BAYDA
Family site
Воскресенье, 19.05.2024, 20:19



                    Фамильный сайт Байда
                      КАТАЛОГ СТАТЕЙ

Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Всё о фамилии Байда [53]
Происхождение, история, люди и многое-многое другое
Я - Байдак. А я - Байдала... [4]
Все о родственных фамилиях: люди, история, генеалогия...
Байда-Вишневецкий [8]
Происхождение и значение фамилий и имен [46]
Генеалогия [7]
Мировоззрение [10]
Характерники [5]
Этимология [11]
Значение и происхождение слов и выражений
История [37]
История казачества [22]
ДНК. Генетика [8]
Краеведение [4]
Наше творчество [4]
Интересное [13]
Разное [4]
Все, что не вошло в другие разделы
Do we live in the Matrix? No, it's even cooler ... [8]
Section is an illusion, maya, the Indian-Maya, the simulation, etc.

Меню сайта

Наш опрос
Оцените сайт

Всего ответов: 1574

Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 244
Показано материалов: 81-90
Страницы: « 1 2 ... 7 8 9 10 11 ... 24 25 »


     «Когда было найдено «Слово»?» – название публикации в № 2 журнала за 1995 год, где были сообщены основные сведения о месте и времени находки «Слова». Отвечая на вопросы археографа К.Ф.Калай–довича, А.И.Мусин-Пушкин, которому принадлежит честь открытия «Слова», сообщил следующее:
      «До обращения Спасо-Ярославского монастыря в архиерейский дом управлял оным архимандрит Иоиль Быковский, муж с просвещением и любитель словесности. По уничтожении штата остался он в том монастыре на обещании до смерти своей. В последние годы находился он в недостатке, по сему случаю мой комиссионер купил у него все русские книги, в числе коих в одной, под названием «Хронограф», в конце и найдено было «Слово о полку Игореве»...»
      Преобразование Спасо-Ярославского монастыря в Архиерейский дом состоялось в 1788 году. А в следующем году архимандрит Иоиль Быковский скончался. Казалось бы, дату приобретения «Слова» можно назвать довольно-таки точно. Однако Мусина-Пушкина опроверг Н.М.Карамзин, опубликовавший в 1797 году статью, где было сказано, что «Песнь воинам Игоря» была приобретена «в наших архивах» два года назад, т.е. в 1795 году.
История | Просмотров: 12007 | Добавил: Stalker | Дата: 04.11.2009 | Комментарии (1)

     Современная история, которую преподавали и продолжают преподавать в школах, как раз и является такой "профанной наукой", знанием для невежд, построенным на трактовках 300-летней давности. Трактующий уже давно умер, а современные учителя, выросшие на этих трактовках, продолжают обучать новых учеников, обеспечивая своеобразную "преемственность поколений профанов".
     Как работали трактовки по созданию "профанной истории" XX века, вы в общих чертах представляете. Приблизительно так же это происходило и раньше. Чтобы не быть голословным поясню это на примере Николая Спафария, который, как вы помните,  как раз и был одним из источников информации для книги Филиппа Авриля о Сибири
История | Просмотров: 1780 | Author: Виктор Байда | Добавил: bayda-site | Дата: 03.11.2009 | Комментарии (3)

ДОКУМЕНТЫ< СИБИРСКОГО >ПРИКАЗА XVII В. И ПРЕДШЕСТВОВАВШИХ ЕМУ УЧРЕЖДЕНИЙ

Царские указные грамоты< сибирским >воеводам и архиепископам 1594/95 - 1712, в т. ч.: о награждении тарских, тобольских и тюменских служилых людей за разгром войск< сибирского >хана Кучума 1594/95; о сыске бежавших в Сибирь разинцев 1672; о разведке полезных ископаемых сборе лечебных трав и присылке в Москву нескольких шаманов 1702; о введении на< сибирских >реках русского корабельного флага (имеется рисунок) 1705. Именные указы в Приказ 1651/52 - 1708, в т. ч. о награждении Е. П. Хабарова 1651/52. Доклады Казанского и< Сибирского >приказов царю и Боярской

думе 1626/27 - 1712, в т. ч. о расширении казенной пашни 1642/43(имеется обзор крестьянской колонизации Западной Сибири за 1623/24 - 1642/43) и о земельных владениях Тобольского Софийского архиерейского дома,< сибирских >монастырей и соборов 1668, 1670(имеются выписи с 1621/22).

