BAYDA
Family site
Вторник, 05.11.2024, 18:27


                                                                 Фамильный сайт Байда
                                                                                                                                         Статьи

Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Всё о фамилии Байда [53]
Происхождение, история, люди и многое-многое другое
Я - Байдак. А я - Байдала... [4]
Все о родственных фамилиях: люди, история, генеалогия...
Байда-Вишневецкий [8]
Происхождение и значение фамилий и имен [46]
Генеалогия [7]
Мировоззрение [10]
Характерники [5]
Этимология [11]
Значение и происхождение слов и выражений
История [37]
История казачества [22]
ДНК. Генетика [8]
Краеведение [4]
Наше творчество [4]
Интересное [13]
Разное [4]
Все, что не вошло в другие разделы
Do we live in the Matrix? No, it's even cooler ... [8]
Section is an illusion, maya, the Indian-Maya, the simulation, etc.

Меню сайта

Наш опрос
Знаете ли Вы свою родословную, хотя бы до прадеда, включительно?

Всего ответов: 1501

Главная » Статьи » Происхождение и значение фамилий и имен


Тюркские имена

Изучение истории антропонимов (имен) позволяет восстановить историю формирования, расселения и миграции народов. Тот факт, что по именам жителей античных городов северного Причерноморья Л. Згуста смог определить этнический состав населения этой территории, весьма показателен с данной точки зрения. Группа под руководством Р. Фишера и Э. Эйхлера, исследуя личные имена средневековой Германии, определяли историю славяно-германских этнолингвистических связей. Огромная работа проделана в этой области известным французским лингвистом Альбером Дозай. Благодаря зафиксированным в древних письменных источниках личным именам Г. А. Меликишвили определил этническую принадлежность древнейшего государства Наири-Урарту. Аналогичную роль для истории тюркских народов играют личные имена мамлюков и гулямов Ближнего Востока.

Имена мамлюков можно разделить на несколько групп. Первая группа-это большая часть имен, которые имеют в своей основе кипчакские слова. Вторую группу составляют огузские имена.

Но основываясь только на языковых данных, мы можем заблуждаться, поскольку кипчакские и огузские диалекты очень смешаны. Вряд ли можно ошибиться, сказав, что это только условное деление.

Западные историки именовали тюрков в разные эпохи по-разному: скифы, гунны, тюрки, кипчаки, татары и т. д.

Как отмечалось многими исследователями, тюркские имена, подобно языку, очень консервативны и устойчивы. Они встречаются в неизменной форме с глубокой древности по сей день. При этимологии тюркских имен немаловажную роль играет агглютинативность тюркского языка, то есть способ слово и формообразования, при котором к корню, сохраняющему стабильный звуковой состав, присоединяются стандартные аффиксы. Это значит, что структура слова абсолютно прозрачна, границы морфем отчетливы. Обратите внимание на имена гуннов: Аттила-в европейских источниках, Атлы, Адиль, Атиль-в современных тюркских языках. Сыновья Атиллы-Улак, Тенгизик, жена-Арюкан. Для наглядности сравним их имена с именами балкарцев и карачаевцев. Что изменилось за 15 веков?

Аттила - Атлы (конник).

Улак - Улак (козленок, этим именем часто нарекали младших детей).

Тенгизик - Тенгиз, Тенгизхан (море, океан).

Арюкан - Арюка, Арюхан, Арюжан (красавица, красивая душа).

Личные имена порой сохраняют диалектные особенности. Имя Болгарского хана Альцика указывает, что носитель его разговаривал на цокающем диалекте тюркского языка. Алцык-«ал» перед, первый, цык (чыкъ) - выступать, выходить. Примечательно это тем, что диалектное деление было также в языке хазаро-болгарского союза (джабагу, забагу, ябагу). Звонкая африката (з, ц) прослеживается в языке мамлюков Египта (Зенги, Зель).

Одним из факторов, влияющих на изменение антропонимики, является принятие новой религии, реже-ассимиляция народа. Все эти пласты отчетливо прослеживаются в ономастике. Каждый этнос имеет свой реестр личных имен, которые имеют определённый смысл на языке говорящего на нем народа. Изучение антропонимов дает информацию, помимо национальной принадлежности, о характеристике человеческих качеств, сословном положении, религии, влиянии языков и контактов.

В. Н. Никонов пишет: «Первый закон антропонимики, как и всей ономастики-историзм». Разумеется, при толковании личных имен нужен обширный материал, подтвержденный историческими фактами, экскурсом в историю тюркского именослова и языка. Это отмечает О. Сулейменов: «Народы мира сохранили драгоценный шифр тысячелетий-это язык, источник исторических сведений, который является наиболее объективным, беспристрастным документом прошедших эпох. Он лишен предвзятости, он вне временных предрассудков и не подвластен идеологическим колебаниям».

