BAYDA
Family site
Суббота, 16.11.2024, 00:30


ФОРУМ                                                        
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

Происхождение тюркского рода Байдар (Baydar)
baydarДата: Четверг, 26.05.2011, 21:01 | Сообщение # 286
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 72
Статус: Offline
Buda benim amcam./my uncle.

Прикрепления: 8417957.jpg (67.4 Kb)
 
байдарДата: Среда, 15.06.2011, 19:36 | Сообщение # 287
Полковник
Группа: Доверенные
Сообщений: 422
Статус: Offline
Мой старший брат , он больше похож на деда, отца и его братьев.

Прикрепления: 0240459.jpg (189.6 Kb)
 
байдарДата: Среда, 15.06.2011, 19:57 | Сообщение # 288
Полковник
Группа: Доверенные
Сообщений: 422
Статус: Offline
Микэил Чобанов - потомственный Мулла селения "Байдар" (имеет высшее образование), Жаль мое знакомство с ним, происходило в тяжелые для моей семьи дни , он пришел за день до смерти моего отца и впоследствии с честью исполнил свою мисию муллы.



Его невозможно представить без сигареты и не пьющим чай



От него я узнал о многом. О том, что он будучи коренным Байдаром также является муллой и соседнего селения "Куртлер" (Волки), о том что Байдары являются мусульманами сунитами, хотя в Марнеульском районе 90% селений - мусульмани шииты, о том что оказывается в деревне есть мечеть и она расположенна именно в том месте о котором говорил мне отец и где раньше был зерновой склад , а еще раньше возможно была церковь.
Прикрепления: 4856518.jpg (262.3 Kb) · 8372129.jpg (273.8 Kb)
 
байдарДата: Среда, 15.06.2011, 20:00 | Сообщение # 289
Полковник
Группа: Доверенные
Сообщений: 422
Статус: Offline
Алиев Алы Аскер оглы.
Родился 10.05.1929 (по паспорту 24.12.1929) в Борчалинском эле в селении «Байдар».
Первый житель Байдар получивший ученную степень. После окончания педагогического училища в г.Марнеули (или Тбилиси) с 1949 по 1953 гг. работал учителем родной Байдарской школе, в 1953 году поступил на Исторический факультет Воронежского Университета, после окончания университета в 1958 году, стал работать директором школы в Воронежской области. Поступил в аспирантуру Московского Государственного Университета им. Ломоносова и в 1965 году защитился ,получил ученную степень кандидата Филосовских наук , в 1967 году получил звание Доцента. Перебрался в Баку и преподавал во многих вузах Азербайджана большей частью в институте Народно-хозяйства (нын. Азербайджанский Экономический Университет )

В 03.06.2011 Алы Аскер оглы ушел из жизни , это был человек , который никогда не забывал свое родное село - «Байдар» и его жителей. Несмотря на то, что он большую часть своей жизни прожил в Баку , его неизменным желанием было , быть захороненным именно на местном деревенском кладбище , рядом со своими предками , братьями и сестрами. Я с братом исполнили его волю, да благословит Аллах его душу.
Отец помог многим жителям своего родного села, многих насильно заставлял получать высшее образование, в советские времена некоторых буквально устраивал в институт в котором сам преподавал, многие в селе до сих пор это помнят. Ко мне приходили незнакомые сельчане и рассказывали как мой отец им помогал , люди говорили, что всем Байдарам он давал приют в своем доме в Баку . Мой 8-ми летний сын успел попращаться с дедом, он впервые оказался в Байдаре, узнав чей он внук ,местные продавцы в магазине отказывались брать с него деньги за покупку. Сына я назвал Али (Əли) в честь своего отца, но в деревне выяснилось , что отца при рождении назвали Алы (оказывается и его деда так звали) и все его знали под этим именем, хотя по паспорту отец был записан как Али (Əли). Хоронили отца всей деревней, все родственники и сельчане бескорыстно помогали нам.
Прикрепления: 8485299.jpg (102.2 Kb)
 
bayda-siteДата: Среда, 15.06.2011, 21:00 | Сообщение # 290
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 672
Статус: Offline
байдар,
Прими мои соболезнования. Тяжело терять родных людей. Они были с нами с начала и останутся с нами навсегда.
Крепись...
 
байдарДата: Среда, 15.06.2011, 22:07 | Сообщение # 291
Полковник
Группа: Доверенные
Сообщений: 422
Статус: Offline
Quote (bayda-site)
байдар, Прими мои соболезнования. Тяжело терять родных людей. Они были с нами с начала и останутся с нами навсегда. Крепись...

