, что они сдаются на милость
Менгу-Тимура. Подъехав к татаро-монголам, он
сказал, что хочет сообщить нечто важное их вождю
(стр. 68).
Черкесы сохраняли свой язык, причем
многие из них едва владели арабским (стр. 155).
Косожский князь Редедя имел свой герб.
Приведем несколько цитат из другой его книги
«Черкесские (адыгские) правители Египта и Сирии в
XIII-XVIII вв.».
- По всей видимости, встречающееся у ибн-Ийаса
нартское имя Сосруко в форме Сосрук, является
первым письменно зафиксированным
свидетельством бытования этого имени в
черкесской среде. (стр. 11).
- Военная иммиграция черкесов в Киевскую Русь
продолжилась вплоть до монгольских войн.
Создается впечатление, что все или почти все
военные специалисты на службе у русских князей
XI-XIV вв. - черкесы, абазины и осетины. Количество
славяно-адыгских имен отнюдь не ограничивается
приводимым списком: Нечевич (ср. Нагуч; Доман (ср.
Доманука)); Козарин (ср. Кажар) Керебет; Домаш
Твердиславич (ор. Томаш, Томашук); Мелик Семен (ср.
Малэкъуэ Семэн); Олбырь Шерошевич; Баяндюк (ср.
Байантыкъо); Варазко Миюзович и т. д. (стр. 38).
- Иное значение имеет антропонимический фактор.
Итак, обратимся к именам бурджиитских князей:
Анас - Iэнэс; Бештак - Бэщтэкъо; Катмоса - Кайтмес;
Саук - Шъаукъо; Яросланопа - Арсланипа (Арслан -
аланское имя, ипа - абхазское и абазинское
окончание, означающее «сын»); Басте - Басте (Басте
- фамилия у шапсугов); Селу - Залук (фамилия у
кабардинцев); Урузоба - Урус-ипа; Алук - Алеко
(алэкъо); Асень - асское имя; Алтунопа - Алтун-ипа
(имя тюркское, окончание абазинское; Асадук;
Томзак; Курток; Осалук; Тарсук-(стр. 133) аланские
(асские) и тюркские имена с черкесскими
окончаниями. Само название племени звучит
отчетливо в распространенной у адыгейцев
фамилии Бырдж. (стр. 43).
- Последний правитель Бырджей, пши Бачман, погиб в
1241 году одновременно со своими союзниками
черкесским пши (князь) Таукаром и ассом
Качируко-Але (стр. 49).
- Мотивы похода Тамерлана в Черкессию были во
многом субъективны и личностны: это была месть за
черкесские набеги в Хорзем (стр. 50).
- Значительный интерес представляют данные
генерала А. Ригельмана, который писал, что
современные ему донские казаки единодушно
заявляют, что произошли от черкесов. (стр. 59).
К этнографическим деталям,
привнесенным черкесами на Украину относят форму
и технологию жилища; отапливание жилища кизяком;
тяжелые деревянные плуги, наличие у запорожцев
черкесского седла; обычай брить голову, оставляя
при этом клок волос на макушке; ткань
«Черкессину», из которой шилась прежняя
украинская одежда; головной убор и черкесские
кафтаны. (стр. 59).
Термин «Паша» (пашэ) явно заимствован
турками-османами у адыгов. Возможно, первые паши
османов были из числа мамлюков. Сами османские
правители являлись вассалами черкесских
султанов и, в этой связи, могли широко
использовать черкесский военный опыт (стр. 61).
В средневековой истории Крыма черкесы
фигурируют довольно часто. Армянский историк
Крыма Тер-Абрамян в своей книге перечисляет
следующие населенные пункты и местности,
связанные с черкесским присутствием: село
Черкес, Черкес-Эли, Черкес Тогой, Черкес кош,
Черкес тюз, Черкес кермен.
П. С. Палас отмечает также еще один
топоним, связанный с черкесским присутствием на
полуострове, это верхняя часть реки Бельбек по
названию Кабарда. (стр. 69).
Мамлюки каранис т. е. мамлюки ветераны.
И хотя совершенно ясно, что под каранис
подразумевается опытные воины-ветераны,
этимология самого слова не выяснена. (стр. 99).
Черкесы обозначены в мамлюкских
источниках как Джаркас, или Джаркаси. Есть также
альтернативные транскрипции: Чаркас, Шаркас или
Шаркасия (стр. 108).
Тюркские мамлюки Египта настолько
уменьшились в числе, что все оставшиеся из них
состояли из кучки уцелевших ветеранов и детей.
Национальная солидарность и монопольное
господство черкесов выражалось в употреблении в
одновременных источниках терминов «люди»
(ал-каум), народ (ал-джанис), племя (ал-та, ифа)
исключительно по адресу черкесов. (стр. 111).
