BAYDA
Family site
Четверг, 27.07.2017, 16:32


                                                                 Фамильный сайт Байда
                                                                                                                                         Статьи

Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Всё о фамилии Байда [52]
Происхождение, история, люди и многое-многое другое
Я - Байдак. А я - Байдала... [4]
Все о родственных фамилиях: люди, история, генеалогия...
Байда-Вишневецкий [8]
Происхождение и значение фамилий и имен [46]
Генеалогия [7]
Мировоззрение [10]
Характерники [5]
Этимология [11]
Значение и происхождение слов и выражений
История [37]
История казачества [22]
ДНК. Генетика [8]
Краеведение [4]
Наше творчество [4]
Интересное [13]
Разное [1]
Все, что не вошло в другие разделы
Do we live in the Matrix? No, it's even cooler ... [8]
Section is an illusion, maya, the Indian-Maya, the simulation, etc.

Меню сайта

Наш опрос
Знаете ли Вы свою родословную, хотя бы до прадеда, включительно?

Всего ответов: 1475

Главная » Статьи » Происхождение и значение фамилий и имен


Значение крестьянских фамилий. Часть 2
 

К

КОЧЕТКОВ. Кочет (кочеток) – в рязанских и курских говорах петух (Даль. Т. II. С. 181). Свойства петуха: задиристость, агрессия, важность, самодовольство.
КУВШИНЧИКОВ. Более, чем вероятно, что это прозвище так или иначе связано с кувшином – глиняным, стеклянным или металлическим сосудом, сравнительно высоким, бочковатым, с пережабиной под горлом, с ручкой и носиком (Даль. Т. II. С. 210)
КУЗНЕЦОВ. «Профессиональная» фамилия. Очень распространенная. Только в Спасском уезде она встречается в сс. Гавриловское, Горицы, Дегтяное, Деревенское, Лакаш, Михали, Огородниково, Островки, Перкино, дд. Гулынки и Пахотино.
КУЛАНИХИН (КУЛАНХИН, КУЛАХИН). Происхождение неясно. Куланиха – жена Кулахи (или Куланхи). А вот что именно могло означать это прозвище неизвестно. Есть ли здесь связь с кулаком или кулагой (саламатой, сырым соложеным тестом, которое замешивают в корчаге на кипятке ржаной мукой и солодом)?
КУРЕНКОВ. Куренок – цыпленок (Даль. Т. II. С. 224) Свойства цыпленка: бессилие, писклявость, несуразность. Интересно, что такая фамилия в селе бытовала одновременно с Кочетковым – полная противоположность!
КУРНАШКИН. Происхождение неясно. Возможно, что прозвище Курнаш связано с диалектными курна (человек с изуродованным носом), курнявкать, курнявить (невнятно говорить, тихо, либо в нос) (Ганжина. С. 264)
КУРЯВИН. Возможно, от корявый (курявый) – кривой, уродливый, заскорузлый, жестский, сухой, морщинистый, черствый (Даль. Т. II. С. 160). Или же кучерявый, кудреватый.
ЛАЙАШКИН (ЛАКАШКИН, ЛОКАТКИН, ЛОКОТКИН). Возможно, что все перечисленные формы – варианты одной и той же фамилии. Правда, остается неясно, какое именно прозвище считать основополагающим, первым. Если Лакашкин, то, возможно, это житель с. Лакаш. Если Локоткин (Лакаткин), то прозвище могло быть образовано от локоть. В поговорках локоть часто выступает «старшим» братом ногтя: «Жили с локоть, а жить с ноготь», «В чужих руках ноготок с локоток», «Дай с ноготок, запросит с локоток» и т.д. Однако, более вероятно, происхождение от локтать (лакатать) – в тверских говорах означает болтать языком, молоть вздор, пустобаять (Даль. Т. II. С. 264) Эта фамилия встречается также в дд. Старое и Новое Тонино Киструсской вол.
ЛЕЙКИН. Лейка – черпак, ковш с новиком (Даль. Т. II. С. 256)
ЛЕЛЯВИН. Происхождение неясно.
ЛОМАЙЧИКОВ. Возможно, это прозвище от слова ломливый (чванный, спесивый, кто важничает, заставляет ухаживать за собой, кланяться, упрашивать; упрямый) (Даль. Т. II. С. 265).
ЛУНЬКОВ. В псковских говорах лунить означает хлопать глазами, выказывая бельма; светить слабым белым блеском. Лунь – тусклый свет, блеск, белизна. «Он слеп, только лунь видит». Т.е. различает только день и ночь (Даль. Т. II. С. 273) Довольно популярно выражение седой как лунь.

ЛЫСИКОВ. Возможно, лысик – лысый человек.

МАЙОРОВ. Майор – первый штаб-офицерский чин. А вы не задумывались, почему именно это воинское звание стало настолько распространенным, что навечно запечатлелось в фамилиях? Ни капитанов, ни лейтенантов, и уж тем более ни подполковников? Таких фамилий нет, или почти нет. А вот Майоровых – наоборот, очень много.

