Каждый день нам приходится
слышать, читать, произносить или писать десятки фамилий наших друзей,
родственников, знакомых, коллег и товарищей.Со страниц газет, из радио-
и телеэфира мы принимаем их еще в большем количестве - сотни и даже
тысячи. Это связано с важнейшей социальной функцией фамилий.
Но однажды
может возникнуть вопрос: что ж это за фамилия? Никогда не слышал... Что
она означает? А как произошла моя собственная? А фамилия друга? Какая
такая акула была дальней родственницей моего институтского друга Юры
Акулова из Воронежа, если акул там никогда не было? Может белобрысый
Слонов из Костромы быть потомком индийского шаха? Почему Ершов -
ершистый? Почему у двух милейших подруг жены моего брата такие фамилии:
Кобрина и Злобина? Необычна и ее девичья фамилия - Неподаркова. Давно
хочу его спросить, почему? Между прочим, что сам он - Дураков. Отец его
- известный ученый. Дед был замечательным конструктором. А прадед в
1903 году был объявлен почетным гражданином нашего города. Может быть
более далекие предки подвели? Но вот что мы читаем в древних летописях:
"Иван Игнатьевич Дурак Морозов" первая половина XV в.; "Князь Федор
Семенович Дурак Кемский", середина XV в.; "Роман Федорович Дураков",
1579 г., Кострома; "Князь Иван Иванович Бородатый Дурак Засекин", конец
XV в. Может быть последний из них действительно был бородатым, но
дураком уж точно не был: он сам и род его знаменит делами хорошими.
Почему же Дураков? В школе я был отличником, но лучшим учеником считался
парень из параллельного класса по фамилии Двойкин. Смешно? Нисколько!
На втором курсе из нашего института был отчислен "выдающийся" двоечник
по фамилии Пятаков. А ведь мог быть на его месте Пятеркин. Просто беда!
То ли дело Азелицкий? Звучит красиво и загадочно. Но, поработав с
историческими источниками и словарями, мы узнаем: такая фамилия
давалась в духовных семинариях самым ленивым ученикам. А означает она
(в буквальном переводе с латыни) "лишенный соревнования". Спрашивается:
за что лишенный? Оказывается - за леность!
Нет фамилии, как мне
казалось, проще Иванова. Но знаете ли Вы, что означает имя Иван? Иван в
переводе с древнееврейского - "благодать Божия", “Бог благоволит”. Не в
этом ли одна из причин того, что это имя было так популярно у
православных?Но скажите мне, почему умница и работяга сосед по
лестничной площадке, который всегда встает утром ни свет ни заря, а в
застойные годы был первым во всех очередях, носит фамилию Поздняков?
Может быть, кто-то из его дедушек вечно куда-то опаздывал?Моя жена
спросила меня: почему лучшие твои друзья носят фамилии Приставайкин и
Девочкин? Вот тут я занервничал. И подумал: есть ли такая наука,
которая ответит на эти мои вопросы. Оказывается - есть. И называется
она - антропонимика.
Так как же появились российские фамилии? По мнению
ученых-антропонимистов, российские фамилии можно разделить на следующие
основные группы:
1. Фамилии, образованные от канонических и различных
народных форм крестильных христианских имен.
2. Фамилии, сохранившие в
своей основе имена мирские. Мирские имена пришли из языческих времен,
когда имен церковных не существовало: многие из них были просто именами
собственными, другие возникли как прозвища, но потом их основа забылась
и они стали просто именами. Третьи имена суеверные родители давали
своим чадам, дабы избавить их от разных житейских проблем: тут-то и
появились князья по имени Батрак и Голик, священники по имени Черт и
Сатана и, наконец, многочисленные Дураки и Оболтусы, которые таковыми
не являлись. Одна была забота у родителей: пусть ребенок благополучно
избежит тех бед, которые забирает на себя данное ему имя.