Эмир Алан-Караджа начал свою карьеру в
качестве пажа и оруженосца султана Каитбая.
Фамильное имя, прозвище - ибн Караджа,
свидетельствует о том, что этот мамлюк
происходил из княжеского осетинского рода
Карадзаути. В мае 1509 г. он был отправлен послом к
османскому султану (стр. 137).
Намереваясь избавиться от главы
сирийских аййубидов эмира ал-Малик ал-Кахира,
которого подозревали в организации заговора,
Бийбарс подал ему во время пира в знак милости
чашу с кумысом. Кумыс был отравлен. Эмир, почуяв
опасность или зная о ней, переменил чаши с
кумысом, когда султан отвернулся. Бибарс выпил
отравленный напиток и умер через тринадцать дней
в ужасной агонии. (стр. 175).
Замечание Макризи, аз-Захира, ал-Айни и
других хронистов о турецкой (тюркской)
принадлежности Бибарса и Калуна, не могут быть
использованы для этнической идентификации.
Термин «турок» и в XIII веке, и позднее не имел
определенного этнического содержания:
мамлюкские хронисты называли тюрками армян,
аланов, грузин, абхазов, черкесов, кипчаков,
монгол, русских и даже греков-византийцев. (стр.
181).
Культура черкесской общины
средневекового Египта представлена
великолепными архитектурными памятниками (стр.
286).
Сохранились свидетельства
средневековых писателей о бытовании в
мамлюкской среде аталычества. (стр. 289).
Брентрандон де ла Брохвиер, посетивший
Палестину и Сирию в 1432 г., путешествовал в
компании черкеса Мохамеда, гвардейца султана
Барсбая. Выехав за пределы мамлюкского
султаната, на территорию малоазийского
туркменского княжества Эрегли (Араклея) черкес
был вынужден представлять своего бургундского
товарища черкесским мамлюком (стр. 289).
Султан Кансух ал-Гури был последним
черкесским правителем Египта.
В книге «Черкесские мамлюки» автор Х.
Хатхо пишет, что в половецком объединении племен,
не существовало орды «Бурчевичей, Бурджаков». Но
данные летописей говорят обратное. В рассказе о
походе русских 1195 года летопись донесла до нас
особый материал, потому что в нем названы многие
орды и роды, объединенные Канчаком в «Донской
союз». Союниками хана Канчака были Таксобичи,
Колобичи, Етибичи, Тортробичи, Торголове,
Улашевичи и Бурчевичи. Многие из перечисленных
родов половцев неоднократно встречаются на
страницах русских летописей: Токсобичи, которые
известны еще во второй период половецкой истории
и Бурчевичи, которые были одной из самых сильных
орд приднепровского объединения. В XIII веке
непокорная часть половцев с боями отступала в
двух направлениях на Запад, и Восток. Взяв
штурмом Дербент, половцы прорвались в
Закавказье, многие из них осели в Азербайджане,
об этом говорит ономастика края. Три селения
Куманлы, несколько селений под названием Буджаг.
Этноним Буджаг сохранился в начале XX века в
названиях селений: Кара Буджак, Джвавском и
Гегчайском уездах; Эгри-Буджаг, Агумском, Буджаг -
Нухимском («Этническая ономастика». Данные
расселения тюркоязычных племен в Азербайджане в
XI-XIII вв. Стр. 149).
В грузинской летописи «Картлис
цховреба» сказано, что половцы входили в отряды
кавказцев, боровшихся с войсками монгольского
хана Хулагу в 1256 г., и что в походах иранского шаха
Газана участвовали половцы, «прославившиеся
бесстрашием и отвагой».
В XII-XIII в.в. основное население городов
Крыма составляли хазары, болгары, половцы, то же
самое было и в городах северного Кавказа. Все это
подтверждается особенной близостью языка
крымских татар с языком карачаевцев, балкарцев,
кумыков и ногайцев. Таким образом факты
историографического порядка дают
неопровержимые доказательства того, что
мамлюки-бурджиты были выходцами из половецкого
объединения племен. Мы уже говорили, что султан
Бийбарс не мог в Каире обходиться без
переводчика, Калаун не знал арабского. По
утверждению Макризи: «Бийбарс родился в Кипчакии
(Судак), оттуда же родом был его брат Салмиш, и
султан Калаун».
В 1288 году на личные деньги Калауна в
городе Солхате была воздвигнута мечеть (как
известно, дом в чужом огороде не строят, а тем
более мечеть). В предыдущих главах мы приводили
множество фактов, подтверждающих тюркскую
языковую принадлежность бахритов и бурджитов,
это отмечает и Босфорт: «искусственное
разделение династий».