Виктор, благодарю .
Многое я узнал о Байдарах, кое что смог нафоткать , но сейчас тяжело, почти каждый день отец снится, как приду в себя обязательно отпишусь.
 
bayda-siteДата: Среда, 15.06.2011, 22:33 | Сообщение # 292
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 672
Статус: Offline
Quote (байдар)
приду в себя обязательно отпишусь

Да, конечно...

Пост о камне я выделил в отдельную тему http://bayda-site.ucoz.ru/forum/19-53-1
 
baydarДата: Вторник, 26.07.2011, 18:09 | Сообщение # 293
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 72
Статус: Offline
Vsem Privet!Kak dela Bayda®y ?

Добавлено (26.07.2011, 18:09)
---------------------------------------------
Монголо-татарское рейтинги,
Мангыт-ногайских рейтинги,
Могул-тимуридов рейтинги не убедительны.

я уверен;Чёрные клобуки-Карабёрки наши предки.11-го века жили в горах Крыма и Кавказа;Чёрные клобуки-Карабёрки.

Men burada nece demeliyem bilmirem,ama Baydarları men Bolqar ve Bolqarlara yaxın xalqlarin xaricinde başqa bir yerde tapabilmirem.Qafqaziyadaki Bayda-Baydar'lari Monqol-Tatarlıq,Manqıt-Noqaylık ve Mogul-Teymuriliq ile açıqlayabilmeq mümkün deyil.Tarix xeç bir vaxt Manqıtlarda Baydar adlı bir tayfa olmayıp,Monqollarda ise 17.esrde ancaq Baydar tayfası görülürki;bütün Monqol tayfalari yazilanda 14.esrlerde?, ne üçün Baydarlarin adi keçmir?

Qarabörklüler Monqollardan evvelce Qırım ve Qafqaz dağlarında yaşıyırdı.Qırım-Qafqaz toprakları üzerinde Baydarları Bolqar-Cherniye Klobuki/Qarabörklü etniq-bağlantısı ile anlamaq daha qolay,daha mantıqlı.

Men sene birşey deyim,Rauf abi.Menim oxuduğum qaynaqlarda(İskender Münşi) Lezgi ve Qarabörklerin Şirvan esqerleri ''soyundan'' olduğu behs edilir,buna göre ki Lezgi ve Qarabörkler aynı yerlerde birbirileri ile yaxın yaşıyırdı.Alazançayı-Kürnehri-Derbent arası sayılan Şirvan arazisinin sınır boylarında yaşayan Padar/Baydarlar, Qarabörklerin Şirvanşahlarin sınır muhafızlığını yaptığınında ispatı olabiler.Padar/Baydarlar 1585 yılında Borçalı-Qax-Zaqatala tarafında,yine bir başqa Padar/Baydarlarda Qarabağ-Xaçın tarafın 1593 de yaşayan Padar/Baydarlara baxtığımda görüremki bu yerler Şirvan serheddine yaxın yerler veyahut Şirvan'a daxil yerlerdi.

Padar/Baydarlar için 17.esr seyyahı Olearii Türkçe ve Farsça qarışımı bir dil qullandıqlarını,Şirvanşahlar Yurdu adlı kitapta ise Mordu(kend adı)-Padar dilinin bilinmeyen bir dil olduğunu,xeçkimin anlamadığı yazılır.Buradan men bele anlayıram ki,Padar/Baydarlar Dağlıq-Şirvan'da Tat'lar ile bir arada yaşıyırdılar ve olarin dillerinden etkilendiler.Dağıstanda Qaytaq-Tabasaran tereflerinde yaşayan Padarlar ile beraber yine Dağıstanda Baydarov adlı Qumuq ve Dargin ailelerin olmasıda mene Baydarların Dağıstan esilli olduğunu düşünüdür,M.Fahrettin Kırzıoğluda ayrıca Qarabörklerin,Dağıstanda yaşadığını yazır.

Borçalı-Qazax tereflerine Qarabörk/Qarapapaq adını getirenler,bu yerlerin xalqına bu adı qabul ettirenler yene Padar/Baydarlar oluptu.Padar/Baydarların Qarapapaqların en güçlü boyu olduğunu yazan Kırzıoğludu.Mence esil ve tek Qarabörk-Qarapapaq bizik.Digerleri bizim altımızda yaşayan Türkler/Türkmenlerdi.Çünkü Borçalı-Qazaxdaki boy ve kendlerinin xeçbirin Çerniye Klobuki-Qarabörkler ile ortaq bir özelliyi yoxdu.