3. Фамилии,
образованные от профессиональных прозвищ предков, рассказывающие, кто
из них чем занимался. Отсюда Гончаровы, Овсянниковы, Черепенниковы,
Бондарчуки, Ковали и т.д.
4. Фамилии, образованные от названия
местности, родом откуда был один из предков (основой таких фамилий
становились разные географические названия - городов, деревень, станиц,
рек, озер и т.д.): Мещеряков, Семилукский, Новгородцев, Москвитинов и
т.д.
5. Интереснейшая группа российских фамилий - принадлежавшие
православному духовенству: Аполлонов, Гиляровский, Троицкий,
Рождественский. Между прочим - Лужков, Высоцкий, Озеров и даже Майоров
и Люминантов. У некоторых знатоков возникнет вопрос: "Но ведь многие
российские фамилии имеют происхождение мусульманское, буддийское или
иудейское"? Ответ прост: все существующие в наше время фамилии народов
земного шара возникли приблизительно при одних и тех же
обстоятельствах. Но лишь русское православное духовенство, которое, в
отличие от других конфессий, никогда не пыталось "прижать к ногтю
бессерменов", внесло в русские фамилии завидное разнообразие. Именно
здесь возникли как результат специального словотворчества фамилии
Гиацинтов и Туберозов, Кипарисов и Птолемеев, Цезарев и Императоров и
многие другие.
1. Фамилии, образованные от крестильных
имен
ПЕТРОВ. Представители этой фамилии могут гордиться своими предками,
сведения о которых содержатся в различных документах, подтверждающих
след, оставленный ими в истории России. Фамилия Петров произошла из
центральных областей России и входит в число древнейших русских
фамилий, которые известны с XVI века. Конечно, с течением времени
представители этой фамилии могут жить и в других исторических
областях.Фамилия Петров принадлежит к древнейшему типу исконно русских
фамилий, образованных от полной формы крестильного имени.Подавляющее
большинство русских фамилий образовано от христианских православных
имен, содержащихся в церковном календаре - святцах. Религия требовала,
чтобы ребенка называли не просто как-нибудь, а в честь того или иного
святого, т.е. легендарного или исторического лица, почитаемого церковью
в строго определенный день года. Христианская религия пришла на Русь в
X веке из Византии. Византия заимствовала ее у Римской империи, в Рим
же она проникла с Ближнего Востока. Поэтому большинство личных имен,
т.е. имен христианских, заимствовано из древнееврейского,
древнегреческого и латинского языков.Так, например, имя Петр, от
которого образована фамилия Петров, в переводе с древнегреческого языка
означает "камень, скала". Имя Петр вошло в православный именник в честь
носивших это имя святых: апостолов (именины отмечаются 16 января, 29 и
30 июня), святителей (именины - 9 января, 3 мая, 24 августа, 10
сентября, 5 октября, 21 декабря), священномучеников (им. - 4 октября,
25 ноября), мучеников (12, 13, 22, 26 января, 24 марта, 18 мая, 9
августа, 3, 23 сентября, 28 декабря), преподобных (1 февраля, 23 мая,
12, 30 июня, 1 июля, 13 сентября, 9 октября, 25 ноября), праведников
(23 мая, 22 сентября).ПЕТРОВ < ПЕТР - КАМЕНЬ", "СКАЛА"
(древнегреч.)Фамилия Петров - одна из 10 самых частых в России (на
некоторых территориях до 6-7 человек на тысячу). Особенно большое
распространение имя Петр получило в XVIII веке, когда это имя стали
давать в честь императора Петра I.Фамилии, образованные от полной формы
имени имела в основном социальная верхушка, знать, или семьи,
пользовавшиеся в данной местности большим авторитетом, представителей
которых соседи уважительно звали полным именем, в отличие от других
сословий, звавшихся, как правило, уменьшительными, производными,
обиходными именами.Так, например, в исторических документах XVI-XVII
вв. многочисленны записи типа: "льготная, данная сольвычегодским
денежным сборщиком и целовальником (выборная должность) Иваном Петровым
Половым", 1577 г.; "купчая сольвычегодского посадского человека Михаила
Петрова Бебекова на четверть земли...", 1613 г.; "купчая бывшего
трапезника Пречистенской церкви Филиппа Петрова на часть земли починка
в Пырской Едоме", 1617 г.; "Дело по челобитной служилого человека
Василья Петрова Маркова-Киличеева о записи за ним поместий его отца в
Ярославском уезде", 1610 г. Уже в XVII веке известен и знатный
дворянский род Петровых, а в середине XVIII века в родословных книгах
различных российских губерний записано двенадцать самостоятельных
дворянских родов, носивших эту фамилию.