Личные имена мамлюков открывают нам
яркую страницу в истории тюркских народов, где
отразились следы всех хронологических эпох. В
этом плане примечательна история одной ошибки.
Началось это в конце XVIII века, когда Гюльденштедт
обнаружил имена половецких ханов в Осетии и на
этом основании начал утверждать, что осетины
потомки половцев. Несколько позже эти же самые
половецкие имена Клапрот сумел найти у адыгов. Но
если за основу брать внешнее сходство
антропонимов, то надо признать, что хан орхонских
тюрков Могилян был армянином. Как ни странно,
подобные заблуждения обладают удивительной
живучестью, спустя даже десятилетия. На их основе
сложились теории, ссылки, они перекочевывают в
новые издания, обрастая, как снежный ком, который
не выдерживает малейшего прикосновения. Скорее
всего это не заблуждение, а стремление выдать
желаемое за действительное. Подобные случаи в
истории имеют место, стремление к удревнению
своей нации, к величию - соблазн огромный, перед
которым не устояли даже большие историки. В
Древнем Риме практиковалось правило: - все что не
устраивает очередного императора, должно
предать забвению. Но каким бы жестким не было
правило, оно не приносило желаемых результатов, в
силу своей противоестественности. Факты - вещь
упрямая.
Вот что пишет С. Х. Хатхо: «На
кабардинскую принадлежность имен половецких
ханов обратил внимание Г. Ю. Клапрот. Уже ссылаясь
на Клапрота, о черкесском (т. е. адыгском)
характере имен пишут Ш. М. Хавжоко, Дж. Н. Коков». В
дальнейшем он сам ссылается на вышеотмеченных
авторов для большей уверенности и приходит к
выводу что половцы - это чуть ли не
кабардинцы-адыги.
В мировой практике бывают примеры,
когда благодаря ошибке ученые делают открытия.
Надо признать, автор в одном прав: кабары,
кабарды, ковары были одним из хазарских племен,
тюрками. Шеркес или черкес - самоназвание казахов
Младшего жуза. Слова черкес, черкас, шеркес,
казак, казах, кимак, кайсак - тюркские
слова-синонимы. Данной теме мы посвятим
отдельную главу.
Торксильд Якобсен считает, что на
ранних этапах развития общества этнического
самоназвания вообще не было.
В трудах С. Х. Хатхо четко
просматриваются неувязки фактов и их заведомо
произвольная интерпретация. Приведем другие его
факты и аргументы:
Если основным фактором выявления
этнической принадлежности мамлюков являются
личные имена, как объяснить то, что из 54 имен
мамлюкских султанов 28 тюркские, которые не
вызывают ни малейшего сомнения, остальные же 26
имен арабского происхождения. Из сохранившихся
имен знатных мамлюков-эмиров и атабеков,
исследованных в данной работе, все 160 тюркского
происхождения, которые в настоящее время бытуют
у тюркских народов (карч, балк, кум, ног, тат,
казах). Наверное, всем понятно, что в арабской
стране тюркскими именами массово не
пользовались, поскольку они не имели ничего
общего с мусульманской религией. Мамлюки -
единственные, кто сохранил свои тюркские имена
на Востоке.
Антропологически тюркский этнос
неоднороден, но основная часть - представители
большой европеоидной расы. В целом
антропологический облик тюрков с древнейших
времен характеризовался преобладаниями
европеоидных признаков при весьма слабой
примеси монголоидности или ее отсутствии (см. гл.
быт и культур тюрков). В этом плане можно привести
данные археологии. Мизиев И. М., со ссылкой на А. Х.
Нагоева пишет: «адыго-кабардинцы даже переняли
кочевой курганный обряд захоронения и соблюдали
передвижной образ жизни» (ук. раб. с. 132). Если
занести это в счет культурных взаимосвязей, то
требуют объяснения случаи обнаружения в
кабардинских курганах черепов с признаками
монголоидности. (Археология, Нальчик 1980. стр. 92).
В «Лаврентьевской летописи» описана
битва на Сюурлие (стр. 377) князя Игоря и Канчака с
подробным уточнением. Там же названы все племена
и кочевья входившие в объединение Канчака, среди
них Бурчевичи (Бурч, Бурдж) - откуда и название
мамлюков-бурджитов.
Имя Бибарс, Байбарс, Бейбарс - типично
тюркское, «Бий» (титул) князь, господин, «Барс» -
леопард, снежный барс (общ. тюрок). Для
убедительности приведем другие примеры: Аубарс -
гуннский полководец Атиллы; Бейбарс - могучий
тигр (турец.) (А. Гафуров, ук раб.); Бегбарс -
половецкий хан (С. А. Плетнева «Половцы» стр. 148);
Тибарс - тюркский хан, «укротитель барсов» (Л.