Bizler bu adi 16.esirde Dağıstan/Dağlıq-Şirvandan, Borçalı-Qazağa getirdiq.Borçalı-Qazaxda bey-ağalıq eden biz idik,bizim adımız yayıldı,yerleşti.

 
baydarДата: Вторник, 26.07.2011, 18:19 | Сообщение # 294
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 72
Статус: Offline
...Традиционная черная шляпа из овчины

проявляет о связи этого человека, чтобы

Падар кочевого племени в Азербайджане...

Добавлено (26.07.2011, 18:19)
---------------------------------------------
черная шляпа;Чёрные клобуки;Карабёрк.

Прикрепления: 2596486.jpg (17.8 Kb)
 
байдарДата: Среда, 17.08.2011, 15:20 | Сообщение # 295
Полковник
Группа: Доверенные
Сообщений: 422
Статус: Offline
Приветствую всех!
Есть чего рассказать и фото показать , но начну с грустного (ибо пришлось с этим столкнуться).

Обряд захоронения у жителей селения Байдар в Грузии:

За день до смерти, якобы невзначай в дом пришел мулла , проведать больного помолится за него и пообщаться с близкими. После, уже мне объяснили , что в тайне от детей покойного его позвали близкие родственники , которые почувствовали приближение конца жизни моего отца. Отец умер вечером следующего дня. Сразу же в дом стало приходить множество людей , выражавших соболезнование родным и близким.
Я сказал, что в Баку по мусульманскому обряду хоронят на следующий день после смерти, на что мне возразили, что по обычаю будем хоронить на третий день и объяснили , что это делается для того, чтобы весть о смерти человека разошлась бы по всем деревням и городам и люди смогли бы успеть приехать и попращаться с покойным. В первую ночь после смерти , покойного моют близкие родственнике, это делается за домом , оградив место от посторонних глаз. Затем завернутое в сукно тело покойного , размещают в комнате и покрывают зеленной шелковой тканью.
На утро после смерти, родные , родственники , близкие и соседи занимаются подготовкой к похоронам:
Режут и разделывают крупного бычка, закупаются продукты и прочии необходимые вещи , во дворе дома ставится палатка, в которой по всей длине стоят 10-ти местные столы .
Вечером того же дня для людей участвующих в этой подготовке и для тех кто уже прибыл издали отваривают и подают печень зарезанного бычка.
После, родственники решают выбрать людей (5 человек), которые рано утром (в 6 утра) пойдут рыть могилу для покойника . Я обратил внимание, что к этим людям принято относиться с уважением и почтением , независимо от того родственники они или нет , у них особый статус и они будут в дальнейшем участвовать, во всех даже сугубо чисто семейных мероприятих связанных с покойником. В городе я такого не встречал и как правило там могилу копают безразличные для всех - кладбищенские рабочие. У меня есть своя - историческая версия такого бережного отношения к этим людям: Раньше нужно было хорошо относится к копальщикам могил ,чтобы они не выдали место захоронения покойного. Место где будет расположена могила, определяют сыновья покойного.
В случае с моим отцом как и ожидалось могилу пошли копать ближайшие родственники (сыновьям нельзя) .
В ночь перед похоронами тело размещают в палатке, везде в доме должен гореть свет , где проходило омывание и в комнате зажигается свеча. Родные поочередно дежурят до утра, говорят , что дух витает в близи и он не должен чувствовать себя одиноким.
Под утро приходит мулла проводить омывания покойного по мусульманскому обряду, с чтением молитвы. Покойного как и положено у мусульман без одежды заворачивают в сукно , если умерший был особо известным и почетным в роду человеком , то перед этим на него надевается шелковая рубаха , вроде похожая на халат. На отца ее надели (вид ее и цвет уже не помню так как меня во многие места не допускали – говорили нельзя – сыновьям не положено), видно это тоже чисто родовой обычай, так как у мусульман этого не принято делать.
Рано утром в день похорон выкапывается могила ( в процессе нужно отвезти копающим ребятам , Чай , воду, еду и сигареты). Копается яма размером около 2 метров длина , 1,2м ширина и 1,2м. глубина.
Дальше происходит , то, что редко можно встретить (я видел это впервые)
Затем в этой яме с левой стороны по всей длине копается новое углубление около 20см. по ширине и 20см. по глубине (получается ступенька в большой яме), в полученном углублении начинают копать в левую сторону (в бок) новое углубление около 20-25 см. Это самое углубление в бок называется – САПЫН, получается так, что над ним оказывается твердый слой земли .
Вот в это самое углубление и кладут покойного, если стоять напротив не засыпанной могилы , то покойник находится левее и он не виден, видно только пустое крайнее углубление , его закрывают досками шириной по 20 см. по всей длине , один край досок ложится на боковую часть, а другой на глубинную часть, затем могилу засыпают землей. Покойник находится в своеобразной камере , на которую не попадает брошенная земля.
Если вы будете на кладбище в селении Байдар смотреть на надгробные плиты , знайте, покойника там нет, он находится левее.
Естественно я спросил, откудого пошел такой обычай, ибо в Баку я видел только простые погребения , могила по бокам обкладывалась кубиком и просто покойного закрывали бетонной плитой и засыпали землей. Мне пояснили, что раньше могли мстить даже покойникам. Т.е. если просто засыпать покойника землей, долгое время земля над ним будет рыхлая и в нее легко и глубоко можно воткнуть копье, тем самым беспокоить и вредить покойному. А так фактически он находится под твердым(нетронутым) слоем земли в который глубоко ничего не получится воткнуть. (Нашел в сети : «Обряд захоронения у казахов» ссылку дам позже - они , фактически копают такие же могилы )
Первые три дня после похорон сыновья и родные (3-5 человек), каждый вечер ходят к могиле покойного и зажигают у изголовья костер и ждут пока он погаснет. Говорят , что это делается, чтобы отпугнуть диких животных, которые могут разворошить рыхлую землю.