Возможно, этимология некоторых личных имен мамлюков (гулямов) кому-то покажется спорной, противоречащей установившимся толкованиям. Для доказательства принадлежности антропонимов мамлюков использованы различные методы языкознания: сравнительно-исторический, структурный, генетический, ареальный (выявляет ареал сходных элементов собственных имен), а также проведены перекрестные проверки с личными именами тюркских народов, удаленных друг от друга во времени и в пространстве. Как отмечалось выше, войны-наемники или проданные в рабство бывшие воины были в основном из Центральной Азии и районов Предкавказья. В частности, в Египет и Сирию, в большинстве случаев, они попадали из Крыма, Дербента и Византии.

К сожалению, известные письменные источники древности (летописи, хроники) регистрировали глобальные явления, связанные с именами великих полководцев, каганов, беков, но мало внимания уделяли «простым» именам. Многое осталось вне поля зрения в истории тюркских народов. Дошедшие до нас имена-это лишь слабая тень минувших эпох, запечатленная в летописях Руси, Ирана, Китая, Византии, Грузии, Армении и Арабских стран. Ценные материалы содержатся в древнетюркском словаре, в рунических текстах на стелах, поставленных в честь Кюль-Тегина, Тоньюкука, Бильге-кагана, Магиляна, Куличура, как общее наследие всех тюркских народов.

К сожалению, с принятием ислама многие имена были вытеснены арабскими. В этом плане очень интересен материал по антропонимии, сохранившийся у балкарцев и карачаевцев, поскольку из всех тюркских народов они позже всех приняли ислам.

Тюркские личные имена, в их антропонимии, составляют основной пласт. Многие из них в настоящее время семантически не прозрачны, в тоже время сохранили древнюю форму (Инал, Жабагы, Туду, Тархан). Множество имен кумыков, ногайцев и татар в основном очень близки: как по форме, так и по содержанию. Это связано, по всей видимости, с культурно-историческими корнями булгаро-хазаро-половецкого союза племен, общим культурным наследием западных тюрков. Помимо сказанного, следует добавить, что в эпоху Золотой Орды все эти народы входили в одну империю. На Кавказе не было никаких татар, кроме карачаевцев, балкарцев, кумыков (кстати, до революции их почему-то называли горскими татарами). Где были татары, там они находятся и сейчас, кто строил и жил в золотоордынских городах Северного Кавказа? Тюрки, прежнее население Хазарского, Болгарского и Половецкого каганатов. Это отчетливо наблюдается при сравнении личных имен карачаевцев, балкарцев, кумыков, ногайцев с именами хазар, алан, болгар и половцев.

Тюркские народы считали, что выбирая имя, они выбирают судьбу, которая будет частью сущности, души человека. Имя служило своего рода талисманом, охранной грамотой от бога; считалось, что личные имена имеют свою душу. Поэтому многие имена людей попадали под табу, слово, совпадающее с именем, должно было заменяться синонимом. Личные имена у различных народов имеют свои специфические черты, это отмечает Б. К. Мусукаев: «У славян преобладают компоненты «добр», «свет», «свят», «мир», «слав». У греков и римлян-слова, подчеркивающие в человеке человеческое. У евреев и арабов-слова, подчеркивающие отрешенность от земного и обращение к богу». (Ук. р., стр. 109). У тюрков, как и у древних германцев, на первом месте были воинственные имена. Это послужило причиной появления таких имен, как «Клыч»-меч, сабля, «Джарбаш»-рубящий головы, «Санжар»-пронзающий, «Ельбуз»-разрушитель, «Токмак»-булава, «Кутуз»-бешеный и т. д.

В тюркских именах обширный раздел имеет «звериную» семантику: «Аслан»-лев, «Каплан»-тигр, «Барс»-леопард, снежный барс, «Бури, Курт»-волк, табуированное мамучук, «Айю»-медведь, «Лачин»-сокол, «Баркут»-беркут, «Кундуз»-выдра, «Буга»-бык, «Домбай»-зубр и т. д. Звериные имена у тюрок не были случайностью, они считали, что носители подобных имен будут иметь качества этих животных. Часто ребенка нарекали в честь тотемного животного племени или рода.

Многочисленный пласт составляют имена, как правило, заканчивающиеся титулами: хан, кан, бий, бек, тегин, тархан, шад, джабагу. Иногда титул ставился перед именем, но по сути, это не имело значения. Исключение составляет слово «бек»: когда оно пишется в начале слова, то имеет значение «крепкий» (Бекболат, Бекташ); в конце имени, как правило, означает титул. Титул «бий» часто встречается в усеченной форме «би», обратите внимание на имена древних уйгуров «Биага», «Бижан», «Бисуд» (Л. Гумилев, «Древние тюрки», стр. 464). В качестве примера приведем карачаево-балкарские имена: Бияка, Биаслан, Бика.