Немного истории. Впервые чин майора появился в русской армии в 1698 г. в связи с введением постоянного разделения полков на батальоны (в составе нескольких рот). Окончательно этот чин закрепился в армии в 1711 г. Прочие широко известные чины, общие для всех родов войск (полковник, подполковник, капитан, поручик, прапорщик и подпрапорщик), были известны уже в 1672 г. По «Табели о рангах» чин майора армейской пехоты или кавалерии был отнесен к VIII классу. В гвардии ситуация была несколько иная. Самый высокий чин, полковника, мог занимать только Император (или Императрица), то чин майора здесь был почти предельным (VI класса, т.е. на две ступени выше). Наверное, ни с одним воинским чином в армии так не экспериментировали, как с чином майора. В 1731 г., спустя всего 9 лет после введения «Табели о рангах», чин майора армии (кроме артиллерии и инженерных войск) был разделен на две степени: премьер-майора и секунд-майора. Осталось, однако, неясным, относились ли они к разным классам «Табели о рангах» или к одному, являясь как бы двумя его ступенями. Для секунд-майора не было свободного класса. Согласно указу 1748 г. чин майора должен был быть разделен на два и в гвардии. В связи с этим в законе говорилось: «Поскольку в Табели о рангах 1722 г. секунд-майора не положено, то в гвардии класс штаб-офицеров переменить и считать: полковника – с генерал-поручиком, подполковника – с генерал-майором, премьер-майора – с бригадиром, секунд-майора – с полковником». Однако, нет никаких данных, подтверждающих, что этот указ был проведен в жизнь. Закон же 1767 г. указывал (в частном случае) на один класс для двух майорских чинов: «премьер- и секунд-майорам Сухопутного шляхетского корпуса быть как инженерные майоры в ранге подполковника». 1797 г. во всех войсках членение на премьер- и секунд-майоров было ликвидировано и снова установлен один майорский чин. Но на этом «майорские мучения» не закончились. В 1884 г. была проведена давно подготовлявшаяся общая реформа военного чинопроизводства. Приказом по военному ведомству от 6 мая «за неизменную преданность армии долгу и доблестные заслуги ее в боях» офицеры армейских войск приравнивались в преимуществах к офицерам специальных частей. В связи с этим из разряда штаб-офицерских чинов армии исключался чин майора, а находившиеся на службе майоры производились в подполковники. (Шепелев. с. 74, 77, 81, 89). Такова история этого воинского чина. Итак, вернемся к первоначальному «почему». Майоров, особенно во 2-й пол. XVIII столетия, именно в связи с делением на степени, «развелось» необычайно много. Для большинства дворян эти чины были последними в их карьере, и выходили они в отставку, селясь в родовых (или покупных) владениях и доживали там свои дни. Куда далеко ходить за примером. И в нынешних российских условиях звание майора является для многих военнослужащих «потолком». Ни то, ни сё. До полковника не дотянуть – академию надо заканчивать, а капитан – совсем вроде как мальчишество. Поэтому частенько увольняют наших военных в запас, производя их на одну ступеньку – «из капитанов в майоры». В свое время, будучи сам на действительной военной службе, я подсчитывал, сколько потребуется времени, чтобы дослужиться до майора, если брать срок 5 лет на одно звание (начиная с лейтенанта). Получается 15 лет, если «без протекции». Высшая командная должность для майора – комбат. Потом – штабная работа (в дивизии, округе). Наверное, если бы существовали такие данные, сколько у нас сейчас в стране проживает как бывших, так и нынешних военнослужащих, и в каких они находятся воинских званиях, думаю, что первое место принадлежало именно майорам. Это нечто вроде «среднего класса» в современном обществе. Самая большая военная (и пост-военная) прослойка. А в XVIII в. лейтенанты (и капитаны, в какой-то степени) могли продолжить карьеру на гражданском поприще и становились надворными советниками, а удачливые (во всех отношениях) в армии получали полковничьи погоны. Для большинства же чина майора «хватало сполна»: вроде бы достаточно, нормально. Народная мудрость даже запечатлела выражение: «Отрастить майора», что означало наесть пузо, вырастить живот. Бытовало и выражение «майорствовать».
ЗАМЕТЬЕ:

НЕ ЛЕЙТЕНАНТНИЧАТЬ И НИ ПОЛКОВНИЧАТЬ!

Такая ситуация мне чем-то напомнила мне последние советские годы (да и сейчас иногда проскальзывает), когда чем-то «обязательным» становилось наличие кандидатской (не докторской!!) диссертации. Причем, не важно на какую тему. Так, незабвенной памяти Рано Хабибовна Абдуллаева, единственная женщина-секретарь ЦК (КП Узбекистана) по идеологии в 80-е гг., защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Деятельность комсомола Узбекистана в годы семилетки. 1959-1965 гг.» Тема докторской диссертации идеологический босс крупнейшей хлопковой республики выбрала не менее сложную: «Руководство КПСС Советами в условиях развитого социализма»!

Сколько раз я наблюдал, с какой гордостью люди всучивают свои визитки, на которых мелким и убористым почерком написано «кандидат таких-то наук». Думаю, что, если бы крепостное право в нашей стране сохранилось по сию пору, многие крестьяне получили бы фамилии Кандидатов или Кандидатский.
МАРУХИН. Возможно, что Маруха – одна из народных форм женского канонического имени Мария. Однако, Л.М.Ивлева в «Словаре иноязычных, диалектных, профессиональных (относящихся к магической практике) и устаревших слов» приводит его в значениях: 1) мара – призрак, приведение; 2) марушка – фантастическое существо, незаметно похищающее вещи (Ивлева. С. 330).
МОЖАРКИН. Авторы-составители «Топонимического словаря Рязанской области» сомневаются в связи многих топонимов с корнем «Можар», распространенных в Рязанской области (р. Можаровка (Кораблинский район), д. Можарово (Спасский район), сс. Большие и Меньшие Можары (Сараевский район)) со словом можара (мажара, маджара) – татарская большая арба (Даль. Т. II. С. 338). Наиболее вероятно, что данный компонент возник из народного географического термина мажары (мазарки) – бугристая местность, древнее инородческое, покинутое кладбище (Даль. Т. II. С. 288) (Топонимический словарь. . С. 23). Что в таком случае означает прозвище Можарка? Житель дер. Можарово Троицкой волости (14 км к З от с. Гавриловское)?

