BAYDA
Family site
Суббота, 23.09.2017, 16:42


                                                                 Фамильный сайт Байда
                                                                                                                                         Статьи

Приветствую Вас Гость | RSS
Категории каталога
Всё о фамилии Байда [52]
Происхождение, история, люди и многое-многое другое
Я - Байдак. А я - Байдала... [4]
Все о родственных фамилиях: люди, история, генеалогия...
Байда-Вишневецкий [8]
Происхождение и значение фамилий и имен [46]
Генеалогия [7]
Мировоззрение [10]
Характерники [5]
Этимология [11]
Значение и происхождение слов и выражений
История [37]
История казачества [22]
ДНК. Генетика [8]
Краеведение [4]
Наше творчество [4]
Интересное [13]
Разное [1]
Все, что не вошло в другие разделы
Do we live in the Matrix? No, it's even cooler ... [8]
Section is an illusion, maya, the Indian-Maya, the simulation, etc.

Меню сайта

Наш опрос
Знаете ли Вы свою родословную, хотя бы до прадеда, включительно?

Всего ответов: 1475

Главная » Статьи » История


Кто такие черкесы? Будаев Н. Часть 2.

     Тюркизмы в русском и украинском языках образуют многочисленный пласт, но казацкие говоры наиболее насыщены тюркизмами, особенно в военной терминологии: «атаман, кошевой, казак, караул, бунчук, есаул, хорунжий, майдан, шашка и т. д.». Как видно из всех перечисленных фактов, слова ко-са, косахи, кошаки, косаки, кайсаки, касоги, козары, хагасы, казахи, козаки связаны с этнонимами тюрков. Слова казак и черкес - синонимы и имеют общее тюркское происхождение.

Казак - воин (удальцы, разбойники, вольные люди, тюрки).

Черук - воин (тюрк.), черукас, янги чери - новые воины, сокращенно янычар, черкес, чери кес - дружинник, военный человек.

Существенным дополнением к сказанному являются сведения Махмуда Кашгарского XI в.: «Черуки – одно из 22 описываемых тюркских племён».

От слова казак в карачаево-балкарском языке образовано слово «война», как и в русском от слова воин. Воин – война, къазакъ - къазауат (къазагъат) с последующим переходом «гъ» в «у» (гъ – в – у).

Къазыкъ – пограничный столб.

Къазмак - скитаться, бродить, кочевать (тюрк)

Къазак - этническое самоназвание казахов.

Къазакъ - именование казахов всеми тюркскими народами.

Къазакъ - личное и родовое имя у карачаевцев, балкарцев, татар, кумыков и ногайцев.

Казак, казах - топонимы, широко встречающиеся на территории Юга России, Казахстана, Азербайджана и Киргизии.

По пункту 9. В Крыму действительно часто встречаются топонимы со словами черкес, кабарта. Но это не связано с проживанием там адыгов. По мнению известного исследователя истории Крыма А. А. Якобсона, предположение о том, что ряд топонимических названий в Крыму (Черкес-эли, Черкес-кермен, Черкес-тобай, Кабарта и т. д.) связаны с проживанием там кабардинцев, не подтверждается, ни письменным, ни эпиграфическими памятниками. Тем более что слово «черкес» некогда имело в Крыму не только нарицательное, но и собственное значение, т. е. часто как фамилия, прозвище, имя («Раннесредневековые поселения Крыма» МИА стр. 481).

А. М. Байрамкулов пишет: «Никаких исторических документов о пребывании адыгов в Крыму не обнаружено. Никто пока не обнаружил в Крыму исторических или современных адыгских топонимов». Еще П. Кеппен показал, что этноним черкес в Крыму не имеет отношения к современным адыгам. Вот что писал об этом вышеупомянутый знаток географии и истории Крыма В. Кандараки: «Академик Кеппен, узнав, что в Крыму бессчетное множество селений, гор, холмов и другого рода мест именуется черкесами, справедливо заметил, что если бы считать их за поселения, основанные черкесами, адыгами, то пришлось бы думать, что вся страна занималась ими» (Кандараки ч. 1, стр. 121) (ук. раб. стр. 196).