Тюрки, пишет Л. Гумилев, не носили одного и того же имени от рождения до смерти, как европейцы. Имя тюрка всегда указывало на его положение в обществе. Мальчиком он имел кличку, юношей-чин, мужем-титул, а если он был хан, то титул менялся согласно иерархической системе. К примеру: «Инал Урус Хан» - происхождение + воинственный + царь (общ. тюркс.), имя эмира Саладина звучит Музафардин Кек Берю - победоносный (арб.) + небесный + волк (общ. тюрк.). Стоит особо отметить, что пережитки культов волка и барса фиксируются у многих тюркских народов (древних тюрков, половцев, печенегов, турков-сельджуков). В частности, особо следует отметить это у половцев, поскольку основную массу мамлюков составляли выходцы из половецкой федерации племен, куда входили и другие тюркские племена. Как отмечено выше, половцы (кипчаки) - это общее название тюркских племен до прихода монголов. Бурджиты - арабская форма половецкого имени Бурчевичи, Буржоглы или Борган: по законам фонетики арабского языка вместо «ч» пишется «дж». Есть основания считать, что Бурчевичи-остатки болгаро-хазар, вошедших в половецкий союз племен. В одной из хроник X века (Географический трактат «Чистых братьев»), где содержится общее представление арабов об ойкумене, упоминается этноним «Бурджан», как имя одного из подразделений тюрок-болгар. («Древнейшие государства на территории СССР», стр. 197). С. А. Плетнева считает, что этноним Бурчевичи происходит от слова «бури, берю»-волк; вероятно, не случайно то совпадение, что орда Бурчевичей кочевала в бассейне Днепра по реке «Волчьей» (калька тюркского гидронима Бури-су, Бори-су). (Г. В. Сумаруков, «Кто есть кто в «Слове о полку Игореве»», стр. 51). Следует отметить, что один из притоков Терека также, называется «Бори», «Боричик» (волк, волченок).

Как известно, даже во времена нашествия Тимура территория современной Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии называлась страной Буриберди, с владельцем тамошним Буриканом (Бури - волк, кан хан-титул, царь, правитель).

Бурджген - подразделение узбеков (В. В. Радлов, ук. Раб., стр. 722).

В китайских источниках латная кавалерия тюрков называлась – «фули» (волки). Как было отмечено выше, волк был тотемным животным многих тюркских народов. Голова волка украшала знамена гуннов, тюркютов, половцев, золотоордынских ханов. Пережитки культа волка фиксируются в данное время у карачаевцев, балкарцев, кумыков, татар и др.

Совершенно очевидно, что культ волка тюрки занесли на Русь. Для наглядности приведем два примера: М. Ч. Джуртубаев пишет: «Существовал обряд лечения больного ребенка; к колыбели подвязывали кусочек волчьей шкуры и косточку из пасти или просверленный волчий альчик, из волчьей шерсти заплетали косички и когтями подвязывали к перекладине колыбели. Ветряную волчанку лечили водой, в которую бросали волчью шерсть». Волк фигурирует как злейший враг нечистой силы, уничтожающий чертей. В эпосе «Нарты» волки уничтожают бесенят. При встрече богатыря Ерюзмека с чертями те просят его снять волчью шубу. Страх чертей перед волком так велик, что бесовки взвизгивают, когда их касаются полы шубы. Повстречать волка или собаку считалось доброй приметой, встреча с зайцем была предвестием неудачи. (М. Ч. Джуртубаев, «Древние верования балкарцев и карачаевцев», стр. 35). А вот другой пример, Б. А. Рыбаков: «Культ волка древен и сложен. Помимо общеизвестных отрицательных сторон этого хищника, мы в фольклоре нередко находили обрисовку и положительных качеств. Волки считаются пожирателями чертей. Встретить волка в пути-к добру, встреча с зайцем предвестие несчастья». («Язычество Древней Руси», стр728, стр. 717.). Наверное, не стоит сомневаться в родстве этих мотивов, однако, Рыбаков объясняет эту параллель по своему: «Для древних славян-земледельцев волки были полезны весной, когда всходили яровые хлеба и лен, а в лесных чащах было множество рогатой дичи, которая причиняла огромный вред молодым зеленям. Волки на открытом пространстве легко травили эту живность, оберегая тем самым поля от потравы». (там же, стр. 728). Весьма оригинальное объяснение.

Особый интерес представляет оборотничество волков в людей с возможностью обратного превращения в славянской и тюркской мифологии. Можно предположить, что оно было заимствовано в эпоху славянского единства. Сравните славянское «оборотень» и тюркское «обур» «бури»-волк, «бур», «бурул», «обур»-перевоплощаться, оборачиваться, вертеться (общ. тюркс.). Мы еще не раз будем соприкасаться с культом волка при изучении истории тюркских племен Евразии.

