На
сегодняшний день господствующими в общественном мнении и в научной
На сегодняшний день господствующими в общественном мнении и в научной литературе являются две полярные теории происхождения казачества. Первая из них, по меткому выражению Игоря Яковенко, может быть названа "казенной" и возводит казачество к вольнице беглецов из русских земель в Дикое Поле. Бежавшие от феодальной эксплуатации в Степь "искатели воли" (в основном, крестьяне и холопы) и создали по мнению авторов этой теории к середине XVI в. особую организацию - "казачество", постоянно подпитываемую новыми потоками переселенцев из Центральной и Западной России. Вторая теория, приверженцами которой являются, в первую очередь, некоторые представители "казачьей науки" , вольноказачье движение и др., считает казаков особым этносом (национальностью), возникшим еще в античную эпоху (в начале нашей эры) от смешения туранских, скифских, меото-славянских, аланских и прочих племен с торжеством среди них славянской речи. Подобная трактовка казачьей этнической истории позволяет обосновать обособленность казаков от остального русского населения, объясняет их национальную самоидентификацию и культурно-бытовое своеобразие. литературе являются две полярные теории происхождения казачества.
Первая из них, по меткому выражению Игоря Яковенко 1 , может быть
названа "казенной" и возводит казачество к вольнице беглецов из русских
земель в Дикое Поле. Бежавшие от феодальной эксплуатации в Степь
"искатели воли" (в основном, крестьяне и холопы) и создали по мнению
авторов этой теории к середине XVI в. особую организацию -
"казачество", постоянно подпитываемую новыми потоками переселенцев из
Центральной и Западной России.
Данная точка зрения окончательно сформировалась в советское
время, доминирует в представлениях большинства неказачьего населения и
закрепилась в общественном сознании десятилетиями школьного
преподавания. В данном случае казачество рассматривается как безусловно
русская (или украинская) по происхождению группа населения, в ходе
особых условий существования (пограничье, постоянные войны и набеги)
выработавшая специфические черты: особую военную организацию, уклад,
общинный быт и др.
Вторая теория, приверженцами которой являются, в первую очередь,
некоторые представители "казачьей науки" 2 , вольноказачье движение и
др., считает казаков особым этносом (национальностью), возникшим еще в
античную эпоху (в начале нашей эры) от смешения туранских, скифских,
меото-славянских, аланских и прочих племен с торжеством среди них
славянской речи. 3 Подобная трактовка казачьей этнической истории
позволяет обосновать обособленность казаков от остального русского
населения, объясняет их национальную самоидентификацию и
культурно-бытовое своеобразие.
Возрождение казачества, вспышка интереса к нетрадиционным
подходам в изучении этнической истории придали упомянутой теории
идеологическую функцию, сделав ее знаменем наиболее радикальных
ревнителей национальной исключительности казаков.
Кроме этих двух, существует довольно большое количество условно говоря "промежуточных" теорий:
- А.А. Гордеев, автор "Истории казаков" 4 возводит происхождение
казачества к взимаемой Золотой Ордой с покоренной Руси "дани кровью" -
"тамги". Забираемые в Орду русские юноши использовались для охраны
степных границ и несения ямской службы, воспринимая уже готовые формы
военной и общественной организации степняков (монголов и половцев).
- По мнению крупнейшего российского историка Р. Скрынникова,
казачество возникло из слияния немногочисленных русских переселенцев с
населением татарских станиц в степях.
- Л.Н. Гумилев неоднократно подчеркивал происхождение терских
казаков от хазар-христиан, а в целом возводит казачество к крестившимся
половцам.
- Уже упоминавшийся нами И. Яковенко убежден в том, что
казачество возникло в результате половецко-русского смешения при явном
доминировании половецкого субстрата. По его мнению, антропологические
(форма черепа, телесная конституция) и этнографические (особенности
бытовой культуры и песни) данные выдают в казаках природных степняков.
5 - И.Я. Куценко считает, что казачество это
своеобразная и "самобытная народная демократия..., превратившаяся в
служилое сословие". 6 - В.П. Трут считает
принадлежность казачества к самостоятельной этнической группе и его
характеристику как этноса (народа) вполне оправданной и не вызывающей
сомнений. 7 - Б.Е. Фролов,
опираясь на большое количество документированных фактов, подчеркивает
полиэтничность происхождения казачества. 8
- Л.М. Галутво считает казачество единым населением с
определенным хозяйственно-бытовым укладом, традициями и культурой. 9
- О.В. Матвеев вполне резонно замечает, что "при решении проблемы
необходимо учитывать прежде всего специфику каждого отдельно взятого
казачьего образования" 10 .
- А.И. Козлов видит (не без оснований) экстремизм в попытках
возродить казачество как этнос, находя все новые аргументы в
обоснование "сословной" теории. 11 - П.Н. Лукичев и А.П. Скорик объявляют очевидным тезис об этнической самостоятельности казачества. 12
- Р.Г. Тикиджьян указывает, что "в конце XIV - первой половине
XVI веков на территории Дикого Поля шло формирование казачества как
особой социальной и этнографической группы (субэтноса) на
полиэтнической основе". 13
Кроме этих наиболее известных современных теорий существует и целый ряд
не потерявших актуальности исторически более давних гипотез. Первыми,
кто пытался выяснить вопрос казачьего этногенеза были в XVII в. поляки
Пясецкий и Коховский, считавшие, что казаками (или козаками) назывались
те люди, которые на своих лошадях были быстры и легки как козы.