Этнотопонимы Черкас, Черкес, Шеркес зафиксированы и встречаются от Украины до Северо-Восточного Казахстана, Южного Туркменистана и до верхней части Среднего Урала. Только в «Алфавитном списке предприятий связи СССР без указаний направления почты» пишет А. М. Байрамкулов, таких топонимов мы обнаружили 28. (ук. раб. стр. 135). Ареал распространения этнонима черкес строго локализуется в местах проживания тюркских племен, во многих из них в данный момент живут тюрки.

В этом плане интересны сведения Д. К. Кантемира: «У черкасов, которые разделены на колонии, имеются пять провинций, главными городами в которых являются Изиум, Харковия, Охтырка, Рыбинск, Сумы и Чугуев». Как видите, из 6 городов черкасов-казаков пять имеют тюркские названия. Это отметил Дж. Коков: «некоторые наименования возникшие на Кавказе по характеру местности, перейдя на север, стали обозначать географические объекты независимо от их особенностей». Единственно автор, по всей видимости, забыл указать, что эти перекочевавшие топонимы с Кавказа тюркские. Об этом свидетельствует А. С. Стрижак: «…один из районов города Черкассы и поныне называется Бештау («пять гор» тюркс.)» («Ученые записки» т. 23 стр. 310). По данным В. Ф. Горленко, одно из наиболее древних поместий г. Черкассы называется Казбет (казбет ногай - сохранившийся этноним ногайцев).

Следует обратить внимание на одну существенную деталь, село Черкасивка в Коменец-Подольской области и рядом село Карачиевцы, Черкасивка в Полтавской области, там же хутор Карачай. В этой связи следует подчеркнуть существование армянской общины Каменец-Подольска, которая разговаривала на западно-кипчакском диалекте тюркского языка, на котором разговаривают карачаевцы, балкарцы, кумыки, крымские татары и ногайцы. Логично еще раз задать вопрос - какой национальности были черкасы?

Вкратце требует пояснения утвердившее мнение о происхождении армянской общины в Каменец-Подольске. Считается, что часть армян в X-XII вв., спасаясь от турков-сельджуков, бежала в половецкие степи и образовала свою колонию. Такую трактовку нельзя считать убедительной.

В «Истории албан» Моисея Утийского сказано: «Правителем Армении Бабиком была выделена земля в области Сюник, предводителям тюрков Гору и Газану». В разное время в Закавказье приглашались наемники из савир, хазар, алан (в хрониках гуннов). Это отмечает Б. Р. Лагашов в работе «Тюркские топонимы на северо-востоке Ирана»: «Размещение тюркских народов в Закавказье связано не только с исторически сложившимися условиями их миграции в Иран X-XII вв., но и государственной политикой многих правителей, которые укрепляли свою власть, создавая заслон воинственными племенами тюрков». (Этническая ономастика 1984 г.).

Таким образом, возникает несколько вопросов:Во-первых, чем половцы были добрее сельджуков? Во-вторых, почему бежала только небольшая часть, причем в дикие половецкие степи, земли «незнаемые» даже для русских? В-третьих, если даже предположить, что армяне забыли свой язык и перешли на тюркскую речь, трудно поверить, что одни из первых христиан называли бы Господа Бога древнетюркским именем «Тенгри-хан».

Вероятнее всего, Каменец-Подольская община - это часть военных поселенцев-тюрков, принявших христианство в Закавказье, которые после столкновения с турками-сельджуками вернулась в родные степи. Это объясняет близость языка Каменец-Подольских документов, и языка карачаево-балкарцев, кумыков, ногайцев и крымских татар.

С. Х. Хатхо пишет, что мамлюки-каранисы - это опытные воины-ветераны. Но этимология самого слова не выяснена. Обратимся к орфографии арабского языка (как мы отмечали выше, буква «ч» заменяется в различных вариантах буквами «дж», «ш» и «с»). В средневековых тюркских государствах существовало военно-административное сословие карачи-беки, которое пополнялось из опытных воинов-ветеранов и приравнивалось к дворянскому сословию. Карачи-беки были в Крымском ханстве, Шемхальстве Тарковском, в Ногайской Орде. В переводе с тюркского слово означает «опытные наставники смотрители, или наблюдатели», карачи - синоним слова «бек».

Употребление термина «ал-къаум» по отношению к мамлюкам имеет свои параллели в языке балкарцев и карачаевцев «Ал къаум, бир къаум, къаум адам», слово «ал» означает передний, головной, первый (КБС, стр. 46), къаум - группа людей, некоторые люди, община людей (там же, стр. 403). Как мы видим, слово ал-каум в карачаево-балкарском языке раскрывает смысловое значение термина: головная группа (костяк) людей в отношении воинов мамлюков.