Родоплеменные этнонимы являются наиболее устойчивой единицей, в какую бы конфедерацию племен они не входили, целиком или частями. Это отмечает В. В. Радлов: «И в самом деле, родовые имена тюрков, записанные много веков тому назад китайскими историками-сохраняются частью и поныне». Родовые подразделения у тюркских народов играли важную роль при централизованной военно-административной системе. Каждое родоплеменное подразделение имело свое точное место в войске, которое состояло из правого и левого крыла, легкой конницы, засадных полков. Наречение ребенка по названию племени, народа в тюркской ономастике явление обычное. Примечательно это тем, что они обнаруживаются в именах мамлюков Египта: Кипчак, Хазар, Туран, Салар, Татар, Алан, Карча, Ас, Шеркес, и т. д. Все эти имена в настоящее время встречаются у различных тюркских народов. Сирийский историк Мухаммад Будай считает фамильное имя Алан ибн Караджа карачаевским этнонимом. Слово «алан» не встречается ни в одном языке народов Кавказа, в карачаево-балкарском оно и поныне служит обращением к соплеменникам в значении «сородич», «соплеменник». Аланами называют карачаевцев менгрелы и караногайцы, даргинцы называют кумыков «диркалан» - терские аланы. В истории встречается антропоним айлантурк - алано-тюрки. О происхождении этнического имени Караджа, Карача, Карча, Карачи существует несколько разноречивых мнений. В тюркских языках дословно переводится как «черный», однако компонент «кара» имеет различные значения: «великий», «могучий», «сильный», в составе имен и титулов представителей господствующего класса: Карааслан, Караханиды, Карахан, Карамурза, Караискандер.

В Золотой Орде, Крымском ханстве и шамхальстве Тарковском существовало господствующее сословие карачи-беки (карча-беки); мамлюки-ветераны назывались в Египте «каранисы». Рода Кара, Караши, Карачи входят в состав башкирского, азербайджанского, алтайского в форме «кара», енисейских тюрков-«карачистар», сибирских татар-«карашор», казахский род «Керей» есть монгольская калька слова «кара». Существуют гидронимы и топонимы: реки «Карачай» в Азербайджане, «Карачай» в низовьях Кубани, озеро «Карачай» на Урале, села «Карачиевцы», «Карачаево» на Украине. «Кара тенгиз» - Черное море, (калька тюркского гидронима, черных морей в природе не бывает это дословный перевод, в данном случае компонент «Кара» означает великое море). В имени мамлюка Алаад-дин Акбуга Ас арабская часть не вызывает сомнения; «ак»-белый (общ. тюркс.). А. Гафуров считает, что прилагательное «ак» редко бывает однозначным, хотя в имени Аксункур-«белый кречет», сохраняет его буквальное значение. В других случаях компонент «ак» означает «мудрость», «значение», «опыт». Вторая часть имени Буга-«бык», «тур», метафора, употреблялась в переносном значении-«могучий». Данное имя встречается в период хазаро-арабских войн в IX в. Арабский историк ал-Баладзори сообщает, что наместника Кавказа называли Буга (И. Семенов ук. Р., стр. 183).

В летописи Рашида ад-Дина упоминается полководец Кюрбуга, существует еще несколько подобных имен мамлюков: Тукбуга, Иалбуга. Имена с компонентом «тук, ток» в тюркских языках имеют значение «довольный, сытый, толстый» (А. Гафуров, стр. 27). Этноним «Ас» входит в состав названий многих тюркских народов, удаленных друг от друга на большие расстояния. У ногайцев есть подразделения «Ак Ас», «Кара Ас», «Чомишлу Ас», башкир-«Торт Ас», якутов-«Батур Ас», туркменская ветвь-«ясман».

Осетины называют карачаевцев и балкарцев асами, Балкарию-Асия, Карачай-Стур Асия (Большая Асия).

Этноним «Ас», «Аз» упоминается в рунических текстах Орхона, в этой связи интересны сведения русских летописцев: «Язык же яський яко ведомо от печенежского рода», то есть тюркский. Аналогичная ситуация сложилась с этнонимом «кипчак», который бытует сейчас у крымских татар, ногайцев, башкир, казахов, узбеков, киргизов и туркменов. Историк I века н. э. Плиний отмечает на Северном Кавказе крепость по имени «Кумания» (одно из названий кипчаков или половцев). Все эти факты наталкивают на мысль, что языки древних тюрков: гуннов, болгар, хазар, алан, асов были обычными тюркскими языками, очень близкими половецкому языку. Это подтверждается близостью языка словаря мамлюков Египта с языком карачаевцев, балкарцев, кумыков, ногайцев, татар и т. д., а также личными именами мамлюков. Особо следует отметить, что тюркские воины, попавшие на Восток, были единственным народом, которые сохраняли свои личные имена и язык. По всей видимости, это было одной из форм стремления сохранить свою этническую самобытность.

Ануш-Тегин - фатимидский полководец, правитель Дамаска и Алеппо.

Алп-тегин - имя великого хаджиба, начальника тюркской гвардии, эахватившего в 902 году Газну, Алп-«великий»,. «могучий», Тегин - «наследный принц» (общ. тюркс).

Алибай – мамлюк, эмир. Один из инициаторов заговора против султана Баркука. Имя Алибай образовано из разноязычных слов. Али-«могучий, высший» (араб.), бай - «богатый, знатный» (тюрк.).

Актув Ашрафи - мамлюк, эмир. Родственник султана Баркука, «Ах» - душа, дух, «Акъ» - белый, «тув», «туу» - рожденный, родился (общ. тюркс).

