- А известно ли мне, какой народ на картах XVII века назван "народ Байда"? - Где о нем написано? - И был ли он, на самом деле? - А если был, то куда делся?
То, что такой народ БЫЛ, вы сами можете видеть на приведенных в статье
картах. Подобных карт Сибири XVII века разных авторов - десятка два, а
также карта Дженкинсона XVI века (обсуждение надписей на этой карте - у
нас на форуме ЧТО НАПИСАНО НА КАРТЕ ДЖЕНКИНСОНА 1562 ГОДА). Вот карта полушарий Земли 1594 года (Orbis Terrarum Typus De Integro Multis in Locis Emendatus) с надписью "Baida" на привычном месте (Сибирь, севернее полярного круга).
Смысла приводить все такие карты нет, ничего нового они не добавляют.
На всех зафиксирован "народ Байда" (BAIDA) приблизительно в том же
районе Сибири. В контексте данной статьи для нас важна лишь сибирская
локализация этнонима Байда, зафиксированная в документах XVI-XVII
веков, как письменное свидетельство тюркского происхождения имени.
Удивление по поводу того, что никто не слышал о таком "народе", мне
вполне понятно. Потому, что в процессе написания этого материала, я,
естественно, пытался найти другие письменные источники об этом
"народе". Но их не оказалось. Парадоксальная ситуация: на карте
"народ" указан, а исторических, архивных описаний или, хотя бы,
упоминаний, нет. За 400 с лишним лет никто из историков так и
задал себе вопрос "А что это за народ такой, BAIDA?" Произошло это по
одной банальной причине: историки весьма скептически (если не
пренебрежительно) относились к географическим познаниям людей прошлых
веков, поэтому и к надписям на этих картах относились, как к
заблуждениям или ошибкам. И, естественно, серьезного внимания им не
уделяли. А доля истины в них была. - Куда же делся этот народ?
А никуда он не делся! Живет и процветает в том же регионе Сибири,
что и раньше, только называется он теперь иначе: саха - якуты. А до начала XVII века
русские его называли Байда (BAIDA). Саха-якуты - единственные из тюркоязычных народов, живут так далеко на севере.
Предполагаю, что произошло своего рода недоразумение. Но самое удивительное, что для западных картографов оно продлилось более 100 лет.
Дело в том, в том что у якутов, проживающих на р.Яне, существовало 4
родовых объединения, одно из которых называлось Байда (Байду) - это
зафиксировано в донесениям русских казаков, осваивающих Сибирь, в
начале XVII века. Тюркское имя Байда, Байду было широко распространено
у казахов, монгол, алтайских, прибайкальских народов и у народа саха, вышедшего из
Прибайкалья. Предполагаю, что еще в XVI веке группа казаков,
дальше всех продвинувшаяся на восток, столкнулась с новым для них
народом. Естественно, не со всем народом, а, именно, с людьми из рода
Байды. Поэтому и название народа землепроходцы зафиксировали, как
"народ Байда". Контакт казаков с вновь встреченным народом, похоже,
был непродолжительным и разобраться в своей ошибке они не успели. Так
на географических картах XVI-XVII веков появился "народ" BAIDA.
Конечно, впоследствии это недоразумение было устранено, и в 30-х годах
XVII века русские в донесениях уже писали о "якутцких людях", якутах.
Но на картах Сибири, штамповавшихся в Европе, еще до конца XVII века
указывалось BAIDA. Только на одной карте 1670 года там, где ранее
указывалось BAIDA, было написано "Les Yacoutes" (якуты).
Вот такая история с географией.
Для нас же она ценна тем, что мы воочию можем представить географию
тюркского имени Байда в XVI веке: от Сибири на востоке, до Новгорода
на севере, и до Крыма и Кавказа на юге.