Гумилев, «Тюрки»); Братья Бегубарсовы - Осень и
Сказь - родоплеменная группа половцев (С. А.
Плетнева, там же стр. 64); Барсбит - царевна хазар,
мать кагана Барджбиля (Л. Гумилев, «Древние
тюрки»); Барсбек - тюркский хан (Л. Гумилев, там же);
Бибарс Ростов - ногайский князь (в 1510 г.); Юлбарс,
Кулбарс - имена восточных тюрков - «тигр» (А.
Гафуров, с. 214); Жолбарс - хан среднего жуза казахов
(«Династия ханов», К Салгарин, с. 46); Ханбарс и
Байбарс - татарские личные имена; Елбарыс и
Белбарыс - братья хана Жанибека («Родословная
тюрков», Ш. Кудайберды, ук. раб, стр. 99); Бийаслан,
Барысбий - карачаево-балкарские имена синонимы;
- Справедливо было бы задать вопрос самому
автору: на каком языке разговаривал черкес-эмир
сотни Оздемир с татаро-монголами? Наверное, стоит
напомнить, что основная масса войск Хулагу
состояла из представителей тюркского этноса. В
предыдущих главах мы отмечали этот факт. Напомню
лишь одну фразу из Сеида Кутба о сражении их с
мамлюками: «Однако они выстояли перед лицом
своих соплеменников, которые атаковали их» (ук.
раб. стр. 98). Стоит ли уточнять, чьими
соплеменниками были татаро-монголы?
- Нет сомнения, что косожский князь Редедея имел
герб, тамгу. Непонятно другое - Мстислав в X веке
уводит с собой косогов (адыгов) на Русь, но они
почему-то на славянской земле становятся
тюрками, общее название которых было Черные
клобуки - это торки, берендеи, ковуи. Таким
образом, чтобы прояснить проблему, необходимо
обратиться к более ранним сведениям.
Китайские источники, по мнению Б. Б.
Ирмуханова, этнонимом ка-са, ко-са именовали
хазар (ук. раб. стр. 66). Данлоп, ссылаясь на
китайские летописи, считал народ «ко-са»
этнонимом древних уйгур (там же, стр. 64).
Аналогичный вывод сделал Бретшнейдер, «ко-са» -
народ тюркского происхождения. К такому же
заключению пршел Ибн-Саид ал-Магриби: «... народ
каса-тюрки». Примечательно, что тамга половцев
называлась «кос тамга (соединенная тамга)». Олжас
Сулейменов, основываясь на показаниях
лингвистического компаса, косогов считает
тюрками («Аз и Я», стр. 72).
Византийская империя на территории
Северного Кавказа имела свои епархии, города,
долгое время вела торговлю с народами,
населяющими данный регион. Так, император
Константин Богрянородный различал страну
Касахию (т. е. тюрков-касогов - казахов) от Зихии
(адыгов). Совершенно понятно: Зихи - предки адыгов.
В таком случае, чьей страной была Касахия?
Арабский географ Масуди среди народов Кавказа
выделяет народ «кашаков». Этим этнонимом грузины
и осетины называют кабардинцев - «кашаки»,
«касаки». Б. Мальбахов в книге «Средневековая
Кабарда» пишет: «Некоторые факты прямо
подтверждают предположение И. П. Козловского в
работе «Тмутаракань и Таматарха», что князь Идар,
собрав кахов, хагасов и воинов других адыгских
племен, пошел на Таматаркай». (ук. раб стр. 61). Кахи
- это адыгейцы. Кто же хагасы? В составленной в
II веке «Истории династии Тан», приводится
суммированная сводка тюркских династий, начиная
с эпохи Хань. Там говорится: «Хагас - есть древнее
государство Гянь-гунь (тюрков). Оно лежит от Хами
на запад, от Хара Шара на север, подле белых гор».
(Древние кыргызы, стр. 14). Там же есть и такое
примечание: «Ли Лин остался у гуннов и получил во
владение Хагяс, где потомки его царствовали
почти до времен Чингиз-хана». Этнонимом хагяс
китайцы называли древних киргизов. В материалах
по истории Киргизии, изданной в Москве в 1974 г.,
сказано: «черкасы - одно из древнекиргизских
племен». (МИК, стр. 213).
