BAYDA
Family site
Суббота, 16.11.2024, 03:00
                Байда
                       Фамильный сайт


Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта

Разделы дневника
Горячая тема [1]
Генеалогия [2]
Фотовпечатления [4]
История [2]

Наш опрос
Знаете ли Вы свою родословную, хотя бы до прадеда, включительно?

Всего ответов: 1501

Главная » 2010 » Январь » 26 » Кто бил байдыки?
Кто бил байдыки?
18:18
Новые версии происхождение фразеологизмов

1.Байдувати, бити байдики (рус. байдовать, бить байдыки).

      "Хотя лично мне не кажется странным, что понятие "байдикувати" (бездельничать, лениться, гулять, быть вольным), и, следовательно, прозвище Байда, может быть связано с княжеским титулом Вишневецкого, главы Запорізької Січі. Ведь в глазах простого народа, селян, с их ежедневным тяжёлым трудом, князь (как и другие вольные казаки), был вольным от этого труда человеком, т.е., в более упрощённом понимании, возможно впоследствии укрепившемся в украинском языке, бездельником. ".
Из обсуждения статьи О ком сложена песня?

     Я думаю, что все те логические изощрения историков, о которых я писал ранее, происходят оттого, что филологи и историки забывают, что слово не есть статический элемент языка, оно живет и развивается вместе с ним, одни слова, вообще, исчезают из языка, другие - меняют свое значения на прямо противоположные. Распространенного сейчас слова "байда́" (пустяк, ерунда, лабуда) еще 50 лет назад, вообще, не существовало, оно появилось совсем недавно, как элемент молодежного слэнга.
     А филологи прямолинейно пытаются совместить Даля XIX века (а это байдыкование, безделие - оттуда) с реальным языком XVI века. Скорее всего, в XVI веке и слова такого  (байдыковать - байдовать) не было. Кстати, в беларуской балладе "Рыцарь Байда", которую специалисты относят к XVI веку, это слово отсутствует.
Торбан
 Казак-бандурист    А появилось оно, скорее всего, уже XVIII веке. Дело в том, что на Украине важную роль в деле сохранения национальной культуры и языка, а иногда и свободы,  играли бродячие певцы-сказители, кобзари-бандуристы. Историк А.Скальковский писал: "Бандуристи були справжніми скальдами війська Запорозького , і мало не кожен старшина мав при собі хлопця-торбаніста*, який, змолоду присвятивши себе музиці, спершу ставав співцем чужих легенд, а потім складав і свої. Майже всі стародавні думи про перших героїв козацтва складено в Січі або на бойових біваках, біля вогнищ пікетів або в тяжкі дні прикордонної служби".
     Перевод на русский: "Бандуристы были настоящими скальдами (древнескандинавские поэты-певцы - В.Б.) войска Запорожского, и едва не каждый старшина имел при себе парнишку-торбаниста (торба́н — украинский народный струнный щипковый музыкальный инструмент (30 — 40 струн), из семейства лютневых, родственен теорбе и бандуре - В.Б.), который смолоду, посвятив себя музыке, сначала становился певцом чужих легенд, а потом слагал и свои. Почти все старинные думы о первых героях казачества сложены либо в Сечи либо на боевых биваках, возле костров пикетов или в тяжелые дни пограничной службы".
     Во времена Богдана Хмельницкого кобзари-бандуристи много сделали для сплочения украинского народа. В то время они были агитаторами и трибунами. Их сказания и героические песни поднимали народ на борьбу. И называли их байдами. Возможно, от слова "баять" - рассказывать, возможно, потому, что они часто исполняли "Песню про Байду"...
     И, естественно, в XVIII веке екатерининская цензура приложила все усилия для того, чтобы искоренить кобзарей, как явление. Окончательно искоренить не смогли, но изменить их статус и, вероятно, отношение к ним со стороны простого люда удалось. Слепой кобзарь
     Об этом времени А.Скальковский в XiX веке писал: "Бывшие сказители и бандуристы, каких во времена нашей молодости (начало XIX века) мы встречали едва не в каждом селе в Украине или на Волыни, теперь, можно сказать, не существуют, или поумирали, не передав никому искусства и запасов своей памяти, или скрываются от всякого искателя песен и сказов, принимая его за земского чиновника, который преследует бродяг и бездельников."
     Видите, историк отмечает, что бродячих бандуристов-сказителей в XIX веке официальная власть преследовала, как бродяг и бездельников.
     Вот здесь и появились те смыслы, которые и зафиксировал позже Даль и другие этнографы: вести образ жизни бродячего певца-байды - "байдовать" (укр. - байдувати), значит бездельничать и лениться.
     Кобзари ходили от села к селу, от города к городу, в дорогу с собой брали палку-посох, которая так и называлась "байдык" (словарь Фасмера фиксирует слово "байдик, байтик" в значении "палка, посох"). Кстати, само слово "байдык", скорее всего - вторичное. Поскольку посох был непременным атрибутом кобзаря-байды, он и получил название "байдык".
     Ходить с посохом-байдыком, сбивать (бить) его в дороге - было характерной чертой образа жизни кобзарей. За свою жизнь бродячий бандурист сбивал не один посох-байдык. Поэтому выражения "байдовать" и "бить байдыки" ("байдыковать") приобрели один и тот же негативный смысл "бездельничать, ничего не делать".

     Возможно, кому-то и сейчас жизнь артиста кажется легкой (петь со сцены - не мешки ворочать). Возможно, так же казалось и тогда, в XVIII веке. Ничто не ново под луной...

     В.Байда

Категория: Генеалогия | Просмотров: 7734 | Добавил: bayda-site | Рейтинг: 5.0/4 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа

Календарь
«  Январь 2010  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Поиск

Рекомендуем


Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2024

Rambler's Top100