МОРОЗОВ. Мороз – необычайно популярное прозвище в крестьянской среде. В славянской мифологии Мороз, Морозко – персонаж зимы, в виде могучего богатыря или кузнеца, сковывающего воду «железными» холодами. Его изображали и низеньким старичком с длинной седой бородой. Зимой он бегает по полям и улицам и стучит: от его стука начинаются трескучие морозы. В сказках Мороз (Трескун, Студенец) ходит вместе с Солнцем и Ветром и угрожает заморозить встретившегося им мужика. Когда Мороз выступает в роли помощника, то указывается, что он живет в ледяной избушке и одаривает пришедшего к нему героя. В период зимних святок совершали ритуал кормления мороза. Его уважительно называли Мороз Васильевич, так как кормление совершалось в Васильев вечер, предлагали ложку киселя или кутьи. Мороз просили, чтобы он не касался озимых, не побил весной ярового хлеба (Шуклин. с. 221). Ганжина пытается объяснить распространенность этого прозвища тем, что им называли младенцев, рожденным в холодную, морозную погоду (Ганжина. С. 320) Унбегаун в этом плане оказался более общим: фамилию Морозов он вывел от «существительных, описывающих явления природы» (Унбегаун. С. 160) И в этом плане он, как мне кажется, оказался более точным, хотя и абстрактным. Вряд ли прозвище Мороз давалось именно новорожденному младенцу. Особенно в XVIII-XIX вв. Как правило (и это подтверждается многочисленными свидетельствами), прозвища давались ребятам-юношам и взрослым людям. Т.е., я хочу сказать, что должно было сформироваться окружение, которое даст это прозвище и подхватит его. В ребячьей среде – это сверстники, с которыми проводится все основное время, игры и т.п. У взрослых – это соседи и односельчане. Прозвище закреплялось и становилось наследственным (фамилией в нынешнем понимании) только в том случае, когда его носитель с семьей отделялся от отца-матери-братьев и селился в самостоятельном доме, т.е. начинал собственную жизнь. При рассмотрении таких широко распространенных прозвищ, как Мороз, истоки которого уходят в глубь веков, необходимо просто понять устойчивые ассоциации и смысловые аспекты, связанные с этим явлением природы. Точно также, как описала зоонимы Т.В.Козлова. Пока я не готов ответить на этот вопрос.
НОВИКОВ. Новик – новый, только недавно приехавший или прибывший, новобранец (Даль. Т. II. С. 350)
ОВЧИННИКОВ. Овчинник – скорняк, выделывающий овчины (Даль. Т. II. С. 641)
ПОЛУХОВ. Происхождение неясно. Возможно, что у носителя данного прозвища был какой-то дефект, связанный с ухом.
ПРИВАЛОВ. Приваливаться – лынять, прикидываться от лени больным. Привалень – увалень, лентяй, дармоед. В нижегородских говорах привалом называли зятя, принятого на двор, живущего вместе с тестем (Даль. Т. III. С. 401)

ПУШКИН. Ганжина пишет: «…Сама фамилия Пушкин восходит к прозвищу: праправнук Радши, жившего в XVI в., звали Григорий Александрович Пушка, от которого и пошел (дворянский – М.О.) род Пушкиных. Однако причины возникновения этого прозвища нам неизвестны…» (Ганжина. С. 393). Между тем, в крестьянской среде прозвище Пушка было довольно популярно. Только в Спасском уезде помимо села Гавриловского фамилия зафиксирована еще в дер. Ухорская Ухорской волости (23-25 км к Ю от Гавриловского). Вряд ли следует говорить о том, что фамилия эта досталась крестьянину «по наследству» от барина, бывшего владельца имения. Унбегаун прямо относит эту фамилию к фамилиям, образованным от названий оружия и доспехов (Унбегаун. С. 158). Причины же, по которым прозвище Пушка бытовало у крестьян, действительно, неизвестны. В пословицах и поговорках пушка, как правило, употреблялась в виде чересчур мощного средства, применению которого либо не находилось место, либо использовалось орудие явно не по назначению. «По воробьям из пушки стрелять», «Спит, хоть из пушки пали!» и т.п. Широко практиковалось выражение пушечный грохот (выстрел). Судя по всему, пушка, равно как и гром, были в то время неким эталоном громкости, шумности. Возможно, что прозвищем Пушка могли называть громогласного, басистого, или слишком шумного человека.