Наказы Казанского, Посольского и< Сибирского >приказов воеводам и их отписки, наказные памяти воевод приказным людям, таможенным и казачьим головам, приказчикам, ведавшим острогами и пашенными крестьянами, ясачным сборщикам и служилым людям (посылавшимся в экспедиции для "прииска" новых земель, полезных ископаемых, постройки новых острогов и сбора вестей о неприятеле) 1594 - 1703.

История | Просмотров: 4097 | Добавил: Анатолий | Дата: 03.11.2009 | Комментарии (0)

     Снова комментаторы XVII века говорят о тайне, "государственной тайне". И мы видим, что человеку не умеющему держать язык за зубами грозило наказание батогами и смертная казнь. Также смертная казнь грозила и купцу, взявшему с собой в Сибирь иностранца без соответствующего разрешения.
     Как видите, Спафарий отлично знал о предмете государственной тайны и о возможном наказании.
     Скажите, будучи на его месте, ВЫ много ли дали бы Аврилю правдивой информации о Сибири?
     При том, что было сказано выше, не знаю даже можно ли доверять свидетельствам людей, непосредственно своими глазами видевшим Сибирь.
     В Московии XVII-XVIII веков существовала цензура на информацию о Сибири. И не только о Сибири!
     Сведения об открытиях в ходе научных экспедиций в Сибирь царское правительство считало секретными, и путешественники подписывали обязательства об их неразглашении. Их записки сдавались в петербургские архивы. Когда А. Гумбольдт вернулся из экспедиции, царь спросил его о желаемой награде за его труды. Великий путешественник попросил у него для ознакомления и публикации труды Палласа, но получил он лишь часть того, что было найдено или сохранилось в архивах и что лежало до этого невостребованным.
     Цензура существовала не только на публикации, но на почтовую пересылку за границу. С чем связана эта цензура?
История | Просмотров: 1627 | Author: Байда Виктор | Добавил: bayda-site | Дата: 02.11.2009 | Комментарии (2)

     Правила нашего сайта - несложные, их совсем немного. Назначение этих правил-ограничений - поддержание элементарного порядка на сайте и удобства работы на нем. Вот эти правила:
1. Четко различаем слова ВОПРОС и КОММЕНТАРИЙ. 
2. Вопросы задаем на форуме, комментарии к статье пишем на странице статьи.
3. Допускается уточняющие вопросы по статье писать в комментариях к статье.
4. Вопросы "по мотивам статьи" задаются только на форуме.
5. Во всех без исключениях сообщениях используется только НОРМАТИВНАЯ лексика.
     Что такое "вопросы по мотивам" статьи?
     Это когда  к статье, например, о происхождении русских  фамилий в качестве комментария...
Разное | Просмотров: 6145 | Добавил: bayda-site | Дата: 29.10.2009 | Комментарии (0)

     Северную войну начали в 1700 году Дания, Польша и России без малейшего повода со стороны Швеции. Датский король Фредрик IV, польский король и саксонский курфюст Август II Сильный и русский царь Пётр I решили, что шведский король весьма юн и неопытен (18 лет), и навалившись на него втроём, можно будет, как минимум, откусить хорошие куски шведской территории. В начале 1700 года Август Сильный вторгся в Лифляндию и осадил принадлежащую шведам Ригу, а Фредерик VI вторгся в союзное шведам немецкое герцогство  Гольштейн-Готторп. В конце 1700 года Петр осадил принадлежащую шведам Нарву. Так началась Северная война.
     100%  российских текстов о Северной войне явно или неявно оправдывают действия Петра тем, что перед Россией стояли некие «внешнеполитические» или «геополитические» задачи, а именно – добиться выхода к морю, и Пётр обязан был их решать. Да, к тому же, у противника были «исконно русские земли», которые сам Бог велел отобрать обратно. Это стандартные оправдания любой захватнической войны. А Карл вроде бы как не имел права думать «Наши отцы собирали и не нам ими собранное разбазаривать». В российских текстах логика признаётся только при оправдании удержания собранного Россией. Насколько я могу судить, Карл не собирался в случае своей победы, присоединять к Швеции новые земли. Ему достаточно было обезопасить себя от угрозы нападения. После разгрома Польши он поставил там лояльного себе короля – Станислава Лещинского, и то же хотел сделать в случае победы над Россией.
     Но сначала Карл неожиданным десантом под Копенгаген (1700) вывел из войны Данию. Потом он двинулся к осаждённой Петром шведской крепости Нарва. Победа при Нарве является крупнейшей победой шведов в их военной истории. До дня битвы – 30 ноября 1700 года –шведский гарнизон в 1500 человек около месяца оборонял Нарву от более чем 30-тысячной русской армии с 284 пушками. Карл пришёл с армией в 10 600 человек и сходу бросился в атаку на 37 тысячную русскую армию. Насколько я могу судить, артиллерия ни одной из сторон не применялась, так как русские побежали сразу. Некоторое сопротивление до вечера оказывали Преображенский и Семёновский полки. Русские потеряли около 15 тысяч убитыми и 12 тысяч пленными, шведы потеряли убитыми 667 человек. Русский и шведский варианты Википедии о количестве участников этой битвы и о потерях практически совпадают.
История | Просмотров: 1519 | Author: Головин | Добавил: bayda-site | Дата: 11.10.2009 | Комментарии (0)