ИЩУК. Фамилия Ищук принадлежит к
древнейшему типу украинских фамилий, образованных от уменьшительной
формы крестильного имени.Подавляющее большинство фамилий, славянского
происхождения образовано от христианских православных имен,
содержащихся в церковном календаре - святцах. Религия требовала, чтобы
ребенка называли не просто как-нибудь, а в честь того или иного
святого, т.е. легендарного или исторического лица, почитаемого церковью
в строго определенный день года.Христианская религия пришла на Русь в X
веке из Византии. Византия заимствовала ее у Римской империи, в Рим же
она проникла с Ближнего Востока. Поэтому большинство личных имен, т.е.
имен христианских, заимствовано из древних языков.
Процесс образования
украинских фамилий начался уже в XIV веке, это обусловлено тесными
контактами Украины с европейскими народами. Поэтому и сами украинские
фамилии близки по звучанию к естественной антропонимической модели и
отличаются большим разнообразием типов.На Западной Украине к XIV веку
распространенным типом фамильного прозвища стали прозвища с
патронимическим суффиксом -ук, -юк. Этот суффикс первоначально означал
молодых людей, обычно сыновей, а иногда и учеников мастера.Фамилия Ищук
возникла на территории сегодняшних Винницкой, Житомирской, Киевской,
Львовской, Ровенской и Хмельницкой областей Украины и известна уже с
начала XV века.Имя Исько, от которого образована фамилия Ищук, является
распространенной в XIII-XVII вв. в этих землях уменьшительной народной
формой крестильного имени Иосиф. ИЩУК < СЫН ИСЬКО< ЙОСИП <
ИОСИФИмя Иосиф в переводе с древнееврейского языка означает "Божья
награда". Это имя вошло в православный именник в честь Святого
праведного Иосифа (Прекрасного), жившего за 1700 лет до Рождества
Христова (именины /по старому стилю/ -13 апреля); а также особо
почитаемых церковью, носивших это имя святых: святителей (именины -26
января, 7 мая, 15 сентября), священномучеников (11 мая, 3, 20 ноября),
преподобных (14 января, 4 апреля, 28 августа, 9 сентября, 18
октября).
