С 20 по 22 июля 1936 г. на самолете АНТ-25 в качестве второго пилота
(командир - В.П.Чкалов, штурман - А.В.Беляков) совершил беспосадочный
перелет из Москвы через Северный Ледовитый океан,
Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне - остров Чкалова в устье
Амура) протяженностью 9374 км.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина Георгию
Филипповичу Байдукову присвоено 24 июля 1936 года за мужество и
героизм, проявленные при выполнении этого беспосадочного перелета.
Г.Ф.Байдуков, В.П.Чкалов, А.В.Беляков
с
полярным исследователем Вильямуром Стефансоном
С 18 по 20 июня 1937 г. на самолете АНТ-25 в составе того же экипажа
совершил беспосадочный перелет Москва - Северный полюс - Ванкувер (США)
протяженностью 8504 км.
С 1937 года - летчик-испытатель авиазавода №22 (г.Москва);
испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, принимал участие в
испытаниях самолета ДБ-А.
14 мая 1937 г. вместе со вторым пилотом Н.Г.Кастанаевым на самолете
ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полета на 2000-км
замкнутом маршруте с грузом 5000 кг, равный 280,246 км/ч.
Участник советско-финляндской войны 1939-1940 гг. в должности командира авиационной группы.
В августе-декабре 1941 г. находился в правительственной командировке в США по вопросу приобретения американских самолетов.
Участник Великой Отечественной войны: с января 1942 года -
заместитель командира 31-й смешанной авиационной дивизии (Калининский
фронт), командующий ВВС 4-й ударной армии, командир 212-й (с мая 1943
г. - 4-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии.
С января 1944 г. - командир штурмового авиационного корпуса.
Участвовал в освобождении Киева, Белоруссии, в Восточно-Прусской
операции, освобождении Гданьска, форсировании Одера.
После войны - на командных должностях в ВВС. В 1947-1949 гг.
начальник Главного Управления ГВФ. Осенью 1947 принимал участие в
испытаниях пассажирского самолета Ту-70. В 1949-1952 г.
заместительначальника НИИ ВВС по летной части.
В 1951 г. окончил Военную академию Генштаба. С 1952 г. заместитель,
1-й заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по
специальной технике.
В 1957-1972 гг. - начальник 4-го Главного Управления Министерства обороны СССР, член Военного совета Войск ПВО страны.
С 1972 г. научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны. С 1988 г. - в отставке.
Жил в Москве. Член Союза писателей. Генерал-полковник авиации (1961), летчик-испытатель 1-го класса (1940). Лауреат Государственной премии СССР (1970).
Умер 28 декабря 1994 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Награды
- 2 ордена Ленина;
- Орден Октябрьской революции;
- 4 ордена Красного
Знамени;
- ордена Кутузова 1-й и 2-й степени;
- 2 ордена Суворова 2-й
степени;
- ордена Отечественной войны 1-й и 2-й степени;
- орден
Трудового Красного Знамени;
- орден Дружбы народов;
- 4 ордена Красной Звезды;
- ордена За службу Родине в ВС СССР: 1-й, 2-й и 3-й степени;
- медали;
- иностранные награды.
|
Могила на Новодевичьем кладбище (Москва). Фото Е.Румянцева
|
Кавалер наибольшего количества орденов СССР -
22-х
Память
-
Его имя носят улицы в Москве, Витебске, Могилеве и Донецке.
- В его
честь переименован остров Лангр в Охотском море (возле острова
Чкалова).
- Почетный гражданин города Николаевск-на-Амуре.
Сочинения: Наш полет в Америку. М., 1937; Записки пилота. М., 1938; Рассказы разных лет. М., 1983; Чкалов. М., 1991 и др.
А.А.Симонов
18 августа 1939 г. в газете «Московский
большевик» было помещено много материалов,
посвященных Дню авиации. На первой полосе газеты
изображались тучи тяжелых советских
бомбардировщиков и стихи «Сталинские соколы».
Значительное место в газете занимал отрывок из
сценария Г. Байдукова и Д. Тарасова «Разгром
фашистской эскадры». В совместном произведении
двух знаменитых летчиков прослеживался
пропагандистский дух кинофильма «Если завтра
война» и книги Н. Шпанова «Первый удар. Повесть о
будущей войне».
В сценарии показан ответный удар
Красной Армии на военную провокацию фашистов:
армады краснозвездных воздушных крейсеров
наносят бомбовые и торпедные удары по сухопутным
и морским силам врага. Далее вступает в дело
артиллерия, а затем Красная Армия победным
маршем заканчивает операцию с деморализованным
и разбитым врагом. Интересен финал сюжета: по
телефону говорит комкор Иванов:
«Здравствуйте,
Климент Ефремович! Нет... В сводках никакой
фантастики... Наоборот, я сознательно
преуменьшил... Пленных? Много, очень много...
Трофеи? Я боюсь, вы не поверите, Климент
Ефремович. Да мы сами не верим... Потери
незначительные...»
В данном сценарии речь шла об
оборонительной войне. Но ровно через год
прославленному летчику война видится уже в ином
свете. В огромной статье о будущей войне Байдуков
даже не упоминает об обороне. Вот как он
описывает желанную войну:
«Какое
счастье и радость будут выражать взоры тех, кто
тут в Кремлевском дворце примет последнюю
республику в братство народов всего мира! Я ясно
представляю: бомбардировщики, разрушающие
заводы, железнодорожные узлы, мосты, склады и
позиции противника; штурмовики, атакующие ливнем
огня колонны войск, артиллерийские позиции;
десантные корабли, высаживающие свои дивизии в
глубине расположения противника. Могучий и
грозный воздушный флот Страны Советов вместе с
пехотой, артиллеристами, танкистами свято
выполнит свой долг и поможет угнетенным народам
избавиться от палачей» (Правда. 1940, 18 августа).