Термины кровного родства

  • Бабушка,бабка - Мать отца или матери, жена деда
  • Брат - Сын в отношении к другим детям одних родителей
  • Братан, братаник, братеня, братеник, брательник - Двоюродный брат
  • Братанич - Племянник по брату
  • Братана - Дочь брата,племянница по брату
  • Брательница - Родственница двоюродная или дальняя
  • Братыч - Сын брата, племянник по брату
  • Великая тетка - Сестра деда или бабки (двоюродная бабка)
  • Великий дядя - Брат деда или бабки
  • Внук - Сын сына или дочери, сыновья племянника или племянницы
  • Внучатая двоюродная племянница - Внучка двоюродного брата или сестры
  • Внучатая племянница - Внучка брата или сестры (троюродная племянница)
  • Внучатые братья и сестры - Троюродные братья и сестры
  • Внучатый двоюродный племянник - Внук двоюродного брата или сестры
  • Внучатый племянник - Внук брата или сестры
  • Внучатый троюродный племянник - Внук троюродного брата или сестры (троюродный племянник)
  • Внучка, внука - Дочь сына или дочери, племянника или племянницы
  • Двоюродная бабушка - Сестра бабушки или деда...
Генеалогия | Просмотров: 4965 | Добавил: bayda-site | Дата: 08.10.2009 | Комментарии (0)

     По проблеме происхождения саха существует обширная литература. Обзор научной литературы показывает, что сочинения ранних авторов в основном носили чисто описательный характер. Почти 300 лет назад, в 1704 г., в Амстердаме Н.Витзен впервые написал о том, что саха - пришельцы с Прибайкалья, где они жили вместе с бурятами. Затем Ф.Страленберг и Г.Миллер выдвинули и обосновали на основе преданий гипотезу об исходе саха с Монголии, в эпоху возвышения Чингисхана (Иванов В.Н., 1978, 320 с). Участник Второй Камчатской экспедиции Я.И.Линденау - пожалуй, первый исследователь, который специально интересовался этим вопросом. На основе бытовавших тогда преданий он написал, что предки саха Омогой и Эллэй встретились в Прибайкалье (Линденау Я.И., 1983, с. 176). Основоположник енисейско-минусинской гипотезы Н.Ф.Остополов считал, что этнический состав саха, состоит из трех поколений — Омогоева (Батулинское), Эллэева (Кангаласское) и Хоринского (бурятское). Он и Линденау подчеркивали этническую связь саха с барабинскими и красноярскими татарами (Остолопов Н., 1806, ч.1, с. 118-147). Это же мнение повторили Н.С.Щукин, Н.А.Костров и П.Кларк.

История | Просмотров: 5928 | Author: Ушницкий Василий Васильевич | Добавил: Stalker | Дата: 03.10.2009 | Комментарии (0)

     Наименование «чёрные шапки» многократно воспроизводилось в прошлом тюркского мира: «чёрные клобуки» древнерусских летописей, «карапапахи» («терекеме») – полукочевые азербайджанцы-сунниты в предгорьях нынешнего Дербентского района в Дагестане, каракалпаки Приаралья и, наконец, два рассматриваемых в данной статье примера.