ДОРОЖКОВ. Представители этой фамилии могут гордиться своими
предками, сведения о которых содержатся в различных документах,
подтверждающих след, оставленный ими в истории России. Фамилия Дорожков
происходит из северо-западных областей древнерусского государства и
известна с XVII века. Конечно, с течением времени представители этой
фамилии могут жить и в других исторических областях.Фамилия Дорожков
принадлежит к характерному в основном для славян типу фамилий,
образованных от уменьшительных форм крестильного имени. Подавляющее
большинство фамилий образовано от православных, христианских имен,
содержащихся в церковном календаре - святцах. Религия требовала, чтобы
ребенка называли не просто как-нибудь, а в честь того или иного
святого, т.е. легендарного или исторического лица, почитаемого церковью
в строго определенный день года. Крестильные имена являлись таким
образом обычными христианскими именами, но не славянского, а
древнееврейского, арабского или древнегреческого происхождения. Но в
быту в Древней Руси человека называли не только полным крестильным
именем, а также (и чаще) одной из его производных форм, относящихся к
типу имен, которые условно называются уменьшительными. В
действительности такие имена были просто обиходными, или
внутрисемейными.Фамилия Дорожков образована от народной формы
крестильного имени Дорофей. Имя Дорофей встречалось в официальной форме
лишь в церковных документах. В быту же, как правило, употреблялись
народные формы этого имени: Дорошко, Дорошка, Дороха, Дорох - от них и
происходят соответственно Дорожков, Дорожкин, Дорохин, Дорохов
(фамилии, сохранившие в написании первоначальное -ш Дорошкин и Дорошков
встречаются гораздо реже). Популярность народных и уменьшительных форм
крестильных имен привела к тому, что в XVI - XVIII вв., когда начался
процесс образования российских фамилий, именно они и становились
основой фамильного прозвища.По традиции, после того как имя,
крестильное или мирское, переходит в состав отчества и становится
фамильным прозвищем, для окружающих во многих случаях становится
непонятным смысл основы прозвища и нередко для толкования фамилии
выбирается более понятная для современников основа. Так произошло с
фамилиями Постовалов и Пустовалов, Сильвестров и Селиверстов, Дорошков
(или Дорошкин) и Дорожков (Дорожкин), Арешкин и Орешкин и многими
другими.Имя Дорошко встречается в Писцовых книгах Новгородских пятин
уже в XIII веке. Именно здесь в конце XVI века впервые и встречаются
записи фамилии Дорожков (интересно, что имя Дорошка было распространено
в восточной Руси - характерная для Поволжья фамилия - Дорожкин). Имя
Дорофей, которое в переводе с древнегреческого означает "Божий дар",
вошло в православный именник в честь священномученика Дорофея, именины
которого празднуются православной церковью 5 июня; мучеников (именины -
3 сентября, 7 ноября и 28 декабря) и преподобного (именины - 16
сентября). Новгородское государство было, как известно, самым
демократическим из всех древнерусских княжеств и земель. Именно на
Новгородских землях и возникли первые ростки русского
предпринимательства. Новгородские купцы и просто искатели приключений,
разъезжая по всей Руси несли с собой и новгородские имена и прозвища,
поэтому уже в конце XV - начале XVI вв. имя Дорошко и образованная от
него фамилия встречаются в документах московских, тверских,
костромских, вологодских и других земель.
2. Фамилии, образованные от
мирских имен
МОЧАЛОВ. Представители этой фамилии могут гордиться своими
предками, сведения о которых содержатся в различных документах,
подтверждающих след, оставленный ими в истории России. Фамилия Мочалов
происходит из центральных областей древнерусского государства и
известна с XVII века. Конечно, с течением времени представители этой
фамилии могут жить и в других исторических областях.Фамилия Мочалов
принадлежит к широко распространенному типу древнейших славянских
фамилий, образованных от мирских - нецерковных имен. В старину на Руси
каждый человек имел два имени; одно, полученное ребенком при крещении,
второе - нецерковное, "домашнее". Имея официальное христианское имя,
люди получали также мирские древнерусские имена: Медведь, Кобыла (имя
родоначальника царской династии), Ворона, Телега, Лопата, Дуб, Орех,
Болото, Кисель, Солома, Мочало (размоченные волокна липы), Рогожа и
т.д. Все они не отражали каких-либо качеств их носителя, а были, как
правило, обособленными от их первоначального значения. Наличие второго
имени было своеобразной данью древней славянской традиции двуименности,
требовавшей сокрытия основного, главного имени и употребления в быту
имени другого, "ненастоящего", с целью уберечься от "злых сил", которые
не должны были узнать истинного имени человека. Интересен и такой факт:
в старину нередко крестили детей одинаковыми церковными именами и
компенсировали это "родственными", но разными именами мирскими,
например: Мочало и Пенька, Черенок и Чурбак, Кувшин и Ковш, Зуб и Клык,
Томило и Истома и т.д. Также, если мирское имя отца было, например,
Лыко, то и сыновьям своим он часто давал имена из этой же тематической
группы лексики: Мочало, Пенька и пр. Так, например в "Ономастиконе"
известного российского исследователя С.Б. Веселовского записан Григорий
Дмитриевич Мочало Лыков, 1474-1492 гг. Мирские имена существовали в
России до окончательного их запрещения церковью в конце XVII века.