Что же касается эмира Алана Караджа, считаю нужным еще раз напомнить: слово алан из всех народов Северного Кавказа встречается только у карачаевцев и балкарцев. Алан - обращение к соплеменнику. Русские летописи кавказских аланов называли ясами и считали их тюркоязычным народом. В этой связи существует беспрецедентный случай: осетины, которые себя считают аланами (хотя слово «асагаллон» на их языке означает чужой), называют карачаевцев и балкарцев асами, а страну Асией, то есть Аланией. Этнонимом алан называют карачаевцев и балкарцев менгрелы и сваны Грузии, ногайцы. Кумыков некоторые народы Дагестана называют терскими аланами, диркъалан - даргинцы. Очень интересно, что имя алан в мамлюкских хрониках встречается вкупе с этнонимом Карача (карачаевец): Алан Карача. Считаю, что назначение Алана Караджа послом в Турцию было основано в первую очередь исходя из его тюркского происхождения и знания языка. По мнению исследователей Северной Осетии, в частности А. А. Цуциева, аланское происхождение стало одним из наиболее используемых интегрирующих мифов, неважно, насколько реально осетины являются потомками алан, какова мера языковой преемственности, соотношение с северо-кавказским субстратом. («Некоторые предпосылки и факторы осетино-ингушского конфликта» / Северная Осетия. Этнополитические процессы М. 1995 г. стр. 45).

Напомним, что кумыс – напиток, изготовляемый исключительно тюрко-монгольскими народами. Употребление и изготовление мамлюками кумыса, бозы, айрана лишний раз подтверждает их тюркское происхождение. Как известно, пища является довольно консервативным элементом, поэтому стоит напомнить об употреблении мамлюками конины, что характерно для тюрков. Связующим звеном является и тактика ведения мамлюками войны, десятичное деление войска; употребления тюркских чинов (атабек, атахан, карачи); вооружение всадников; походные юрты-мечети, однозначно подтверждают свое происхождение.

Нет основания считать, что арабы путали термин тюрк и черкес - ведь именно арабы создали один из первых арабо-кипчакских словарей. К тому же Египет и Сирия не единственные государства, в которых правили мамлюки. Как известно, основным показателем для идентификации народа является язык. Если первые словари были созданы в период династии бахритов, чем объяснить создание тюрко-арабских словарей в бурджитский период? Почему они не создали адыго-арабские словари? До сегодняшнего дня истории неизвестны ни арабо-грузинские, ни адыго-арабские словари мамлюков. «Несведущие» арабы создали три словаря мамлюко-тюркского языка: «Китабу булгат ал-муштак фи лугат ат-турк Вал-кифчак; Китаб ал-идрак лисан ал-атрак; Эт-тухват-уз-закия фил-лугат-ит туркия».

По словам И. Ю. Крачковского, арабы «дали полное описание всех стран от Испании до устья Инда с обстоятельным перечнем населенных пунктов, с характеристикой культурных растений, мест нахождения полезных ископаемых. Их интересовали не только географические или климатические условия, но в той же мере и быт, промышленность, культура, язык, религиозные учения». (И. Мизиев, «История рядом», стр. 112).

Благодаря арбским ученым, которые перевели труды греческих авторов на арабский язык, они уцелели от костров инквизиции. Познания арабов в языкознании в эпоху средневековья удивительны, созданные ими классические словари тюркского, монгольского и персидского языков - это бесценный вклад в науку. Как мы видим, не арабы путались в определении национальности мамлюков, а современные историки в стремлении выдать желаемое за действительное, путают черкесов-тюрков с адыгами. В принципе арабам была безразлична национальность мамлюков, от них требовалось одно - защищать ислам от врагов. Но то, что при выборе воинов они всегда предпочитали представителей тюркского этноса, подробно объясняют сами арабы (М. Асадов).