Сообщение отредактировал байдар - Среда, 17.08.2011, 15:26
 
байдарДата: Четверг, 18.08.2011, 08:47 | Сообщение # 296
Полковник
Группа: Доверенные
Сообщений: 422
Статус: Offline
...продолжение

в день похорон , с утра собираются женщины и в палатке начинают оплакивать покойного , часть женщин из рода занимаются приготовлением поминального стола , опытные мужчины на дровах в больших кастрюлях отваривают мясо забитого бычка. Выносят покойного около 12.30, в этот день на кладбище разрешено следовать только мужчинам.
Пока мужчины хоронят, женщины садятся за обеденный стол и к возвращению с кладбища мужчин , в палатке заново накрываются накрываются столы. К столу подается отварное мясо с луком, помидоры огурцы, сыр , чай и т.д. К моменту завершения еды , один из сыновей покойного вместе с одним из представителей рода располагаются у выхода из двора. Мужчины выходящие после обеда , из палатки подходять к выходу выражают соболезнование сыну и стоящему рядом с ним родичу. В этот момент они обращаясь к сыну произносять такие слова : "Башын вар олсун!" (дословно переводится как "Да возвысится твоя голова!") или "Аллах ряхмет еллесин" (Да упокоит Аллах душу покойного), первое из этих выражений говорят чаще и оно вообще не употребляется в Баку.
На третий, седьмой день и каждый четверг до сорока дней после похорон , дома собираются только родные покойного , а также приглашаются люди учавствовшие в рытье могилы и мулла. В эти дни также накрывается небольшой поминальный стол. На сороковой день также приходит столько же народу как и в день похорон и ведутся те же приготовления как и в день похорон - ставится палатка и накрываются обеденные столы. До сорока дней сыновья покойного по возможностям устанавливают надгробную плиту.
Дальше отмечают 52-ой день, считается что в этот день тело отделяется от костей, в этот день собираются только родные и близкие , возможно мулла и те кто участвовал в рытье могилы - скорей всего этот обычай тоже из ряда не мусульманских.


Сообщение отредактировал байдар - Четверг, 18.08.2011, 08:57
 
bayda-siteДата: Суббота, 20.08.2011, 23:47 | Сообщение # 297
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 672
Статус: Offline
Quote (байдар)
Обряд захоронения у жителей селения Байдар в Грузии

Приветствую вас, байдар.
Очень интересно описано.
Вы правильно заинтересовались обрядом погребения. Этот ритуал - самый консервативный, очень медленно меняется со временем.
Я вижу, что, описанный вами ритуал погребения, в основном, соответствует мусульманской традиции. Хотя есть и отличия...
Погребальный обряд в Исламе подробно описан здесь - http://www.al-azan.ru/namaz.php

Порядок выкапывания могилы

В первую очередь вырывается яма длиной 200 см, шириной около 75 см и глубиной 130 см. После этого в ней вырывается боковое углубление, называемое ляхад. В последствии в него будет уложено тело. Высота ляхада должна быть примерно 55 см. Его ширина 50 см, из них 25 см – внутри, а 25 см – снаружи. Приведенные размеры приблизительные, т.е. если хоронят взрослого мужчину, то эти размеры нужно увеличить, а если – ребенка, то уменьшить (см. рис. 4)