Кстати, кованые железные пушки были впервые изготовлены во Франции, в Меце, в 1324 г. А впервые использованы английской армией при осаде Кале во время Столетней войны в 1347 г. (Кларк. С. 17). Древнейшая дошедшая до нас русская пушка, отлитая на Пушеченом дворе в Москве мастером Яковом, датирована 1484 годом. Сам Пушечный двор (ранее Пушечная изба) – первоначальный центр литейного производства – был построен в 1479 г. (Славянская энциклопедия. Т. 2. С. 223)

Согласно «Российской родословной книге» П.В. Долгорукого, Григорий Александрович Пушка жил во 2-й пол. XIV в., т.е. спустя около 50 лет после применения пушек англичанами. Один из его правнуков, Василий Тимофеевич Пушкин, в 1495 г. ездил в Литву в свите великой княжны Елены Ивановны. Это – документальное свидетельство. И здесь более-менее ситуация похожа на правду: к тому моменту (конец XV в.) в Москве уже действовала Пушечная изба, а, значит, отливали пушки и, соответственно, знали уже такое слово. Однако по Зимину родоначальником Пушкиных является Григорий Пушка, сын Ивана Гавриловича Морхини, внук Гаврилы Алексича (Зимин. С. 163). Герой Невской битвы Гаврило Алексич, является родоначальником таких дворянских фамилий, как Курчевы, Рожновы, Товарковы, Хромые, Чоботовы, Свибловы, Бутурлины и др. Невская битва, как известно, имела место в 1240 г. Предположим, что на момент битвы Гаврила был холост. Если считать, что средний возраст одного поколения (времени от рождения отца до рождения сына) составляет около 30 лет, то получается, что Григорий Пушка должен был появиться на свет около 1300 года, т.е. на четверть столетия ранее, чем французы начали отливать эти самые орудия! Это означает то же самое, что, например, прозвище Телефон появилось бы не после официального изобретения этого устройства в 1876 году, а где-то лет на 100 пораньше. Или прозвищем Танк величали крестьян где-то в Крымскую войну 1855 года!

На Руси слово «пушка» в интересующем нас значении встречается где-то в конце XIV в. Еще в Московском летописном своде под 1382 годом сообщается «инии же пушкы великыя пущаху». Древнерусское слово «пушька» встречается в «Хождении Игнатия Смольянина» 1389 г., Софийской I летописи 1404 г. и «Хождении иеродиакона Зосимы» 1420 г. (Фасмер. Т. III. С. 415-416)

Вопрос же с этим прозвищем применительно к древнему дворянскому роду Пушкиных остается открытым. Здесь как в вопросе о Туринской плащанице. После проведения радиоуглеродного анализа в конце 80-х гг. XX в. речь пошла не о подлинности этой христианской святыни, а о том, в каком же все-таки веке жил Иисус Христос? Если прозвище Пушка бытовало на Руси до середины XIV в., т.е. до того момента, когда впервые заговорили о себе эти мощные орудия, то, значит, оно обозначало нечто иное, о чем мы привыкли предполагать. Подкорректирую Ганжину: не причину возникновения прозвища Пушка необходимо искать, а знать точное значение слова, которое легло в основу прозвища.
РАТКИН (РАДКИН). Происхождение неясно. Возможно, Радя (Ратя) – уменьшительная форма имен Ратмир, Ратибор, Радимир (Радомир). Однако, надо иметь в виду, что все перечисленные имена – языческие. Возможно, что прозвище, которое легло в основу фамилии, ведет свое происхождение от глагола радить – советовать, делать совет, помогать советом, наставлением, дать ума. Или от глагола радеть (радить) – печься, заботиться, стараться, усердствовать, желать и хлопотать радушно, всей душой (Даль. Т. IV. С. 9)
РЫГАЛИН (РЫГОЛИН). Рыгать – испускать воздух из желудка ртом, отрыжкой. В курских и новгородских говорах это означает рыдать, вопить, орать, кричать (Даль. Т. IV. С. 117)
СВИРДЮКОВ. Происхождение неясно. Возможно, от свербить (свербеть) – зудеть, чесаться, порождать чувство щекотки и боли одновременно. В псковских говорах бытует выражение свередить, что значит докучать, тревожить, сердить (Даль. Т. IV. С. 146)
СЕРЕБРЯКОВ. Серебряк – серебряных дел мастер (Даль. Т. IV. С. 176)
СИГУНОВ. Сигун (сигач) – прыгун, скакун (Даль. Т. IV. С. 181)
СОЛОМАТИН. Соломата (саламата, саламат) - жидкий кисель, мучная кашица пожиже размазни; ее варят изо всякой муки, едят с солью и маслом. Саламатить – говорить пространно, вяло и пусто (Даль. Т. IV. С. 130)
СУХОВ. Сухой – тощий, худощавый, поджарый, истощенный (Даль. Т. IV. С. 367)
ТАНИЦЫН. Происхождение неясно. Возможно, от таныкать (танакать). В рязанских и тульских говорах это означает мурлыкать, напевать себе под нос (Даль. Т. IV. С. 390)
ТАРКИНСКИЙ. Происхождение неясно. Неизвестно также, является ли эта фамилия крестьянской или принадлежала выходцу из духовного сословия. С очень небольшой вероятностью можно предположить, что прозвище принадлежало выходцу из дер. Торчино (Федотьевской волости).
ТИНЯКОВ. Происхождение неясно. Возможно, от тенькать – звонить, бренчать, побрякивать (Даль. Т. IV. С. 398)
ТРАВКИН и ПРАВКИН. Возможно, что это два варианта одной и той же фамилии. Прозвище Правка, возможно, ведет свое происхождение от править (правлять) – прямить, выпрямлять, исправлять, поправлять (Даль. Т. III. С. 378) Прозвище Травка, возможно, происходит от глагола травить (травливать) – портить, повреждать, истреблять, изводить, опустошать (Даль. Т. IV. С. 425). Поскольку эти прозвища имеют прямо противоположное значение, допускаю, что оба они существовали одновременно – был человек, который все портил, а был, который все (за ним в том числе) все исправлял.
ТУЛОВЧИКОВ. Происхождение неясно. Возможно, что есть какая-то связь со словом туловище.
ТЮЛЕНЕВ. Тюленем могли назвать неловкого, неуклюжего, неповоротливого парня (Даль. Т. IV. С. 451) «Ленив (неповоротлив) как тюлень».
ТЮЛЬКОВ. Тюлька (вят., пен., влгд.) – болван, чурбан, обрубок (Даль. Т. IV. С. 451)
ТЮРИН. Тюря – рохля, ротозей, вялый, разиня (Даль. Т. IV. С. 451)
ЦЫБИЗОВ. Цыбиз (цибис) – это чибис, небольшая (длиной ок. 30 см) птичка семейства ржанковых, обитающая на болотах и лугах. Какое именно свойство чибиса так понравилось (или не понравилось) односельчанам, неизвестно. В псковских говорах бытует выражение чибисить, что значит торопиться (Даль. Т. IV. С. 603). Фамилия Цибизов встречается в с. Лакаш Лакашской вол.
ЧЕВОКИН. Чевокать – постоянно, к месту и ни к месту, употреблять чево. (Даль. Т. IV. С. 586) Возможно, это было прозвище глухого человека.
ЧЕРКАСОВ. Унбегаун относит эту фамилию к числу фамилий, образованных от географических названий (в частности г. Черкассы, др.-рус. черкас – украинский казак) (Унбегаун. С. 113). Вполне возможно, что прибывших с Украины рязанцы, в частности, называли черкасами. Так, в с. Мурмино среди дворовых в 1834 г. записан Алексей Никифоров сын Черкасов. Как сообщает ревизская сказка 1811 г., он достался владельцам села полковнику и кавалеру Сергею Ивановичу и 6-го класса комиссионеру Аполлону Ивановичу Толбухиным «по завещанию родителя нашего коллежского советника Ивана Алексеевича Толбухина из разных губерний в 1808 году»
ШАРОНОВ. Шарон – кругляш (Ганжина. С. 559)
ШЕРШУКОВ. Возможно, от шершавый – негладкий, шероховатый, прыщавый, косматый, ворсистый, склоченный (Даль. Т. IV. С. 630)