Следует также объяснить читателям, на
каком языке разговаривали касожский князь
Редедея и Мстислав? В Мальбахов считает, что
Мстислав знал косожский язык. Да, он
действительно знал косожский (тюркский) язык,
поскольку Русский улус на протяжении многих
веков входил в тюркские государства, с периода
Хазарского каганата и до падения Казани. В этом
была необходимость, тюркский язык являлся на
Руси вторым языком. Во-вторых, в раннем
средневековье никаких контактов адыгов и славян
не могло быть, поскольку даже в более позднее
время для русских Предкавказье и донские степи -
малоизвестная территория. Иначе как понять фразу
из средневековой поэмы «Слово о Полку Игореве», и
ее неуклюжую расшифровку у С. А. Плетневой:
«Конечным результатом похода Игоря должно было
быть возвращение Руси «Земель незнаемых» -
Тмутараканского княжества, Крыма, где в конце XII
века кочевали и хозяйничали половецкие орды».
(Половцы стр. 161). Странно, как можно возвращать
«земли незнаемые»?
В контексте антропонимов мамлюков
Египта важно отметить, что имя героя нартского
эпоса Сосрук встречается в
карачаево-балкарской форме. В этой связи
следует отметить еще одно свидетельство о
существовании в среде мамлюков героических
сказаний. В сведениях Ф. Кепюрлю (цитирую): «В
войсках мамлюков для воодушевления воинов было
широко распространено чтение стихов на тюркском
языке, сопровождавшееся игрой на гобузе.
Известно также, что у тюркоязычных племен,
осевших на арабских землях, эпические сказатели
во время сражения играли на гобузе, прославляя
героев и поднимая дух в войсках...» («Советская
тюркология» 1971 г. № 1, стр. 39).
Непонятно, с какой целью автор (В.
Мальбахов ) вводит в заблуждение читателей. Ни
одна сохранившаяся летопись не упоминает в этот
период «военных специалистов на службе у русских
князей» из представителей адыгов, абазин и
осетин. В то же время имеется масса фактов
привлечения тюркских наемников. Это были хазары,
болгары, асы, печенеги, половцы, татары и
многочисленные их ответвления. Автор упорно не
желает считаться с неопровержимыми фактами.
Никаких бурджитских князей с такими именами в
источниках не зафиксировано. На самом деле это
имена ханов половецкого объединения племен.
Ошибка Гюльденшнедта, с легкостью поднятая на
штандарт. (Подробно все это описано в главе
«Личные имена мамлюков»).
Половец Бачман из кочевья Бурчевичей
поднял восстание в городе Дидякове. По мнению Х.
А. Хизриева, в восстании 1241 г. участвовали не
только половцы (как это следует из летописи
Рашид-ад-дина), но и значительные группы алан. (ук.
раб. стр. 36). Если учесть, что для подавления
восстания северо-кавказских половцев, куда
входили тюркоязычные хазары, болгары, аланы, асы
и собственно половцы, были вовлечены русские
дружины, то можно оценить, насколько оно было
масштабным. В повествовании Джувайни сказано: «Когда
все преклонили голову перед начертанием
(высшего) повеления, то между кипчакскими
негодяями нашелся один, по имени Бачман (в
хронике Бацман), который с несколькими
кипчакскими удальцами успел скрыться».
Согласно данным Рашид-ад-Дина, Бачман имел титул
«эмир» и происходил из кипчакского племени
«эльбурлик». С. А. Плетнева считает эль-бури-лык
объединением Бурчевичей, известных в восточных
источниках как Бурджоглу, Бурджиты. Таким
образом, Бачман являлся прямым потомком хана
Боняка (Бойнак), вождём одной из самых
воинственных орд южного объединения половцев.
Указанным фактам особый колорит придают
сведения Джувайни, где автор отождествляет
половцев и алан. Известно, что сподвижниками его
были асский предводитель Качир-Укуле (точнее
Качирук улу) и черкес Тукар, причем у обоих
тюркские имена.
Чтобы правильно определиться по
пунктам 5, 6, 7, 9, 11, нужно их рассматривать
совместно. Факты, выстроенные в строгий
логический ряд-выявляют и проясняют задачу.
Начнем с главного: кто такие черкесы? Б.
Х. Мусукаев пишет: «Название «черкес» широко
распространилось по Восточной Европе и Азии.
Часть носителей этого названия была по
происхождению адыгами». (ук. раб. с. 16).
действительно, малороссы (украинцы, запорожские
казаки), именовались черкассами.
Северокавказские народы вплоть до революции
также именовались черкесы, черукасы,
карачеркесы. А между тем, ни украинцы, ни казаки,
ни адыги не называют себя этим этнонимом. И
наконец, сами черкесы Карачаево-Черкессии не
называют себя этим названием, они являются
беглыми кабардинцами, что засвидетельствовано в
истории. Все эти народы называют себя «адыга». В
связи с этим возникает вопрос, существует ли
народ или племя, которое сохранило данный
этноним?
Оказывается существует - это западные
казахи Младшего жуза и алабугские татары.