Нет ничего странного в том, что арабские хронисты называли армян, аланов, грузин, кипчаков, черкесов, монгол, русских и греков тюрками, поскольку армии этих стран состояли из тюрков. В плен попадали чаще воины, для черной работы они не годились, а цены на них были высокими. Перевалочным пунктом являлась набожная Византия, крупнейший центр работорговли в средневековье, а уже дальше невольники поступали на рынки Востока. Упомянутые выше аланы и черкесы не первый раз фигурируют, как тюрки. Вот что пишет Абу-л-Фида: «Аланы - суть тюрки, которые приняли христианство. Они в большом количестве обосновались в этой стране, так же к Западу от Ворот (Дербента)». Мы ранее приводили примеры якобы армянской колонии Каменец-Подольска, гвардии хана Атрака в Грузии, Черных клобуков Руси, войск хазар в Византии и т. д. С кипчаками и аланами все ясно - это тюрки.

В главе «Личные имена мамлюков» мы приводили пример: мамлюк Ибн Тангри Берди считается греком. Возможно ли подобное - представитель одного из первых христианских народов носил языческое имя Тангри Берди (данный богом Тейри, Тангри). Если даже допустить, что арабы, возможно, где-то напутали, как объяснить богатое литературное наследие мамлюков оставленное на тюркском языке в бахритский и бурджитский периоды и полное отсутствие текстов на других языках? По всей видимости, такие же сомнения появились у известного исследователя династий Востока К. Э. Босворта: «В рамках независимого правления мамлюков, длившегося два с половиной столетия несколько искусственно различают две линии султанов-Бахри и Бурджи» (ук. раб. с. 101). Но что значит искусственно? В дальнейшем автор уточняет: «Бахриты-тюрки, тогда как Бурджиты в основном были черкесы с Кавказа. Среди Бахритов в общем преобладал семейный принцип власти, а среди Буруджитов «нечто вроде древнетюркской системы сеньората», а согласно логике должно было быть все наоборот, но черкесы-буруджиты - тюрки, чего не знал Босфорт.

Архитектурным памятникам, оставленным мамлюками Египта, посвящена отдельная глава (см. выше). Влияние стиля сказалось в монументальном строительстве Востока, которое зародилось на просторах Средней Азии. Опять возникает вопрос. Если считать, что мамлюки-бурджиты - адыги, чем объяснить полное отсутствие архитектурных памятников на их исторической родине?

Свидетельство о бытовании среди мамлюков аталычества, атабекства очевидно. Аталык, атабек - во всех тюркских языках «воспитатель», что само по себе доказывает, откуда пришел данный обычай. М. Будай считает: «У адыгов воспитатель назывался «Аталык», за неимением в лексике адыгских племен понятия «воспитатель». (ук. р. ст. 32)

На каком языке черкесы султана Барсбия общались с туркменами малоазийского княжества Эрегли?

Если последний султан Кансух ал-Гури был адыгом, с какой целью он приказал Татар Али Эфендию перевести поэму Фирдоуси на мамлюко-половецкий язык? (Кстати, сам Фирдоуси посвятил ее мамлюкскому султану тюркской династии Махмуду Газневи).

Следует особо отметить - все имеющиеся исторические сведения о мамлюках ведут нас на юг России и Среднюю Азию. Факты истории, выстроенные в строгом порядке, не требуют доказательств, их нужно констатировать. Возможно допустить, что арабы могли ошибаться, (что маловероятно), но как быть с историческими хрониками Грузии, Персии, Византии и Руси? Столь массовых заблуждений не бывает. Очевидно и другое. Нельзя из одной крайности бросаться в другую, поскольку действительно в армиях мамлюков были представители многих народов. Но это были отдельные случаи. Сложность и запутанность проблемы заключается в каноническом представлении этнонима черкес. В истории крайне сложно освободится от стереотипов и обросших мхом гипотез. Исследуя конкретно тему, мы пришли к выводу о логической связи между этнонимами: коса, косоги, кашаки, касахи, кайсаки, казары, казахи, казаки, керкесы (киргизы), черкесы Запорожья, черкесы Кавказа, шеркесы Казахстана, черкеш-татары, черкаские казаки тюркского происхождения, шеркесы казахи, черкесы Кавказа, шаркасы, джаркази Египта. Мамлюки разговаривали на тюркском языке западно-кипчакской группы, имели тюркские имена. Черкесы Грузии - это кипчаки. Бурджиты Египта - Бурджоглу, Бурчевичи - одно из подразделений половцев (кипчаков). К сказанному следует добавить, что балкарцы и карачаевцы кабардинцев называют так же - черкесами. Обратите внимание кабарды – тюрки – кабардинцы - адыги, шеркесы – тюрки – черкесы - адыги, черкесы - киргизы, черкеши - татары.