«Именные» фамилии – АЛИМОВ (Алим), АКСЕНОВ, АЛЕКСАШКИН, АСТАНИН (Астаня (Евстафий), АФОНИН (АФОНОВ), БОРИСОВ, ГУРКОВ (Гурко (Гурий), ДЕМИДОВ, ДОРОШКИН (Дорошка (Дорофей), ЕВСЕЕВ, ЕГОРОВ, ЕРХОВ (Ерх, Ерох (Ерофей), ЕСИН (Еся (Евсевий, Евстафий), ЗАХАРОВ, КАРПИКОВ, КАРПОВ, КИРИКОВ (Кирик(Кирилл), КИРСАНОВ (Кирсан (Хрисанф), КЛИМКОВ (КЛИНКОВ), КОСТИКОВ, КУЗЕНЕВ, КУЗИН, ЛЕВИН (Лёва (Леонтий), ЛИПАТКИН (Липат (Ипатий), МАКАРОВ, МАКЕЕВ, МАРКИН, МАРЬЮШКИН, МЕРКУЛОВ, МОСЯКИН (Мосяка (Моисей), ПАНЮШКИН (Паня (Павел, Панкрат, Пантелеймон, Парфен), ПЕТРАКОВ, РОМАНЦЕВ, САЗОНОВ, СИМАКОВ, (СИМАЧКОВ), ФАТКИН (Фатя (Вонифатий, Фотий), ФЕДИН, ФЕТИСОВ, ФИЛАТКИН, ФИЛАЧЕВ, ФИЛЬЧИХИН, ФОЛОМЕЕВ (Фоломей (Варфоломей), ФОМКИН (ФОМКОВ), ЯКУНИН (Якуня (Яков).

Анализируя фамилии, образованных от канонических личных имен, можно сделать любопытные выводы. В статье «Каков ты, орловский мужик?» я писал: «…Известно, что одной формой имени можно УНИЗИТЬ человека, а другой – выразить ласку и почтение… Если мы хотим выразить свое отрицательное отношение к человеку, мы можем «наградить» его обидным, уничижительным именем. Наоборот, если мы любим человека, заботимся о нем, то и в обиходе именуем его ЛАСКОВО!…»

Из 45 приведенных выше фамилий, только 1 (Алексашкин) можно отнести к группе прозвищ, в которых форма именования является уничижительной (презрительной, недружественной). Посудите сами: если бы односельчане хотели назвать его в дружественно-повседневной форме, то, наверняка, тогда бы появилось прозвище «Сашечка» или «Сашуля». Ведь есть же в селе фамилия «Марьюшкин». А в соседнем селе Панино – «Лагуточкин». Чувствуете разницу? 15 фамилий (33,33%) можно отнести к формально-официальной (деловой-нейтральной) форме. Большинство же прозвищ, связанных с личными именами (29, или 64,44%), предстают перед нами в дружественно-повседневной форме.

Из оставшихся в списке 79 прозвищ 39 (49,36%) так или иначе оказались связанными с характером, внешностью и речью односельчан. Я уже писал о том, что основной причиной появления таких прозвищ является НЕСООТВЕТСТВИЕ ТРАДИЦИОННЫМ СТЕРЕОТИПАМ: быть как все – вот основное мерило крестьянской жизни!

