|
Байда Иван Лукьянович (25.06.1914 - 24.08.1991) - артист цирка и эстрады, лауреат Всесоюзного конкурса артистов эстрады.
Иван Лукьянович родился в г.Елисаветград (ныне Кировоград).
В 1933 году окончил училище циркового искусства в Москве. Был коверным, затем выступал в паре с Сергеем Куреповым в номере «Пат и Паташон» во многих цирках страны. Об одном из таких выступлений читайте в КАТАЛОГЕ СТАТЕЙ.
В 1942-1944 был коверным Московского цирка. В это же время начал выступать на эстраде, участвовал во фронтовых бригадах.
Иван Байда обладал уникальными способностями владения своим телом. Используя принципы «нанайской борьбы» (один человек изображает двух борющихся), он впервые создал танцевальный юмористический номер с воображаемой партнершей. Его техническая виртуозность достигла в этом номере апогея благодаря гибкости и эластичности тела, проделывающего необычайные трюки.
|
Выступал Иван Байда и с номером на «свободной проволоке».
В 1946 году стал лауреатом II Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Создал танцевально-акробатический эксцентрический номер с партнершей Л. Прохоровой.
В 1948-1968 (до ухода на пенсию) выступал с Аделаидой Паратовой. В номере «Танцевальная эксцентриада» широко использовал трюки циркового «клишника», встроенные в органическую систему взаимоотношений партнеров. Дуэту важна была драматургия номера, недаром во время исполнения Иван Байда всегда тихо проговаривал некий текст вероятного монолога своего персонажа. Контраст — вот главная краска этих отношений: нескладный человек с большим носом, в очках выкидывал одно коленце смешнее и нелепее другого перед виртуозной в своем совершенстве, очаровательной девушкой. Оба партнера исполняли номер с подлинным комическим мастерством. Тем неожиданнее всегда бывала для зрителей концовка - партнер, согнувшись пополам в поклоне, поднимался без бутафорского носа и оказывался стройным, элегантным красавцем, достойной парой своей партнерши.
Номер мог видоизменяться в зависимости от обстоятельств (в спектакле Театра эстрады «Его день рождения» он назывался «В аду» и был ироничным и острым, в детском представлении — «Дядя Ваня на даче» выглядел простодушно-веселым), но неизменными оставались виртуозность и искрометность артистов в исполнении этого сложного синтетического номера. |