Более того, древнерусские "домашние" имена нередко полностью подменяли
собой имена крестильные, даже в документах выступая в качестве
официальных именований. Неудивительно, что очень часто отчество сына
записывалось не от крестильного, а от мирского имени отца.В старинных
документах XV-XVI вв. упомянуты: Василий Андреев Мочалов, крестьянин,
1479 г., Шуя; Константин и Степан Мочаловы, крестьяне, 1564 г., Олонец;
Мария Мочалова, 1504 г., землевладелица; Васко Ондреев сын Мочалов,
крестьянин Суздальский, 1579 г.Популярность мирских имен была столь
высока, что в результате к середине XIX столетия, когда процесс
формирования русских фамилий практически завершился, оказалось, что
фамилии, образованные от нецерковных имен, составляют значительную их
часть. Таким образом, несмотря на многовековое стремление церкви
искоренить дохристианские традиции, многие из них дожили и до наших
дней. Одним из таких памятников народного фольклора и древнейших
русских обычаев, традиций является фамилия
Мочалов.
ЧЕРНОМЫРДИН. Представители этой фамилии могут гордиться своими
предками, сведения о которых содержатся в различных документах,
подтверждающих след, оставленный ими в истории России. История фамилии
Черномырдин начинается в XIV веке в юго-западных областях
древнерусского государства. Разумеется, с течением времени
представители этой фамилии могут жить и в других исторических
областях.Фамилия Черномырдин принадлежит к широко распространенному
типу донских фамилий, образованных от мирских имен.В старину на Руси
каждый человек имел два имени: к имени, полученному при крещении,
добавлялось второе, называемое "мирским" или нецерковным. Роль мирских
имен часто выполняли и личные прозвища. Особенное распространение такие
"прозвищные" мирские имена получили в южнорусских землях. Преобладание
фамилий, основами которых являются имена-прозвища, описывающие
внешность или характер человека, является отличительной особенностью
донских фамилий: они составляют в этом регионе более половины всех
фамилий (в то время как в среднем по России, основная масса фамилий
образована от различных форм церковных имен).По своему многообразию
донские фамилии, образованные от прозвищ, не имеют себе равных. Причины
этого лежат в глубокой древности российской истории. В казачестве, при
образовании прозвищ, первостепенную роль играли индивидуальные
признаки: внешность, манера поведения, внутренние качества. Признаки
наследственные: происхождение из определенной местности и определенной
семьи - были оттеснены на второй план.Исторически это явление легко
объяснимо: донское казачество, образовавшееся на территории "Дикого
Поля" (Курск, Воронеж, Саратов), состояло из смелых и независимых
удальцов, не желавших жить в постоянной зависимости от князей и бояр, а
потому вынужденных бежать из центральных русских земель. Поэтому
основная часть русского казачества вынуждена была в целях безопасности
скрывать свое происхождение и наследственные имена. В результате этого
возникло огромное количество типично донских, как правило,
двухсоставных фамилий: Черномырдин, Чернопятов, Белобородов, Белоусов,
Виножадов, Вислоусов, Долгоногов, Долгопятов, Долгошеев. Значение
некоторых из них понятно и сегодня. Но большинство древнейших фамилий
сохраняет черты древнерусского языка и различных диалектов, непонятных
современному человеку.Слово "черный" в старину означало, кроме
современного значения, также "темный", а "мырда" - диалектное
курско-воронежское произношение слова "морда, лицо". Таким образом,
сегодня древнерусское прозвище "черномырдый" или "черная мырда"
прозвучало бы как "смуглолицый". Различие древнего и современного
прозвища, указывающего на смуглого человека, не связано с отсутствием
хороших манер у наших предков. Деление русского языка на литературный и
"народный" произошло лишь в XVIII веке, когда в среде петербургской
аристократии стал популярен "высокий штиль", требовавший употребления
лишь возвышенных эпитетов. Но древнейшие русские фамилии возникли во
времена, когда не существовало подобных проблем, поэтому в их основе
сохранились употребительные в XV-XVII вв. имена и прозвища донских
удальцов, искавших пусть опасной и полной лишений, но свободной жизни.