ПРОЗВИЩА ДАЮТСЯ «ОТВЕРЖЕННЫМ»!!??

Изгой, отщепенец, отверженный, тот, кто хоть чем-нибудь выделился из общей массы сразу же получал «по заслугам». Я не говорю о том, хорошо это или плохо. Здесь как в природе – у нее нет плохой погоды, каждая погода благодать.
«…В вопросах жизни и смерти человек традиционного общества вел себя пассивно. Он подчинялся выбранным до него правилам и не задавался вопросом об их полезности или вреде. Чаще всего в них содержалось и то и другое. Но человек в процессе выполнения этих правил совсем не задумывался об их рациональном смысле…» (Лещенко. С. 67)

Итак. Суетливые. Суета, суе – тщетно, даром, напрасно, попусту, без пользы, толку. Размеренность и неспешность – противоположные значения, которые определяли крестьянский быт. Напрасный, пустой труд, спешка всегда вызывали неоднозначную реакцию.

Простодушные тоже оказывались «отмеченными». Простодушие в обиходе часто было идентично глупости («простак, простачек» - недалекий умом, простофиля, дурачек (Даль. Т. III. С. 513). Практически в этом же ряду находились люди наивные, по-детски откровенные и добросердечные. «Человек этот прост», значит, недалек умом. Об этом же говорит и народная мудрость: «В простых сердцах Бог почивает», «Простота хуже воровства» (глупость, которая может навредить хуже вора), «С простоты люди пропадают», «Простота человека к Богу приводит», «На всякого мудреца довольно простоты» и т.п.
Неловкие, неуклюжие, у которых все валилось из рук, вызывали у односельчан сугубо отрицательные эмоции. Никчемность, невозможность принести пользу – для общины, где большинство работ делалось сообща, такое определение было сродни приговору.

Внешность, хотя и играла весомую роль, но по своему значению, все же уступала характеру. «Товар лицом кажут (продают)», говорили сами крестьяне. «Внешность обманчива». «Это одни внешки, а сути (нутра) мы еще не видали» (Даль. Т. I. С. 217), «Непригож лицом, да хорош умом», «С личика яичико, в внутри болтун» (Даль. Т. II. С. 258). Естественно, что лицу (голове) в этом случае «доставалось» больше всех остальных органов. Правда, в этом была определенная «вина» глаз, рта, ушей и волос.

Аномальные черты (хромота, беспятость, волосатость и т.п.) всегда были присущи нечистой силе. Именно поэтому людям, которые в силу природной внешности чем-то выделились, были обречены в реальной жизни.
Речь, как средство общения, играла, безусловно, важную роль. «Речист, да на руку нечист» (Даль. Т. IV. С. 94). Поэтому умение грамотно говорить, с чувством и толком, не пустословить, по делу, ценилось прежде всего.

Итак. Основным мерилом, определяющим весь жизненный ежедневный круговорот событий крестьянской жизни, была мера. Мера во всем! «Без меры и лаптя не сплетешь», «Счет да мера, крепче вера», «Ври, да знай меру» - гласит народная мудрость. Смысл жизни – толк, польза!

Вот один из таких примеров.

«…На Новгородчине внешняя сдержанность была нормой поведения супругов. Обнимал и целовал муж свою молодую жену разве только находился под хмельком. Если бы кто увидел, что муж поцеловал жену, то поднял бы его на смех за такие нежности и стал бы рассказывать об этом как о смешном и предосудительном поступке. Случайный свидетель поцелуя молодых супругов не скажет, что они целовались, а «лизались по телячьи». Пожилых за поцелую поднимут на такой смех, что хоть на улицу не выходи. Допускались поцелуи между молодыми и пожилыми супругами только на свадьбе, когда супружеской чете кричали «горько». Однажды на сходе сосед «при честной компании осрамил» одного молодого мужика.
«Яков, а Яков, - настырно спрашивал сосед мужика, когда тот пришел на сход, - «правда ли, что ты свою бабу за титьки щупаешь». – В народе хохот. –

«Пошел ты к е… матери», - ответил тот сердито и положил конец дальнейшим насмешкам. С другой стороны, если бы кто увидел, что холостой парень обнимал девушку и даже целовал ее и «щупал за титьки», то это ровно бы никого не удивило» (Лещенко. С. 126-127)

Вас это удивляет? Меня нет. Потому, как русский крестьянин (в отличие от господ) не тяготился вопросами о «смысле жизни». «Зачем я живу?» - этими дворянско-интеллигентскими бреднями XIX в. русский крестьянин никогда не задавался только по одной простой причине -
ОН ЗНАЛ ОТВЕТ!

ВСЕГДА!
Жизнь – это труд. И отдых, и семья, и дети – все это посвящено только одной цели, работать. Излишеству (а сюда смело можно отнести и поцелуйчики, и «щупанье за титьки» и т.п.) в таком жизненном цикле просто не находилось места. «…Вступление в брак считалось необходимостью. «Целек» (человек) мог только тогда помереть спокойно, если произвел подобного себе и непременно в законном браке (Меленковский уезд Владимирской губ.) (Лещенко. С. 124) Русская деревня до начала XX в., несмотря на значительные региональные отличия, была в целом носителем традиционной культуры. Производство было аграрным, социальная структура – крестьянской, регулирование отношений – общинно-правовым. Особенностью этого общества была рутинность разнообразных форм жизнедеятельности. Ревностное соблюдение традиций во всех сферах жизни, в том числе и духовной, настороженное отношение к новому отвечали потребностям самосохранения и воспроизводства традиционной системы отношений.
Именно поэтому во 2-й пол. XIX в. любые народнические «хождения в народ» неизменно проваливались. А начитавшиеся умных книжек псевдо-революционеры думали, что своими речами сумеют «изменить» сознание. Вспомним, что вопил в 1866 г. Дмитрий Каракозов, схваченный тут же, на Дворцовой набережной, где он несколькими мгновениями ранее стрелял в прогуливавшегося здесь, одного без охраны, Александра II:

- Дурачье! … Я же за вас стрелял!…

Во как! За них, оказывается! Только они-то сами этого не знали! И это в тот момент, когда озверевшая толпа буквально рвала его на части за покушение на живого символа России – царя-батюшку!