Алтунбуга ал-Кирмиши - мамлюк, эмир, регент Египта (после смерти султана ал-Муаййада Шаиха). «Алтын» - золотой, «буга» - бык (общ. тюркс)

Айтамиш ал-Баджаси – мамлюк, главнокомандующий войсками Египта. «Ай» - луна, там, «тамга» - клемо, тавро (общ.-тюркс). Личные имена тюрков, образованные от слова «ай» - луна, явление распространённое: Айшат, Айтек, Айдар, Айдак, Айтуган, Айтеган, Айтемир.

Акберди - мамлюк, государственный секретарь Египта. Слово «ак» в данном случае означает мудрый. умудрённый опытом, «Берди»-данный (общ. тюкск). Ах + берди - «духом данный».

Ала-ад-дин Акбуга Ас - мамлюк, эмир. «Ак» - белый (общ. тюркс), «буга» - бык. «Ас» - родо-племенное подразделение тюркских народов, встречается в форме: ас, кара ас, батур ас, терт ас, ясман. Народ азы ветречаются в рунических текстах Орхона. Чувашей марийцы называют Су-Асами (речными асами). Осетины называют карачаевцев и балкарцев этнонимом ас, а страну-Асией, В русской летописи упоминается народ ясов (асов). Стоит ли сомневаться в познаниях славян, которые веками контактировали с тюркскими народами. В летописи ясно написано: «Язык яский (аский) яко печенежского роду».

Амра ибн алАса - эмир, полководец. Представитель тюркских наёмников, отличился при ранних исламских завоеваниях.

Алан-Караджа - мамлюк, эмир сотни. Аланы-тюркоязычный народ живший в предгорьях Кавказа, родственный асам. Менгрелы ногайцы и сваны по сегодняшний день карачаевцев именуют аланами, даргинцы кумыков называют «дирк аланы», то есть терские аланы. Аланы входили в Хазарский каганат. По карачаево-балкарски слово «алан» употребляют при обращении друг к другу, многолюдному собранию, ставя его в том случае в множественном числе: «Аланла!» - «Аланы!». Этот термин универсален: так муж обращается к жене, жена к муж, старик к юноше юноша к старику, женщина к мужчине, одним словом смысл его может быть объяснён как «соплеменник, соплеменница», поскольку в карачаево-балкарском языке категория рода отсутствует. (М. Джуртубаев, «Душа Балкарии», стр. 13). При этимологии фамильного имени «Ибн-Караджа»-необходимо знать, что арабы не употребляют букву «ч». В случае необходимости она заменяется «дж». Таким образом, полное имя эмира читается «Алан Карача».

Арикмас аз-Захири - мамлюк, эмир. Правильное произношение: Арымас - «неустающий». (общетюрк.).

Инал ас-Аслани - мамлюк, эмир. Инал - синоним слова «Чанка», (рождённый от неравного брака), в рунических текстах V-VI вв. обозначает титул гуннов, древних тюрков, хазар, болгар. Встречается в форме «Инал», «Айнал», «Инел». Инал Каган - младший сын Капаган-хана (древние тюрки), Урус-Инал - предводитель древних киргизов, Ибрахим Инал-двоюродный брат Тогрул Бека, султана из династии Великих Сельджукидов. Айнал - представитель династии тимуридов. Аслан-лев (общ. тюркс).

Алтунопа - мамлюк. Алтун - «золото», опа-«становище» (общ. тюркс). Алтынопа - половецкий хан, прославился в битве с венграми на реке Вагре вместе с ханом Кобяком. Алтын-распространённое личное имя у карачаевцев, балкарцев и кумыков.

Актай - мамлюк, эмир. Ак - «белый». Тай - «жеребёнок». (общ. Тюрк.)

Арузмак Нашиф - мамлюк, эмир сотни.. В карачаево-балкарской форме: Ёрюзмек - герой нартского эпоса. Имя Урус встречается в сказании огузов «О сыне Казане бека Уруза». Ураз, уруз в древнетюркском языке означает «счастье». Уразбек в татарской транскрипции (Г. Ф. Сатаров «Татарская ономастика»). «Бек, мек» - титул «князь» (общ тюрк)

Айбек - мамлюк, эмир, атабек армии Египта. Один из инициаторов устранения султана Турана. Ай - луна, как отмечалось выше, Бек - титул, «князь». Дословно переводится «луноподобный бек». После женитьбы на вдове Туран шаха Шаджарт, Айбек стал султаном Египта.

Ашкар Сункур - мамлюк, эмир, опытный военноначальник. Отличился в сражении у Газы, когда, под предводительством Бибарса, мамлюки разбили передовые отряды монголов. Сункур - сокол (тюрк.)

Айдак Бундукдари - мамлюк, эмир. В сотне Айдака начинал. службу будуший султан Египта Бибарс.

Айдугди аз-Азис - мамлюк, эмир сотни. Ай – луна, дугди - «родился» дословно переводится «рождённый в новолунье».