В XVIII в. таким же чисто внешним филологическим путем,
основываясь на созвучии в названиях, начинают видеть в казаках остатки
или потомков различных народов. Грабянка, а за ним А. Ригельман
производили казаков от хозар. 14 Ян Потоцкий видел в казаках потомков
тех косогов, которых великий князь Мстислав Владимирович поселил в XI
в. в Черниговщине.
По
мнению В.Н.Татищева, в Египте был город Черказ (от него и казаки
впоследствии у русских людей назывались черкасами), 15 жители которого
переселились на Кавказ и стали называться косогами. Из Кавказа выводил
казаков и Петр Симоновский, сближая римское название Гиркании
(историческая область на Кавказе) с латинским словом HIRKUS - козел.
Кроме филологических были и другие попытки объяснить
происхождение казаков. Польский историк Кромер и русский князь
М.М.Щербатов 16 видели в казаках остатки половцев. Вольтер в "Истории
Карла XII" - остатки татар. Н.М. Карамзин, С. Соловьев, В.Б.Броневский
17 - потомков тюркского народа, жившего на юге России и известного под
именем Черных Клобуков.
Польский хроникер Мартин Бельский, дядя которого был первым старшиной в
казацком войске в начале XVIв., говорит, что казачество выделилось из
народа, благодаря умственному складу и характеру некоторых лиц и
условий жизни. В целом взгляд Бельского на казачество как на класс
рыцарей разделял и французский инженер Боплан 18 , около 20 лет
пробывший на Украине и украинский летописец Самоил Величко.
Н.И.Костомаров 19 считал казаков за мещан, которые ходили на юг
сначала на промыслы, а затем условиями жизни они принуждены были
вооружаться и вести военный образ жизни. Карпов и Тумасов связывают
казачество с княжескими дружинами, профессор П.В. Голубовский - с
бродниками 20 , которые еще в домонгольские времена (XI - XII вв.)
занимали степные места.
Особой точки зрения на происхождение казачества придерживались
профессор В.Б. Антонович и самый крупный и авторитетный историк
кубанского казачества Ф.А.Щербина 21 . Они связывали происхождение
казачества с древнерусскими вечевыми общинами. "Несомненно, что
казачество появилось на смену вечевого уклада народной жизни, хотя,
разумеется, и под влиянием экономических причин. Жажда свободы и
стремление к народоправству были прямым наследием вечевых порядков..."
22
А.С.Пушкин 23 и
М.К.Любавский 24 считали казачество частью русского народа, развившей
свою самобытность: "Казаки - не остатки каких-то древнеславянских
вольных общин на пограничье русской оседлости, а вооруженные артели
промышленников, вытянутых из пределов этой оседлости пустотою степей"
25 . А.П.Певнев 26 видит в казаках потомков рязанских и мещерских
стражников, защищавших русские поселения от татарских набегов в эпоху
господства Золотой Орды.
Е.П. Савельев смотрит на казаков как на исконных обитателей
берегов Азовского и Черного морей, Дона и Нижнего Днепра 27 . По его
мнению "остатки ордынских казаков, не присоединившиеся к киргизам -
своим соплеменникам, образовавшим новое ханство, могли быть первым
ядром, около которого копились русские беглецы. Скоро это ядро могло
исчезнуть от безженства... и русское поколение ... остаться хозяином
союза" 28 .
С.Д. Охлябинин возводит первоказаков к авангардным отрядам
монголо-татарских войск - бессемейным удальцам. Эти разведчики, стражи
находятся затем на регулярной службе у татарских баскаков, взимавших
дань с русских земель, а спустя столетие, вместе с хозяевами, переходят
на службу русским князьям, становясь особым родом войск.
И, наконец, по мнению И.М.Каманина 30 казачество - "исконное
землевладельческое и земледельческое туземное южно-русское население,
сознающее свою национальную особенность и преданное своей вере,
которое, признав сначала добровольно власть татар, а потом перейдя под
владычество Литвы, при вторжении в его жизнь чуждых
шляхетско-католических начал стало стремиться к обособлению, к
выработке собственных форм; но вследствие отсутствия сильной власти
центральной, соединенного польско-турецкого давления извне, постоянных
смут внутри, оно вынуждено было развиваться лишь в многосторонней,
обессиливавшей его борьбе, которая и составляет отличительную черту
казацкой истории".
Мнение автора состоит в том, что самобытность, особость казаков
позволяет, в любом случае, говорить о них как о чем-то этнически
специфическом: будь это - самостоятельный этнос, этнографическая группа
русских или особая этносословная группа населения. Ведь замечательно,
что при всех своих различиях, практически каждая из названных теорий и
гипотез подчеркивает своеобразие казачества, его глубокое отличие от
остального русского населения.
Источник: http://vbkv.e-gloryon.com/6144313285 |