     Прежними исследованиями было установлено, что в самом конце XVIII в,, в 1798-99 гг., при имп. Павле I, группа солдат-казанских татар, происхождением из окрестностей Бугуруслана, Бугульмы и Белебея на границе Татарстана, Башкортостана и Оренбуржья, бежала от службы в казахские степи и вместе с ордой султана Букея перешла в 1801 г. р. Урал-Жайек, прибыв в Нижнее Поволжье. Султан назвал их по характерным чёрным шапкам «каракалпак» (далее – просто «калпак»), а сын его Жангир (Джихангир, Джангир) свёл воедино, выдав перед властями за приведённых им в подданство иностранцев, хивинских подданных, кочевых каракалпаков.
      В период 1817-27 гг. «каракалпаки» добились «приёмного приговора» в казахское общество. Но уже в 1827-42 гг. они были изгнаны султаном Жангиром из орды за непослушание и жили на границе, как раз в собственно российских пределах.
      На место этих «не оправдавших доверия» «каракалпаков» Жангиром были приняты.в орду новые татары из живших тоже по соседству, на этот раз мишари пензенского происхождения из Чембарского уезда («алты-авыллы» - «шестисельные»), также получившие название «каракалпак». Известны их родственные связи (исходные или через браки?) с мишаро-татарскими с. Лятошинка в Старополтавском р-не, двумя др. сёлами в Ленинском р-не нынешней Волгоградской области. Все эти населённые пункты тоже возникли в рассматриваемые времена и расположены недалеко – в 120-150-и км – от основного ареала сложения и проживания «каракалпаков».
История | Просмотров: 5704 | Author: Викторин В. М. (г. Астрахань) | Добавил: Stalker | Дата: 02.10.2009 | Комментарии (0)

       Как видно, в этническом сознании саха XVIII в. сохранилось предание о том, что их предки рассматривали пребывание на территории Байкальского региона как один из этапов своей истории. Анализируя старинные фольклорные источники, сохранившиеся в материалах досоветской историографии, можно придти к мысли, что в этногенезе саха исключительную роль сыграло весьма загадочное батулинское племя.
      Так, в материалах участников экcпедиции И.И.Биллингса говорится о том, что «Омогой-бей, начальник батулинского поколения, пошел с народом своим и с табунами через землю бурятскую... к берегам р. Лены». В 1822 г. на страницах «Северного Архива» в статье о якутах также речь идет о переселении батулинского поколения. В обоих материалах говорится о переселении саха из Барабинской степи и присоединении их к хоринцам [Гоголев, 1993, с. 117]. *Работа выполнена при финансовой поддержке в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ («Ранняя этническая история народа саха») проект № 06-01-79103 а/т В досоветской историографии считалось аксиомой тождество между боотулу и батулинцами в составе бурятов, более того они так и писали – батулинцы. В документах XVII в. отмечена Батулинская волость на Средней Лене. Их этническую связь признавали и исследователи советского периода.
       Следует указать и тот факт, что в акающих районах вместо боотулу принято было говорить баатылы. Таким образом, батулинцы в этих текстах выступают как южные предки саха. Г.Ф.Миллер – автор XVIII в. в составе саха выделял батулинцев и хоринцев, почитавших орла как наивысшее божество, самое близкое к божеству Урун Айыы. Намцы и остальные относящиеся к ним волости, исключая бетунцев, почитали лебедя так же, как вышеупомянутые – орла. По его словам, остальные улусы и волости, не относились к двум, но все же почитали орла под именем Хомпоруун Хотой [Элерт, 2001, с. 112-113].
      К батулинской «секте» (родовому обьединению – У.В.) по данным информаторов Г.Ф.Миллера относились: «1. Бахсынцы; 2. Батулинцы; 3. Сыланцы; 4. Игидейцы; 5. Джохсогонцы; 6. Тыарасынцы; 7. Оргеты; 8. Байагантайцы». Саму Батулинскую волость он считал самой большой из них, она была разделена между тремя улусами: Батурусским, Кангаласским, Мегинским. Сам Г.Ф.Миллер к «Батулинской секте» относил и хоринцев [Элерт, 2001, 112-113].
      В документах XVII в. отражена впоследствии исчезнувшая Батулинская волость. Батулинскую волость в документах XVII в. некоторые видят в жексогонцах (таттинцах), но они фигурирует как Ексогонская волость. Б.О.Долгих считал, что она располагалась на территории каптугов, чакыров, хадаров, сулгачинцев и кугдинцев в Батурусском улусе [Долгих, 1960, с. 365]. Значит, все они были подразделениями батулинцев.
История | Просмотров: 3220 | Author: Ушницкий В.В. | Добавил: Stalker | Дата: 30.09.2009 | Комментарии (1)

Форма входа
Логин:
Пароль:

Translate to ...


Поиск

Рекомендуем


Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright BAYDA-SITE © 2008-2024

Rambler's Top100