Мы вправе поставить вопрос несколько иначе. Возникновение этнонимов имеет множество вариантов. Так, например, современные македонцы не имеют ничего общего с греко-македонским государством античности, как и татары Поволжья (болгары Б. Н.) с татарами Чингизхана в Монголии. Если в первом случае славян называли македонцами по местности, то болгар Поволжья из-за общего языка с пришельцами. Болгары хана Аспаруха, будучи в меньшинстве, представляли армию и аристократию. Утратив язык, они сохранили этноним. Осетины также ничего не имеют общего с тюркоязычными племенами алан и асов (ясов). Существуют случаи, когда этноним исчезает, а затем через века вновь появляется. Древние тюрки и спустя несколько веков - турки-сельджуки появляются на арене истории воскресив былую славу. Известно, что викинги (варяги) составляли элиту древнерусского государства. Это послужило образованию этнонима русский. Поскольку о народе судят по его феодальной верхушке.

Вернемся теперь к этнониму черкес. В разные исторические периоды русские называли этим именем чуть ли не все народы Северного Кавказа и Украины. На самом деле ни один из этих народов не имеет такого самоназвания. В данном случае исключением являются западные казахи младшего жуза и алабугские татары, которые считают себя потомками половцев-чиркасов, и с этим надо считаться. Слово казак и черкес синонимы, имеют тюркское происхождение. Ареал распространения топонимов, связанных с ними, локализуется в местах проживания тюркских племен (Украина, Юг России, Татарстан, Казахстан, Туркмения, Чувашия, Башкортостан). Известно, что стерильных наций не существует, вопрос в том, какую роль сыграли пришельцы или наоборот, аборигены. В этом плане мы вкратце коснемся истории кабардинцев.

В науке существует утвердившееся мнение: приход предков кабардинцев на нынешнюю территорию с низовий Кубани и Черного моря, состоялся после походов среднеазиатского завоевателя Тимура, т. е. в XV веке. Вобщем это не имеет значения - все народы когда-то откуда-то пришли, важно другое. Л. Г. Гулиева исследовала гидронимы нижнего течения Кубани и Таманского полуострова и составила морфологический анализ тюркских гидронимов Кубани («Советская тюркология» 1976. № 2, стр. 52). Исследование показало, что большинство названий водных объектов имеют тюркские основы. Нет надобности приводить полный перечень гидронимов, важно отметить существование идентичных названий объектов в Карачае и Балкарии: Чирикколь - Чирюкол, Кызыл - Кызыл, Балыклы - Балыксу, Карасу - Карасу, Ташлытала - Ташлыкол и т. д.; любопытно, что там есть река Карачай.

Тюрки и адыги контактировали на протяжении веков и, безусловно, это отразилось на их языке и культуре. Однако наличие такого числа общих слов, как отметил Б. Х. Мусукаев, в языке карачаево-балкарцев и кабардинцев одними языковыми явлениями, приведшими к структурным изменениям, внутриязыковому развитию, не объяснишь (ук. раб. стр. 5).

Трудно объяснить и другое: почему народ, пришедший с побережья Черного моря, не имеет в основном словарном фонде своего языка слов «море» и «озеро» и пользуется тюркскими словами «Кара тенджиз» (кара тенгиз), гуэл (гел, кел). Следует обратить внимание: у эскимосов более 20 названий, обозначающих понятие «снег», тогда как у многих народов, живущих на экваторе, нет ни одного. Эту взаимосвязь отметил русский лингвист И. И. Срезневский: «Каждое слово есть представитель понятия, бывшего в народе: что было выражено словом, то было и в жизни; чего не было в жизни, для того не было и слова. Каждое слово для историка есть свидетель, памятник, факт жизни народа, тем более важный, чем важнее понятие, им выражаемое». («Балкаро-кабардинские языковые связи» Б. Х. Мусукаев, стр. 28). В исследованиях Х. Яхтанигова и С. Н. Бейтуганова отмечено, что предки многих кабардинских фамилий были выходцами из Карачая, Балкарии, Кумыкии, Ногая и Крыма. Мы не включаем в этот реестр переписавших свою национальность в 1944 г., в момент выселения балкарцев в Среднюю Азию и Казахстан.