Но тюркское по происхождению имя Байда в XVI веке уже не было чисто тюрским, оно было ассимилировано русским и украинским языками, и считалось "своим", так же как мы сейчас воспринимаем греческие или латинские имена, например, Александр или Григорий. Нам даже и в голову не приходит заподозрить греческое происхождение человека с таким именем. О том, почему казак Байда не был тюрком, читай в следующей блог-статье. Надеюсь, позже выбрать время и изложить свою точку зрения.
Нет, не может. Байда - это не страна, не местность, не улус. Baida - "народ", точнее, как мы сейчас понимаем, одно из родовых объединений саха-якутов, удивительнейшим образом попавшее на все средневековые карты Сибири и мира. Я, конечно, понимаю с чем связан вопрос. Действительно, на географических картах XVI-XVIII веков присутствовала некая неразбериха терминов, вперемежку приводились названия стран, княжеств, местностей, народов и народностей их населяющих. Западнее "народа" Baida указана страна Молгомзейя (Melgomzaia, Molgomzaha), а еще западнее - народ самоеды, юго-западнее показаны Обдора, Пегая Орда, "сказочное" Лукоморье (Lucomorie) и тут же - остяки, калмыки...
В психологии есть такое понятие, как "метод проекции", ребенок осваивает его в 2 года. В чем суть метода? Ребенку показывают три предмета, например, арбуз, грушу и яблоко. Названия двух предметов он уже знает: арбуз и грушу. И задают вопрос: "Где яблоко?" Это слово (яблоко) ребенок слышит впервые, но он уверенно показывает на яблоко. Вот это и есть метод проекции. На картах указаны почти все народы Сибири, даже небольшие. И довольно точно - места их обитания. Не указан только один народ, чуть ли не самый многочисленный в Сибири. Но зато присутствует непонятное для вас слово "BAIDA". Что вам подсказывает "метод проекции"? Тем более, что на картах достаточно точно отражена география и хронология расселения якутов.
Сначала в XVI веке они указывались южнее Полярного круга, а затем уже - севернее, на побережье Ледовитого океана. Сначала там было написано Baida, потом стало писаться - якуты.
Хоть я и не историк, но как тюрк знаю как появляются и изменяются названия тюркских народов. Так вот народ (племенной союз) никуда не исчезает , он живет на той земле где и жил и говорит на том же языке ,что и говорил но в разные периоды своего существования этот народ называется по разному. Это сейчас в цивилизованом веке народ не изменяет свое самонозвание при смене правищего клана, а 400-500 лет назад все было по другому. По тюркски : если на карте народ указан как "Baida" - то это означает что в момент состовления карты правищий клан именовался - "Baida" и в этот клановый союз входили и другие роды, но самонозвание всего народа носит название правящей династии , при смене правящей династии самоназвание всего народа изменяется на новый, во всяком случае идентификация иностранцем всему этносу происходила по принципу правящей династии.
Примеры из других тюрских народов: Это сейчас Азербайджан называется-Азербайданом, но до этого на этой территории и вокруг нее существовало ,государство Сельджуков( правещий род Селджук - народ Сельджуки), государство Атабеков(анологично),государство Ильханидов(анологично) и Сефивидская Империя и управляла этой территорией Династия Сефивидов (основатель Шах Исмаил Сефи) .
Турция -ранее называлась Османская Империя , правящая династия Омсанлы и даже когда я недавно был в Турции многие простые турки общаясь со мной на исторические темы с гордостью говорили, что они тюрки Османы, хотя они вовсе не были представителями правящей династии.
к вопросу написание слова "БАЙДА"(Р) на ангийском языке, так вот на ангийском можно написать "BAİDA" и "BAİDAR" -это мы будем читать по разному, а вот ангичанин эти слова будет читать и произносить одинакого. Это так инфа к размышлению, возможно где-то терялся или добавлялся звук "эр".