Итак, обобщенные данные легли в основу следующей таблицы:
Тщеславный, спесивый, чванливый
Синонимы: Гордый, надменный, высокомерный

Антонимы: Приветливый, доброжелательный, уважительный
Угрюмый
Синонимы: Суровый на вид, пасмурный, молчаливый, насупистый, неприветливый, сухой

Антонимы: Общительный, приветливый, ласковый
Суетливый, непоседливый
Синонимы: Пустой, беспокойный хлопотун, опрометчивый, торопыга

Антонимы: Спокойный, размеренный, обстоятельный
Наглый, нахальный
Синонимы: Дерзкий, грубый, бесстыжый

Антонимы: Приветливый, доброжелательный, уважительный
Лентяй, дармоед, рохля, ротозей
Синонимы: Тунеядец

Антонимы: Деловитый
Трусливый
Синонимы: Робкий, боязливый, пугливый

Антонимы: Смелый, находчивый
Болтливый
Синонимы: Пустомеля, врун, утомительный

Антонимы: Честный, правдивый, деловой
Глупый, тупой
Синонимы: Непонятливый, бестолковый

Антонимы: Сообразительный
Неуклюжий, неповоротливый
Синонимы: Нескладный, грубый, аляповатый, неловкий

Антонимы: Ловкий, деловой

Можно заметить, что основными критериями, определяющими жизнь в селе Гавриловском, были уважение, доброжелательность, деловитость, честность, открытость и размеренность.

Городец
КУЛИКОВ. Кулик в переносном смысле – пьяница, пропойный человек//глупый простоватый, недогадливый человек. Куликать – пьянствовать, спиваться (Даль. Т. II. С. 218) «Нос как у кулика» - о длинном и заостренном носе (Словарь сравнений. С. 205). Кулик (междометие), куликаться (куляться) (гл.) – кувыркаться (Ивлева. С. 329). Фамилия зафиксирована также в с. Лакаш.
МОТОРИН. Мотыра (ряз.) – егоза, юла, непоседа, неугомонный человек. Моторить (вят., ряз.) – болтать, беседовать, гуторить. Мотора, моторыга (ниж.) – мотыга, мот, расточитель (Даль. Т. II. С. 351) см. с. Старый Киструс.
ХОМЯКОВ. Хомяк в переносном смысле - лентяй, вялый, соня и лежебока (Даль. Т. IV. С. 560) «Как хомяк» - о толстом, неуклюжем, нескладном и сонливом человеке. «Спать как хомяк» - о крепко, долго и сладко спящем человеке. «Щеки как у хомяка» - о чьих-то пухлых, массивных, толстых щеках (Словарь сравнений. С. 469)
ХОРЧЕВ. См. с. Селезнево.
ЧИРКОВ. Чирком называют тощего, хилого человека (Даль. Т. IV. С. 606). Фамилия встречается в сс. Веретье, Выжелес и Жолобово.

«Именные» фамилии – КУЗИН, ПАНЬКИН.
Глупый, тупой
Синонимы: Непонятливый, бестолковый

Антонимы: Сообразительный
Лентяй, дармоед
Синонимы: Тунеядец

Антонимы: Ловкий, деловитый
Вялый, рохля, ротозей
Синонимы: Разиня, сонный, неповоротливый, непроворный

Антонимы: Ловкий, деловитый
Непоседливый, неугомонный, суетливый
Синонимы: Пустой, беспокойный хлопотун, опрометчивый, торопыга

Антонимы: Спокойный, размеренный, обстоятельный

В селе Городец особенно ценились ум (сообразительность), ловкость и размеренность.

Городковичи
КЛОПОВ. Клоп – ничтожно малое, но чрезвычайно неприятное и вредное насекомое для человека. Отношение к нему человека с незапамятных времен было, естественно, сугубо отрицательное. «Мал клоп, да вонюч», «Где попы, там и клопы, а у мужика тараканы» - говорят народные пословицы. Клопом могли прозвать человека маленького роста, но вредного и неприятного в общении, например. (Даль. Т. II. С. 120).
СКЛОКИН. Склока – тревога, беспокойство, передряга. «Деньги склока, а без них – плохо» (Даль. Т. IV. С. 199). Склочным могли назвать человека бранного, сварливого.