Таким памятником древнерусского языка и народного фольклора и является
древняя донская фамилия Черномырдин.
ОДИНЦОВ. Представители этой фамилии
могут гордиться своими предками, сведения о которых содержатся в
различных документах, подтверждающих след, оставленный ими в истории
России. Фамилия Одинцов происходит из центральных областей
древнерусского государства и известна с XVII века. Конечно, с течением
времени представители этой фамилии могут жить и в других исторических
областях.Фамилия Одинцов относится к интереснейшей группе русских
фамилий, образованных от внутрисемейных имен.Такое имя ребенок получал
только от родителей и это единственный признак, по которому
внутрисемейные имена отличаются от прозвищ, дававшихся обычно друзьями
или соседями. Конечно, не у всех детей было внутрисемейное имя в
дополнение к официальному, но если ребенок получал такое имя, то, как
правило, оно употреблялось чаще крестильного, закрепляясь за человеком
на всю жизнь в качестве дополнительного, мирского имени.Самую
многочисленную группу среди фамилий, образованных от внутрисемейных
имен, данных ребенку в связи с обстоятельствами рождения, составляют
фамилии, основами которых является имя, означающее, каким по счету в
семье родился ребенок. Среди фамилий этого типа общеизвестные: Одинцов,
Третьяков, Шестаков и редкие: Третилов, Пятаков, Шестунов, Семяхин,
Осмехин, Осьмаков.Фамилия Одинцов образована от имени Одинец, данного
сыну, родившемуся первым по счету в этой семье. Имя Одинец было очень
популярно во всех сословиях на всей территории расселения восточных
славян. Так, например, в древнейших архивах упомянуты: Акинф Семенович
Одинец Москотиньев, боярин, 1470 г.; князь Иван Федорович Одинец
Гагарин, начало XVI в.; Андрей Иванович Одинец, боярин, вторая половина
XVI в.Наличие второго имени было своеобразной данью древней славянской
традиции двуименности, требовавшей сокрытия основного, главного имени и
употребления в быту имени другого, "ненастоящего", с целью уберечься от
"злых сил", которые не должны были узнать истинного имени человека.
Более того, древнерусские "домашние" имена нередко полностью подменяли
собой имена крестильные, даже в документах выступая в качестве
официальных именований. Неудивительно, что очень часто отчество сына
записывалось не от крестильного, а от мирского имени отца: в 1601 г. в
Новгороде записан Федор Афанасьевич Одинцов; в "Актах Московского
государства" (т.11) в 1643 г. - Иван Одинцов, Костромской посадский. От
Акинфа Семеновича Одинца Москотиньева ведет свою родословную и
древнейший боярский (дворянский) род Одинцовых.Популярность мирских
имен была столь высока, что в результате к середине XIX столетия, когда
процесс формирования русских фамилий практически завершился, оказалось,
что фамилии, образованные от нецерковных имен, составляют значительную
их часть. Таким образом, несмотря на многовековое стремление церкви
искоренить дохристианские традиции, многие из них дожили и до наших
дней. Одним из таких памятников народного фольклора и древнейших
русских обычаев, традиций является фамилия Одинцов.