П.С. Просьба к тем кто давно в теме: сопоставить (наложить)координаты данной карты с координатами усула Чагатая (сын ЧингизХана), усулом Чагатая управлял его сын Байдар , а затем его сын Алгу (хан Синей орды) и сообщеть если будет совпадения более 50%
если на карте народ указан как "Baida" - то это означает что в момент состовления карты правищий клан именовался - "Baida" и в этот клановый союз входили и другие роды, но самонозвание всего народа носит название правящей династии , при смене правящей династии самоназвание всего народа изменяется на новый, во всяком случае идентификация иностранцем всему этносу происходила по принципу правящей династии.
К сожалению, в отношении байда-саха-якутов это никакими источниками не подтверждается. Поэтому правомерней говорить о недоразумении. Кстати, информация о саха есть на нашем сайте http://bayda-site.ucoz.ru/publ/2-1-0-131
Quote
к вопросу написание слова "БАЙДА"(Р) на ангийском языке, так вот на ангийском можно написать "BAİDA" и "BAİDAR" -это мы будем читать по разному, а вот ангичанин эти слова будет читать и произносить одинакого. Это так инфа к размышлению, возможно где-то терялся или добавлялся звук "эр".
Не забывайте, что информацию эту западные картографы получали от русских первопроходцев. При переходе из русского в иностранный, вроде как, ничего теряться не должно. При обратном переходе, например, из английского или французского в русский такие потери допускаю. Как потери, так и приобретения...
Род байдунский в свое время был большим. И.Бичурин (1950) в переводе истории китайского царства Тан писал,что байси могли ставить несколь-ко тысяч конного войска. Байси входили в состав телесского сообщества. О них масса литературы. Охотно о них писали Г.Грумм-Гримайло, Л.Гумилев. В китайских источниках масса. Бурятский ученый Ц.Б.Цыдендамбаев (1972) байси связывает якутским родом байды. Телессы входили в состав уйгурской конфедерации (7-8 век). Кроме них из якутских родов упоминаются баяга, маймага, төлөй (теле?),барылас и конечно,курыкане. Когда был уничтожен кыргызами Уйгурский каганат (845) уйгурские племена бежали кто куда мог. В том числе вниз по Лене. В то время байси жили по р. Селенга. Потомки байдунцев рассеялись по великой степи. На Украине был даже гетман Байды Вишневский (15 век), которые привели к власти Лжедмитрия Первого да и самих Романовых. Это распространенное явление. Например Великий Тимур был родом из телесского племени барылас. В китайских источниках империи Тан (8-9 век) в 7000 км (14 тыс ли) к северу от столицы (Сиань) жили конные племена.( См Бичурин 1950). По якутским легендам (С.Боло) на ысыахе байдунцы сооружали огромный костер. На празднике использовали 9 жеребят, таскали еду родичам 9 невинных девушек и 9 юных мальчиков. Мужчины имели волосы до плеч, носили на правом ухе медное кольцо (иэмэх)... Тотемами байдунцев были белый жеребец и лебедь. По переписи 1895 года в Яне было 3 байдунских родовое управление. по Колыме 3, в Средней Индигирке 2. В архиве есть данные что и в Жиганском улусе тоже был байдунский род. На север байдунцы ушли по-видимому в 15-16 веках. К приходу русских казаков они давно жили по тУостаху и Хатыннаху. Они оказали заметное сопротивление казакам (П.Иванов 1642, Худяков 1869). Байдунцы в Центральной Якутии жили по обеим берегам Алдана (по карте И.Д.Новгородова). Что подтверждают легенды и топонимика. В У-Алдан-ском и Таттинском районах есть: остров Байды в Чериктэе, озеро Байды кыыһын күөлэ в Татте, Байды аппата там же, Байды сыһыыта в Легое. Нам кажется, эти места они освоили до появления монголоязычных потомков Омогоя,которые молились рогаиому скоту. В преданиях борогонских и намских якутов они остались как "тыал буолбуттар", т.е "ставшие вет-ром". В предании прямо говорится, что они раньше пришли и ушли куда-то. (Легенды и предания под.ред Г.Эргис)
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи. [ Регистрация | Вход ]