Акош ал-Ашрам - мамлюк, эмир, по прозвищу «лев-убийца». По всей видимости, правильное имя – Аккуш, Ак - «белый», Куш - «орел». Карачаево-балкарские имена: Аккаш, Ака, Акай, Ако, Аккуш.

Ал Адил Китбуга - мамлюк, султан Египта. Адыл, Адил, Итиль, Эдиль - тюркское наименование реки Волги. В личных именах встречается в форме: Адильби, Адильгерей, Адыл, Адылхан, Адылхакан, Китбуга-типично татарское имя. Кут - «дух, сила», буга-«бык, тур».

Атрак - мамлюк, эмир сотни. Атрак в огузских языках «множество, избыток». В языках кипчакской группы, куда входят карачаево-балкарский, кукумыкский, ногайский и другие, данное слово звучит несколько иначе Артык, Атрак. Атрок - половецкий хан сын Шарукана. Артук-Арслан - султан тюркской династии Артукидов.

Алтунбуга ас-Султани - мамлюк эмир, наместник Абулустана, выше мы приводили этимологию тюркского имени Алтынбуга.

Акбуга ал Тимирази - мамлюк, эмир. Этимологию смотрите выше.

Атабек Судун ал-Аджами - мамлюк, наместник Дамаска. Атабек, Аталык, Атахан, Атаман, Атабий - военно-административный чин у тюркских народов. Ата, ака, ага - старший, отец. Бек, бий - «князь» (общ. тюрк).

Арсланопа - мамлюк, Аслан, арслан - «лев», опа - «становище» (А. С. Плетнева, «Половцы», стр. 45)

Айбак Кутб-ад дин - мамлюк, делийский султан. Айбак в своё время входил в знаменитый отряд «Сорока тюркских рабов Илетмиша» или «Царей рабов». Айбак - синоним слова Айбек, см. выше.

Анас - мамлюк. Слово «анас» в тюркских языках имеет значение «искусный», в арабском языке «радость, веселье». Трудно сказать с уверенностью, кому принадлежит данное имя. Анас - отец султана Баркука, уроженец Крыма.

Ала ад-дин Атсыз - султан Хорасана, Афганистана и Сев. Индии. Атсыз представитель династии Гуридов. Империя Гуридов возникла на месте распавшейся мамлюкской империи Газневидов. При этом она унаследовала и продолжила газневидскую традицию «священной войны» с «неверными» (джихад). Босфорт отмечает: «Используя отряды вездесущих тюркских рабов, под руководством опять таки тюркского военоначальника Муиза ад-дина, они продолжали следовать политике и традициям своих предшественников». Атсыз - типично тюркское имя и означает «безымянный». А. Гафуров подчеркивает: «У многих кочевых народов был обычай нарекать ребёнка как можно скорее, почти тотчас после его появления на свет. Причем ребёнка называли не заранее выбранным именем, а по названию чуть ли не первого попавшегося предмета, животного или птицы».

Алук - мамлюк. Ал - «первый, перед», ук - аффикс. Таким образом, Алук с тюркского языка переводится как «первый, передовой». Подобное имя встречается еще у одного мамлюка (Селук), Сел - спокойный. Вот еще один пример: Тарсук - «тарс», «тарх» с карачаево-балкарского языка «выстрел», «ук» или «ок» стрела. Перевод - «разрывающая стрела»

Аюбиды-ал-Малик ан-Насир Салах ад-дин (Саладин) - прародитель династии Айюбидов происходил из тюркизированного курдского племени «хазбани». (Босфорт, стр. 97) Дядя Саладина начинал службу в тюркском гарнизоне в Алеппо и Мосуле под началом мамлюка Занги ибн Ак-Сонкура. По этому поводу есть и другое мнение. Дед Саладина начинал службу с двумя сыновьями Ширкухом и Аюбом у сельджукского султана Багдада, он был комендантом крепости на Тигре, после его смерти этот пост занял Аюб. В 1138 г. в результате ссоры он убил знатного сельджука, после чего они бежали к Атабеку Зенги в Дамаск. После смерти дяди визират наследовал Салах ад-дин. Многие султаны династии Аюбидов имели тюркские имена: Адиль, Туран-шах, Туг тегин. Шаджарат ат-Дурр (жена Туран-шаха) была турчанкой. В этой цепи важной деталью является принцип передачи власти от дяди к илемянику, характерный для тюркских народов. Употребление кумыса и конского мяса так же говорит о влиянии тюрков. Существует несколько подобных примеров. Династия Сефевидов говорила по-тюркски, но по происхождению они, вероятно, были курдами. (Босфорт, стр. 226). В 1117 г. Йемен был завоеван Туран-шахом, братом Саладина. Преемниками Аюбидов стали Расулиды. Историк ал-Хараджи их генеологию возводит к арабам, но в действительности они происходили из туркменского племени (Там же, стр 116). В дополнение к сказанному приведем еще один пример: заблуждения историков в этническом определении мамлюка Ибн Тангри Берди, которого считают греком. Но как мог грек иметь тюркское имя «данный богом» (Тенгри), причём Тенгри, Тейри это древнее божество тюрков! Ответ прост: Тангри Берди попал в плен из Византии, где регулярная армия состояла из наёмников, северо-кавказких тюрков. Нелепо считать, что греки, одни из первых христиан, могли нарекать детей именем языческого бога Тангри. Эмира Санбека аз-Руми так же считают греком, доказательством служит компонент имени «аз-Руми», имя Санбек тюркское. Сан-«тело», «фигура» бек-«крепкий», «крепкий телом» (КБС, стр. 538)