Убедительное подтверждение этому мы обнаружили
в «Родословной тюрков, киргизов, казахов и
ханских династий» автора Шакарим Кудайберди-улу.
Он пишет: «шеркесы входят в Младший жуз
казахского народа». (ук. раб. стр. 68). Более
конкретные сведения мы обнаружили в работе
известного историка В. В. Радлова: «шеркес -
подразделение казак-киргизов малой орды, племени
алачин». (ук. раб. ст. 75, 113, 287). К сказанному
следует добавить цитату из А. М. Байрамкулова:
«Древние черкесы были одним из самых больших
тюрко-аланских племен. Верность сказанного
подтверждается большим количеством новых
материалов. Это этноним Черкесли в
Туркменистане, древнее киргизское племя черкас,
крымско-татарское собственное имя Черкас,
ногайское Таучеркес». Этнотопонимы Черкас
встречаются на огромной территории, где не
только не жили черкесы-адыги или их части, но где
они вообще никогда не бывали. Еще в 1835 г. академик
Петр Кеппен показал, что черкесы Крыма не были
предками современных адыгов (черкесов). Об этом
писал и знаменитый академик В. В. Радлов. Это
доказано Н. Г. Волковой. Это показал на огромном
фактическом материале анонимный автор Ф. В 1863 г.
(Ф. стр. 849-861) (ук. раб. стр. 58, 135).
Таким образом этноним «шеркес» -
самоназвание казахов Младшего жуза, которые
проживают в настоящее время в Гурьевской,
Уральской и Астраханской областях бывшего СССР,
а также алабугских татар, живущих в Калмыкии и
Астраханской обл.
Младший жуз казахов, по сведениям их
фольклора, считается происходящим от половцев,
которые впоследствии вошли в улус Чингисхана -
Синюю орду. Тохтамыш был ханом этой орды, оттуда
был родом и другой претендент на престол - хан
Черкес. Не следует его путать с адыгами,
поскольку на трон в Золотой Орде мог
претендовать только чингизид. Великий
завоеватель Тамерлан так и остался навсегда
эмиром, по одной причине - он не был чингизидом.
По сведениям Ибн Баттуты, в столице
Золотой Орды Сарае были асские и черкесские
кварталы. Вполне очевидно, что автор прав: в
Астраханской области и сейчас живут
казахи-шеркесы и асы-ногайцы, черкесы-татары.
В связи с приведенными фактами
становится ясно, почему ошибся автор с
легендарным походом на Хорезм. Набеги на Хорезм в
действительности были совершены туменами
Тохтамыша, которые комплектовались из
казахов-черкесов. Надо считаться с тем, что в ту
пору не было армий, которые могли противостоять
Тимуру, Тохтамышу и Баязиду - трем тюркским
владыкам. Таким образом, наивно думать, что поход
Тимура на Кавказ - месть за мифический черкесский
(адыгский) набег на Хорзем.
Грузия - одно из ранних феодальных
государств на Кавказе. В этой связи интересно
знать, что писали грузинские хронисты, очевидцы,
которые прекрасно разбирались в этнической
принадлежности соседей. Хазары, болгары, савиры,
асы, половцы неоднократно участвовали в войнах
Грузии. Разбирая напластования отдельных эпох на
страницах древнегрузинских летописей
Меликашвили Г.А. выделил на Северном Кавказе
несколько периодов гегемонии тюркских племён:
IV-VI в.в. – гунны, VII-IX в.в. – хазары, XI в. –
половцы(кипчаки) («К истории древней Грузии». Стр.
37). К сожалению, автор не отметил золотоордынский
период – XII – XV в.в. Если верить хронике Леонтия
Мровели, бун-турки (коренные турки) – это
доэллинистическое население Картли (ук. р. стр.
27). Возможно, данный факт противоречит
отечественной историографии, однако
свидетельствует о древних связях тюрков и
Грузии. В XI в. эти отношения были союзническими,
приведём несколько примеров. Хронографии Матвея
Эдесского сообщают о конфликте эмира Ганзак Хази
с Давидом IV в 1121 - 22г.г. Под командованием царя
Картли выступило 15 тыс. кипчаков, 500 алан и 100
франков. (Еремян С. Т. «Юрий Боголюбский и
грузинские источники». Стр. 144). В 1177 г. на стороне
царя Георгия III выступило 5 тыс. кипчаков во главе
с Купсаром, при подавлении оппозиционного
движения крупных феодалов.(Лордкипанидзе Н. Д.
«История Грузии XI-XIII в.в.» стр. 98). Арабский
историк Ибн ал-Ассир писал следующее: «В 514 году
Хиджры (1120 г.) произошло вторжение курджов в
мусульманские области, они выступили вместе с
кипчаками». В ответ мусульманское войско
вторглось в Грузию и подошло к Тбилиси.