РЮМИН. Представители
этой фамилии могут гордиться своими предками, сведения о которых
содержатся в различных документах, подтверждающих след, оставленный ими
в истории России. Фамилия Рюмин произошла из северо-восточных областей
древнерусского государства и известна с XVII века. Конечно, с течением
времени представители этой фамилии могут жить и в других исторических
областях.Фамилия Рюмин относится к редкой и необычной группе русских
фамилий, образованных от внутрисемейных имен. Внутрисемейное имя
ребенок получал только от родителей, и это единственный признак, по
которому внутрисемейные имена отличаются от прозвищ, которые обычно
присваивались соседями. Конечно, не у всех детей было внутрисемейное
имя в дополнение к официальному крестильному, но если ребенок получал
такое имя, то, как правило, оно употреблялось чаще крестильного,
закрепляясь за человеком на всю жизнь.На всей территории Древней Руси
были широко распространены такие имена-обереги, как Злоба, Плакса,
Некрас, Немир, Нелюб, Дур, Дурас, Чертан и т.д. Считалось нет лучшей
защиты для ребенка от какой либо беды, чем имя-оберег, охраняющее его.
Так, имена Дур, Дурак, Дурас давались в уверенности, что это имя будет
залогом того, что их малыш вырастет умным человеком, а то и просто
убережет его от глупых поступков; Некрас - вырастет красивым, Нелюб,
Немил - будут любимы близкими; Чертан и Сатана - будут защищены от
нечистой силы.Но, помимо общерусских имен, существовало и множество
имен диалектных, распространенных лишь в определенных областях России.
Так, например, в северо-восточных говорах Древней Руси (Рязань,
Суздаль, Владимир) было очень распространено внутрисемейное имя Рюма,
то есть "плакса, нытик". В XIV-XVI вв. северо-восточные русские земли
были приграничными и постоянно подвергались набегам от соседних
кочующих народностей. В среде местного населения, привыкшего жить в
условиях частых нападений врага, существовал культ сильного
мужчины-воина. Поэтому в этих областях были очень распространены
"охранительные" имена, которые по мнению родителей, являлись гарантией
того, что их ребенок вырастет сильным и мужественным. Так, например, в
"Актах Московского государства" в 1586 г. записан рязанский вотчинник
Ондрей Рюмин сын Сабурова, в 1609 г. - Пятой Рюмин во Владимире.
Помещику Богородского уезда Московской губернии Николаю Рюмину Россия
обязана появлением славного купеческого рода Морозовых, родоначальником
которого был бывший крепостной Рюмина - Савва Морозов, получивший от
своего хозяина первоначальную поддержку, а позднее и "вольную".В
процессе заселения Севера России, которое осуществлялось выходцами из
северо-восточных княжеств, мужское имя Рюма получило распространение и
в Костромской, Вологодской, Архангельской областях. Сегодня фамилия
Рюмин нередко ошибочно считается "северной" фамилией. Принятая форма
именования в Древней Руси выглядела так: Иван Петров сын Рюмин: здесь
"Петров сын" - указание на имя отца, а "Рюмин" - отчество отца,
образованное от мирского имени деда, так называемое "дедичество", то
есть, при записи "полного имени" Ивана мало кто знал, как звался его
дед в крещении, но все помнили его под именем Рюма.С началом процесса
образования фамилий, именно эти необычные мирские имена в первую
очередь стали выполнять функции фамильных прозвищ, а, передаваясь из
поколения в поколение, превратились в фамилии. Возможно, некоторые из
записей XVI-XVII веков отражают еще дедичества, но учитывая тот факт,
что уже в начале XVIII века мирские имена полностью вышли из
употребления, можно утверждать, что история каждой фамилии Рюминых
имеет протяженность не менее трех столетий, а это немало, если учесть,
что первые русские фамилии стали появляться лишь в XVI веке, а само
название "Русь" стало известно человечеству менее двенадцати столетий
назад.