В зависимости от размеров тела умершего в могиле могут пребывать 2 или 3 человек, которые будут его принимать. Другие двое (трое, четверо), находящиеся на земле, опускают усопшего в могилу. Этим людям желательно сказать:
БИ-СМИ-ЛЛАХИ ВА ‘АЛЯ СУННАТИ РАСУЛИ-ЛЛЯХИ (С именем Аллаха и сообразно Сунне Посланника Аллаха)
Приняв тело, его укладывают в ляхад. Умерший должен лежать на правом боку, а голова его направлена к Кибле. Для этого под голову подкладывают немного земли и подпирают спину камнями. Далее на теле умершего развязывают повязки, при этом запрещено раскрывать его лицо.
Ляхад закрывают плитами из необожженной глины. Их необходимо закрепить на месте (если нужно, то и при помощи земли), чтобы они не упали на тело после того, как могила будет закопана. Закрыв ляхад, все люди зарывают могилу (см. фото 1)



Согласно Сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, запрещено возвышать могилы над землей больше, чем на шибр (примерно 15-20см.). На могилу устанавливаются 2 камня, либо 2 необожженных кирпича: на уровне головы и ног. После этого желательно покрыть могилу щебнем и побрызгать ее водой, чтобы мелкие камушки слиплись с землей. Недопустимым является возвышать и украшать надгробные плиты, и является запретным (харам) устанавливать фотографии или бюст
Прикрепления: 1982279.gif (26.1 Kb) · 5003678.gif (62.3 Kb)
 
байдарДата: Вторник, 13.09.2011, 18:14 | Сообщение # 298
Полковник
Группа: Доверенные
Сообщений: 422
Статус: Offline
Quote (bayda-site)
Я вижу, что, описанный вами ритуал погребения, в основном, соответствует мусульманской традиции.

Похоже действительно чисто по мусульмански , только вместо глиненных плит используются деревянные доски такой же толщины.
 
байдарДата: Вторник, 13.09.2011, 18:24 | Сообщение # 299
Полковник
Группа: Доверенные
Сообщений: 422
Статус: Offline
Несколько старых фоток Байдаров:


Слева Нанаханум - старшая сестра моего отца , справа ее дочь


Слева мой отец Алы со своим братом Вели


Сестра моего отца - Балаханум


Гариб -Старший брат моего отца и Лала -самая младшая сестра , только она ныне жива
Прикрепления: 0864566.jpg (122.0 Kb) · 9555430.jpg (187.5 Kb) · 4874357.jpg (119.2 Kb) · 1418441.jpg (144.4 Kb)


Сообщение отредактировал байдар - Вторник, 13.09.2011, 18:25
 
байдарДата: Вторник, 13.09.2011, 18:45 | Сообщение # 300
Полковник
Группа: Доверенные
Сообщений: 422
Статус: Offline

Дом в котором расположена местая мечеть , во времена большивиков там сделали зерновой склад.


Подобные дома нынче строят Байдары


а раньше свои хибары строили из таких камней, руина этих камней когда-то служила основой жилья моего деда


Так варят мясо во время различных торжеств и трауров. Эти люди развели костер на нашем родовом участке именно в том месте где когда-то была хибара моего деда.


В такой медной ёмкости , женщины приносят воду с родника, сейчас на смену пришли алюминевые аналоги и современные емкости


Хоть сейчас в местном магазине и продается фабричный хлеб , но до сих пор женщины пекут хлеб в таких печах и он очень вкусный и долго храниться


Не знаю как эта штука называется, ею достают хлеб из печи


Эта старинная мини мельница, с её помощью моя бабушка перемалывала зёрна кукурузы, потом полученную муку , варили в молоке или воде и эта еда помогла моим родным пережить голодный период войны 1941-1945 гг.
Прикрепления: 9672553.jpg (211.4 Kb) · 7114716.jpg (243.8 Kb) · 7843403.jpg (311.7 Kb) · 6078988.jpg (347.3 Kb) · 1128607.jpg (254.8 Kb) · 5685639.jpg (241.4 Kb) · 9106287.jpg (274.0 Kb) · 5650156.jpg (146.9 Kb)


Сообщение отредактировал байдар - Вторник, 13.09.2011, 19:05
 
Поиск:

Copyright BAYDA-SITE © 2008-2024

Rambler's Top100