Встретившись, обе армии выстроились чтобы
сразиться. Арабский историк приводит пример
кипчакской тактики: «200 всадников кипчаков
выступили вперёд. Мусульмане (турки) подумали,
что они хотят сдаться в плен по аману и поэтому не
приняли мер предосторожности, смешавшись с ними,
были встречены стрелами. Ряды мусульман пришли в
расстройство, и поэтому те, которые стояли
дальше, вообразив, что началось бегство,
обратились также, в бегство. Войска бежали друг
за другом и из-за сильной давки сшибали друг
друга, вседствии чего многие из них были убиты».
(«Тарих ал=Камиль», пер. П. Жюзе, стр. 123-125). Ибн
ал-Асир считал этих 200 всадников половцами,
поскольку перед турками-сельджуками выдать себя
за перебежчиков могли лишь тюрки-кипчаки,
которые имели с ними общий язык и происхождение.
Следует отметить, эту тактику применяли мамлюки
при сражении с воисками чингизидов. В 1122 г.
кипчаки и аланы участвовали в освобождении
Тбилиси, в 1123-24 г.г. половецко-грузинские войска
совершили поход на Ширван. Историки Давида
сообщают чиссленность половцев, которые
принимали участие в этих походах – 50 тысяч.
(«История Грузии» пер. М.И. Броссе ч. 1 стр. 367 – 369).
Думается, примеров достаточно, чтобы
понять, насколько Грузия была осведомлена об
этническом происхождеии «полков половецких».
Остаётся неуточнённой одна строка В.А.
Пархоменко, который считал отрывок из
Ипатьевской летописи под 1201 г. заимствованием из
половецкого эпоса и указал: «Во Обезы» – это
значит, в Грузию. Л.В. Черепнин, Н.К. Гудзий
считают, что Обезы - это Абхазия, Г.В. Цулая
полагает, что термин Обезы возник под влиянием
абазин. Правильное значение данного слова
объясняется с карачаево-балкарского языка.
Связующим звеном между Русью и Грузией были
тюркские племена. Гюрджи – это тюркский этноним,
однако карачаево-балкарцы называют Грузию –
Эбзе. Считаю, что Обезы и Эбзе одно и то же
и попало в русскую летопись через
карачаево-балкарцев.
Всем известно, что половцы в средние
века играли важную роль в Закавказье до
монгольских завоеваний. Атрак, половецкий хан,
стал придворным фаворитом. Его влияние опиралось
не только на силу своих воинов, но и на
родственные отношения с царем. Такие фигуры, как
Атрак, Кубсар, Кутлу Арслан, мать царицы Тамары
Турандухт, являлись выдающими личностями на
сцене грузинской истории в XII в. В Грузии кипчаки
появились при правлении Георгия III, в дальнейшем
во времена правления его дочери были привлечены
дополнительные воинские контингенты половцев.
Их называли «новыми кипчаками» (кивчаки ахални),
а тех, кто пришел ранее - накиз чакарас (чаркас).
(Картлис Цховреба, под. ред. Кохчиашвили;
«Картвили Эрис», история, том 2, И. Джанашвили).
Существенным дополнением к сказанному
является фраза из грузинской летописи,
приводимой З. В. Анчабадзе: «Кипчак - это черкес».
(«Кипчаки Северного Кавказа по данным Грузинских
летописей XI-XIV в. г. Нальчик 1960 г. стр. 117»). Черкесы
обозначены в мамлюкских хрониках в двух формах -
джаркас и шаркас. Это связано с фонетикой
арабского языка: вместо ч арабы произносят дж.
Примечательно это тем, что слово черкес
встречается часто в казахской форме - «шаркас»,
«шеркас».
Очень важно сопоставить исторические
сведения с генетической памятью народа.
Карачаевцы, балкарцы, кумыки и ногайцы этнонимом
«черкес», «къабартылы» называют кабардинцев.
Кабардинский фольклор упрямо
приписывает кабардинским дворянам пришлое,
тюркское, происхождение (крымское, ногайское,
кумыкское и т. д.). Интересным дополнением к этой
взаимосвязи является то, пишет Х. Яхтанигов, что
об этой сословно-политической связи в прошлом
знали и предыдущие исследователи, и сами
представители сословия кабардинских дворян: «Ш.
Б. Ногмов называл их переселившимися
иностранными дворянами» (ук. раб. стр. 41).
Весьма своеобразно эту связь
интерпретировал В. Н. Кудашев. По сообщению Л. Я.