Бильбек Айдемур - мамлюк, эмир. Биль, Билим-«знание», «осведомление» (КБС, стр 143), Бек-титул «князь». Айдемур, Айтемир, Айдемир-«лунное железо».

Биберд - мемлюк, брат султана Джанболата. Занимал пост оруженосца и являлся эмиром Табылхана. (Хатхо, стр. 116). Полное имя Кылыч Биберд, одно из распространённых имён в карачаево-балкарском народе. Термин «бий» переводится как «князь», раньше оно имело и другое значение-в мифологии «бог», а также «господин», «повелитель». Со всей уверенностью можно полагать, что значение имени-«данный богом». Существуют синонимы данного имени: Алахберди, Тейриберди, Кудайберди, Тангриберди. Вторая часть имени, Клыч - «сабля, меч» имеет общетюркскую основу.

Бештак - мамлюк. В грамматике тюркских языков б/м взаимозаменяемы, сравните бийк/мийк, биз/миз и. т. д. «Маштак»-карачаево-балкарском языке имеет два значения-«коротышка» (о низкорослом человеке), маштак - «низкорослая лошадь». Может быть, это искажённое личное имя Бештау, Бештаг.

Бастай - мамлюк. Один из инициаторов убийства султана ал-Мансура Ладжина. Бас, басты - «давить, подавлять», тай-«жеребёнок» (общ. тюркс). Полное имя - Тагджи Бастай, как известно, в арабском языке буква «ч» отсутствует. В таком случае термин Тагчи переводится как «завязывать, спутывать». Бастей («Бастева чадь») подразделения половцев, которые поддерживали Кончака.

Бастия - половецкий хан 1170 г. Ипатьевская летопись.

Байдар - мамлюк. Бай – богатый, знатный, -дар словообразующий суффикс (общ. тюрк). Довольно часто встречающееся личное имя. Байда - карачаево-балкарское личное имя. При посредстве суффикса «дар» образованы такие имена, как: Эльдар, Алидар, Ильдар, Айдар, Мадар, Самандар и др.

Балбан - мамлюк, военачальник, впоследствии султан Дели. В своё время входил в знаменитый «отряд сорока тюркских рабов» Илетмиша. Туда же входил и Айбак. С их именами связано прочное утверждение ислама в Северной Индии, Бенгалии и Восточной Индии. Балбан - статуя, памятник.

Байбуга аз-Музафари - мамлюк, эмир совета. Бай - «бог, божий» буга-«бык, тур». Если исходить из основных значений слова «байбуга», мы должны перевести его как «божий бык» - метафора; смысл данного имени надо понимать в переносном значении «могучий», «сильный».

Бердибек Тавил - мамлюк, родственник султана Баркука. Тюркское имя берди - «данный», бек - «князь», «господин», «господь» имя понимается как «данный господом» (Гафуров, стр. 42). «Тавил» производное от слова «тау, тав» - «гора». Данное имя встречается в именнике половецких ханов в форме Тавлый, в карачаево-балкарском языке есть личное имя Таулу, Таулан в том же значении-«горец».

Хусам ад-дин Баркат-хан - мамлюк, эмир, друг султана Бибарса. Типично тюркское имя, баркат - «беркут», слово это заимствованно и русским языком. Хан - «царь» (общ. тюрк).

Бекташ - мамлюк, эмир. Командовал правым флангом армии мамлюков в битве при Хамсе с войсками хана Хулагу. Слово «бек» - в конце имени указывает на титул, но в начале слова ничего с ним общего не имеет (Гафуров, стр 43). Здесь слово «бек» означает - «крепкий, твердый» в сочетании с таш - «камень», болат «сталь», темир - «железо» усиливая значение основного слова. В карачаево-балкарском и кумыкском языке обнаруживаются в форме: Бекболат, Бекмырза, Бекбай, Бекир и. т. д. Бек-таш означает «крепкий, как камень».

Байбуга Арус (орус) - мамлюк, эмир. Имя Байбуга мы уже рассматривали. Арус, урус, орус, уруш-в тюркских языках означает «война, схватка, воинственный». Урус Инал - предводитель древних киргизов, Урус-хан - претендент на золотоордынский престол, личное имя Урусби, 0русби - «воинственный князь» (тюрк).

Бектут - мамлюк, эмир. В данном случае бек усиливает значение второго слова. Тут - «держать» (тюрк).