«Именные» фамилии – ВАРЛАМЦЕВ, КЛЕНШИН, НИКИШЕВ.
Бранный, сварливый
Синонимы: Ругательный, поносительный, осуждающий, обзывающий бранными словами

Антонимы: Доброжелательный, благонамеренный
Вредный, неприятный в общении

Антонимы: Доброжелательный, благонамеренный

Гулынки
ДЕСЯЦКОВ (ДЕСЯТКОВ). Десятный (десятник) – заведующий десятком изб или людей; большак над рабочими, мастеровыми, низшая степень надсмотрщика, указчика, нарядника (Даль. Т. I. С. 433) См. с. Старый Киструс.
КУЗНЕЦОВ. «Профессиональная» фамилия. Очень распространенная. См. с. Гавриловское, дер. Пахотино, с. Михали, с. Огородниково, с. Островки, с. Перкино.
СКВОРЦОВ. Фамилия встречается также в сс. Борки, Киструс Новый, Санское.
ТРУСОВ. Наверное, все-таки, эта фамилия говорит сама за себя.
ШВЯКОВ. Происхождение неясно.

«Именные» фамилии – АВЕРКИН, АНАШКИН (Анашка (Ананий), АНОХИН (Аноха (Антон), АНТОНЦЕВ, ДЕМИН (Дёма (Дементий, Демид), ЕВСЕЕВ, МАТЮХИН, ПАНЮШКИН (Панюшка, Паня (Павел, Панкрат, Пантелеймон, Парфен), СЕНЮКОВ (Сенюк, Сеня (Авксентий, Арсений, Ксенофонт, Семен), УСТИНОВ, ФЕДЯШОВ, ФЕОФАНОВ, ФИЛЬЧАКОВ (Фильчак, Филя (Панфил, Феофил, Филимон, Филипп).

Д

Добрый Сот
ВОРОПАЕВ. Вороп – налет, набег, натиск, нападенье, грабеж, разбой. Воропай (ворыпай) – разбойник, грабитель (Даль. Т. I. С. 245).
ГВОЗДЕВ. «Словарь сравнений…» объясняет нам основные свойства гвоздей: 1) Войти гвоздем (в голову, в сердце) (засесть (торчать) гвоздем) – о прочно засевшей, неотвязной мысли, решении, вопросе и т.п. 2) вколачивать слова как гвозди – о точно, метко, к месту сказанных кем-либо словах 3) острый как гвоздь – об очень бойком, остроумном, язвительном человеке 4) сидеть как на гвоздях – о человеке, сидящем в состоянии крайнего возбуждения, нетерпеливого ожидания 5) как гвоздями пришитый – о долго, оцепенело, в полной неподвижности стоящем человеке. (Словарь сравнений. С. 79).
КОЛЕСНИКОВ. Колесник – делающий ездовые или повозные колеса (Даль. Т. II. С. 137). Фамилия встречается в с. Перкино.
КРАСНИКОВ. Возможно, что прозвище Красник связано со словом красный (например, в значении красивый или имеющий такой цвет лица) (Федосюк. с. 109)
КРЫЛОВ. Фамилия широко распространена у представителей духовенства. «Махнуть (взмахнуть) руками как крыльями» - о широко, плавно и размашисто поднявшем руки человеке. «Лететь (мчаться, нестись) как на крыльях» - о человеке, мчащемся куда-либо легко, свободно, в радостном, приподнятом настроении. «Цвета воронова крыла» - об иссиня-черном цвете чего-либо (чаще волос). «Мотаться (замотаться, развеваться, трепетать) как крылья» - о чьих-либо порывисто трепыхающихся, развевающихся краях одежды, рукавах, накидке и т.п. (Словарь сравнений. С. 201) Фамилия встречается в сс. Федотьево и Михали.
ЛАПШИН. В народе лапшой называли простофилю, человека вялого и медлительного. «(Длинный) как лапша» - об очень худом, тощем, непомерно высоком и мягкотелом человеке. (Словарь сравнений. С. 213) Существует хорошая русская поговорка: «Расти большой да не будь лапшой (тянись верстой, да не будь простой)» (Жуков. С. 484). См. дер. Новики, с. Перкино.
ЛОБАНОВ. Как правило, лобан – широколобый, большелобый человек (Даль. Т. II. С. 261). См. с. Веретье, с. Киструс Старый, с. Добрый Сот.
ЛЮБЦЕВ. Возможно от слов любкий, любчивый – склонный к любви, горячий сердцем по любви, по расположению к добру (Даль. Т. II. С. 283). Возможно, такое прозвище мог получить чересчур влюбчивый человек, попросту бабник.
ПРУСАНОВ. Прусаком на Руси называли бурого домашнего таракана (на Вологодчине – черных). Возможно, что и прозвище прусан каким-то образом связано с этими мало любимыми «домашними» насекомыми (например, цветом волос). (Даль. Т. III. С. 529).
РЫЧКОВ. Рыкать – громко звать, кликать, кричать кого-то (Даль. Т. IV. С. 117).
ТЮРИН. Тюря – рохля, ротозей, растопыря, вислоух, вялый, разиня (Даль. Т. IV. С. 451).
ЧИСТЯКОВ. В основе фамилии – прозвище от нарицательного чистый, чистяк, имевшее в говорах несколько значений: 1) «чистоплотный, опрятный человек»; 2) «щеголь, франт»; 3) «неженка, белоручка»; 4) «привередливый, брезгливый». (Ганжина. С. 546). Фамилия зафиксирована также в сс. Новый Киструс, Перкино и дер. Добросотские выселки.







Источник: http://www.history-ryazan.ru/node/2865
Категория: Происхождение и значение фамилий и имен | Добавил: Stalker (04.12.2009) | Автор: М.Б.Оленев
Просмотров: 3308 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:

Translate to ...


Поиск

Рекомендуем


Статистика
Locations of visitors to this page
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright BAYDA-SITE © 2008-2017

Rambler's Top100