Люлье, отмечает Х. Яхтанигов, в среде адыгской
знати некогда бытовала своеобразная поэма, на
которую те ссылались, как на документ,
«доказывающий древность их происхождения, и
оспаривают право дворянства». Изречение из этой
поэмы переводится: «мы принадлежим к ханскому
роду». Это отмечает Т. Лапинский: «В Кабарде, как
мы уже заметили, это дворянство татарского или
черкесского происхождения». (ук. раб. стр. 100). «кроме
того, здесь, в Кабарде, имелось еще много
татарских ханов и князей» (стр. 205).Этого мнения
придерживается и Я. Потоцкий: «Кабардинцы -
выходцы из хазарского племени кабаров, кабарты
стали предками князей Кабарды». (М. В. Аталиков)
Логичен и вопрос М. В, Аталикова:
«Кабарты, кабары - хазарское племя, тюркское, а
кабардинцы говорят на адыгском языке. Верно! Но
почему адыгейцы и кабардинцы до сих пор с трудом
понимают друг друга? Откуда в кабардинском
языке обилие тюркских слов, причем довольно
архаичных? Почему кабардинцы так любили и
любят тюркские имена и фамилии - Инал, Темир,
Темрюк, Аслан и др?». Почему имя предка
кабардинских князей «Инал Дегеню» (Инал-Тегин Б.
Н.) - тюркское? (и титул тоже Б. Н.). Тюрки и адыги
контактировали на протяжении многих веков;
разумеется, все сказанное нельзя объяснить
просто инфильтрацией представителей тюркского
этноса в адыгскую среду, в частности, в
феодальную иерархию. И причем это только видимая
часть айсберга, многое осталось вне поля зрения.
Из записок о кабардинцах по материалам коллегии
иностранных дел 1776 г. стр. 318-319. Сказано: «Хан
крымской Шахбас-Гирей, получив сведения о сем
народе и быв недоволен таким соседством встал
против их войною, пленил их, и перевел для
жительства на Кубань, где принудил их принять
закон магометанский. Они, оставаясь там
довольное время, по смерти хана так помешались с
магометанами, что потомки их, возвратясь к Тереку
на прежние места свои, забыли свой отечественный
язык и прежнее христианское исповедование». Любопытно
знать, какой язык «отечественный» забыли
кабардинцы?
Приведем еще одно непонятное описание
Я. Рейнеггеса: «Однако кабардинцы в течение
долгого времени приняли обычаи, одежду и язык
черкесов, они были даже названы черкесами». В
этом документе так же сказано: «Кабардинцы
пользуются татарским языком и пользуются им
при письме» (В. М. Аталиков, ук. раб. с. 146).
Адам Алеарий пишет следующее: «Черкесы
теперь заметно мягче и ласковее, может потому,
что они теперь живут среди русских, язык их
общий с другими татарами».
В сообщениях Генриха Бруса сказано: «Черкесские
татары живут в окрестностях города Тарки»
(перевод Б. С. Зевакина), - в Дагестане. Дополнением
к сказанному можно привести высказывание
Галонифонтибуса: «в Татаркасии живут белые и
черные таркасы»; как известно, это характерное
деление тюркских народов: «черные болгары, белые
гунны, белые хазары, черная Кумания, белая
Кумания, ак ногаи, кара ногаи и т. д.».
По свидетельству Дортелли: «многие
франки женились на черкешенках, так что в
настоящее время получили от черкесов, название
«френкардаш», что на их языке означает - франки
наши братья». Логично задать вопрос, мог ли
католический монах Доминиканского ордена,
проживший в Кафе 10 лет спутать тюркский и
адыгский язык?(Кардаш - тюркское «брат»).
Н. Витсен (1640 г.) пишет следующее:
«Страна черкесов лежит у самого Каспийского моря.
Языком, одеждой они похожи на дагестанцев
(тарковских татар), только носят они
четырёхугольные шапки, по образу жизни они очень
похожи на ногайцев». (А.Б и К стр. 92)
Абри Де Ла Мотре (1674 г.): «Они – черкесы,
заимствовали несколько терминов у московитов,
татар и персов, ногайцы обычно понимают
черкесский язык». (ук. р. стр. 129)
Жан Де Люка (1625 г.) : «Черкесы очень
похожи на ногайских татар».(ук. р. стр. 79)
Ферран (1670 – 1713 г.г.): «Чрезвычайно
хотелось мне объяснить догматы христианской
веры черкесам, а я языка татарского не знал».
(ук. р. стр. 112).
Карл Пейсонель (1727 – 1790 г.г.): «Черкесская
Татария тянется в настоящее время от Босфора
Киммерийского до Кабарды. Черкесы живут
приблизительно как ногайцы». Автор приводит
классовое деление черкесов: беи, сипаги, уздени
и кулы. Как мы видим это тюркские классовые
термины. (ук. р. стр. 200)
Источник: http://buday.narod.ru/gl6.htm
|