Барче - мамлюк, регент Египта. В период регентства обладал огромной властью, был претендентом на султанский престол. Предательски убит в Александрии своим другом, будущим султаном Баркуком. Бурчевичи, Бурджиты одно из родо-племенных подразделений половецкого союза. Берш, берч - род казахов младшего жуза. Борча - личное имя у карачаевцев и балкарцев. Берке - татарское имя.

Баркук - мамлюк, султан Египта. В карачаево-балкарском словаре термин «бар, барлык» - «богатый», «изобильный» (КрБ слов., стр. 118). По своей морфологии Баркук типично тюркское имя, суффикс «кук», «рук», «жук», «лук» означают сходство, подобие, выраженное в именной части. В предыдущей главе мы приводили примеры древнетюркских личных имён, оканчивающихся на эти суффиксы: Тоньюкук, Барджкук, Шад-тутук, Кутлук, Мамук, Имарук, Бузрук и. т. д.

Беркярук - султан Антиохии, в 1086 г. освободил из плена сына Сулеймана, Клыч-Арслана.

Бахадур - султан Гуджарата. Основателем династии был мамлюк тюркского происхождения, опытный военачальник Зафар-хан. Династия эта примечательна тем, что в борьбе с португальцами вступила в союз с мамлюкским султаном Египта Кансук ал-Гури. Невероятно, но тем не менее мамлюки одержали победу в морском сражении над доном Лоренсу де Алмейда близ Бомбея (Босфорт, стр. 258).

Бахадур - Батур, Батыр в тюркских языках «герой, отважный, храбрый, богатырь»; заимствовано из тюркского многими языками.

Бахадур - хан Крыма.

Бахадур - султан Бенгалии.

Бахадур - султан Хандеша (Фарукид), династия Тимуридов.

Абу-Али аль-Батарли - мамлюк, эмир флота. Производное имя от слова батыр, батырлы = «храбрый» (кар.-балк.).

Бузлар - мамлюк, эмир. Буз - «лед», второе значение буз - «разрушать». Лар - словообразующий суффикс. Бузлар - «ледяной, крепкий»; Бузлар - «разрушитель» (общ. тюрк.).

Дукмак - мамлюк, эмир, наместник Маланьи. Дукмак, тукмак - «булава» (общ. тюрк.).

Гюмиш-тегин - тюркский военачальник, борец за веру (гази). 3а войну с христианами ему был пожалован титул «малик» - царь. Династия Данишменидов прославилась в войнах с крестоносцами, участниками первого похода. Образ их запечатлен в эпических сказаниях, воинах начальной поры ислама, сражавшимься на границах халифата. (Босфорт, стр. 182). Гюмиш - серебро, тегин - наследственный принц, царевич. У тюркских народов широко распространены имена, связанные с названиями метала, это наблюдается также в личных именах мамлюков Египта: Бектемир, Айдемир, Бек-болат - темир - «железо», болат -«сталь», Багир, Багыр - «медь», Алтын - «золото».

Инал Джакмак - мамлюк, эмир, командующий египетским флотом в войне против Кипра. Первую часть имени мы уже рассматривали: как отмечалось выше, в арабском языке вместо «ч» пишется «дж». Имя Чакмак с тюкского языка переводится двояко – чак - «цвести, процветать», а так же «искра, огниво» мак - словообразующий суффикс.

Джанибек - мамлюк, эмир, регент после смерти султана Татара. А Гафуров считает, что «джан» - слово иранское, более вероятно считать его тюркским. Имя означает «его душа крепка», т. е. «живучий» (стр. 42).

Джанибек - хан Золотой Орды.

Джарбаш - мамлюк. Джар - «рубить», баш - «голова», дословно-«головорез» (общ. тюрк.).

Даулетбай - мамлюк, эмир, наместник Триполи, брат султана Египта Туманбая. Даулет, Давлет - в древних религиозных верованиях казахов, балкарцев и карачаевцев «бог хлебопашества». Бай - «богач, богатый». Распространенное имя карачаевцев, балкарцев, кумыков и крымских татар.

Джанболат - мамлюк, султан Египта. Джан - «душа», болат -«сталь», «стальная душа» (общ. тюрк).

Джаркас ал-Музури - мамлюк, эмир, возглавлял обучение султанских мамлюков. Черкас, Черкес, Шеркес, как было отмечено выше, подразделение казахов младшего жуза и алабугских татар.

Джанберди - мамлюк, эмир. В сражении в местности города Халеба перешел со своими мамлюками на сторону султана Селима I. Джан -«душа», берди - «дающий».

Зенги - военачальник сельджукского султана Малик-шаха, сын тюркского гулама Ак-Сонку

Источник: http://buday.narod.ru/gl3.htm

Категория: Происхождение и значение фамилий и имен | Добавил: bayda-site (21.05.2009) | Автор: Будаев Н.
Просмотров: 16285 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.4/22 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Translate to ...


Поиск

Рекомендуем


Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0

Copyright BAYDA-SITE © 2008-2024

Rambler's Top100