Тюркское влияние на народы Кавказа в области языка и культуры началось еще в глубокой древности. Один из первых, кто обратил внимание на это явление, был доктор Мордман: «известно, что армяне относятся к индоевропейским народам, но их язык подвергся сильному влиянию туранского языка. Здесь я имею ввиду не турецкие слова, а тюркские элементы в письменном языке V-VII веков, вошедшие в него, когда еще никто не слышал о сельджуках, османах и других». В грузинских летописях мы находим подтверждение этому: «После захвата восточной Грузии и Тифлиса хазаро-болгарскими племенами в 628 году, в Грузии начали говорить на гуннском языке.». Как известно, на протяжении многих веков тюркский этнический массив на Северном Кавказе был одним из многочисленных и могущественных племенных объединений - до распада Золотой Орды. В предыдущей главе мы приводили примеры, когда народы меняли свои названия. Гораздо более устойчивым показателем этноса является образ жизни, хозяйственный уклад, пища и т. д.

«Существует множество примеров превращения кочевников в оседлое и полуоседлое население, а вот обратное развитие - явление достаточно феноменальное, вряд ли это можно обосновать». (И. М. Мизиев, стр. 26).

В академической истории не зафиксированы обратные скачки. Для наглядности приведем несколько примеров, описывающих быт западных адыгов и кабардинцев.

Эвлия Челеби, описывая жилище западных адыгов (адыгейцев) в Причерноморье, характеризует их как прочные дома в густых лесах, обнесенные крепким тыном с башнями по углам. Об этом можно судить на основании статейных списков русских послов. (В. П. Кобычев, ук. раб. стр. 10) Совсем противоположное мнение сложилось у ряда ученых, посетивших регион Северного Кавказа во второй половине XVIII века. Паллас сообщает о кабардинцах, что они кочуют при своих набегах в маленьких хижинах из войлока, служащих им палатками. И в самом деле, отмечает В. Кобычев, «археологи знают множество кабардинских захоронений, относящихся к XVI-XVII вв., но не могут указать ни на одно синхронное им поселение». Французский консул в Крыму М. Пейсонель, хорошо знакомый с положением дел на Кавказе, писал: «Черкесы живут приблизительно так же, как и ногайцы: у них нет ни городов, ни постоянных жилищ». Эту точку зрения полностью разделяет Жан де Люк, который не различал образ жизни перекопских татар и черкесов. И. П. Дельпоццо пишет: «До сих пор они (кабардинцы) имеют привычку или обыкновение переменять свое жилище по своему произволу с одного места на другое». Подобные сведения о подвижности и непостоянстве кабардинских селений отмечено А. Миллером, Л. И. Лавровым, Ю. Клапротом, Е. С. Зевакиным. По словам старожилов, село Заюково 30 раз меняло свое местоположение. (Все эти данные приведены из работы В. П. Кобычева «Поселения и жилища народов Северного Кавказа в XIX-XX вв.»)

Наиболее точной исторической наукой считается археология. Вероятно, требует объяснения сам факт перехода кабардинцев к курганным захоронениям, поскольку курганы являются атрибутом кочевников Евразии и не свойственны другим народам Кавказа. Причем даже тюрки сохраняют свои обряд курганных захоронений только будучи в составе большой массы родственных им народов. В отличие от западных адыгов, кабардинцы в основном занимались скотоводством и разведением лошадей и вели полукочевой образ жизни. Суммируя эти факты, совершенно очевидно, что в этногенезе кабардинцев приняло участие тюркское племя черкесов (западные казахи).

Сделаем выводы, из которых наша точка зрения станет абсолютно ясной и изложенные факты, могут выстроиться в цепь, удовлетворяющую всем требованиям логики:

Мнение о том, что династия Бурджитов в мамлюкском Египте была по происхождению адыгской, ошибочна, поскольку основано только на том, что бурджитов назвали черкесами, кавказцами. Примечательно, что придворный летописец мамлюков, которого С. Хатхо легкомысленно обвиняет в невежестве, писал: «Черкесы - это тюрки» .

Приведенные выше факты красноречиво свидетельствуют о том, что черкесы - это одно из крупнейших тюркских (западно-казахских) племен, сыгравшее большую роль в средневековой истории южных регионов России и Украины.

Причины того, что позднейших адыгов стали называть черкесами, заключаются в том, что они, в определенный период (достаточно рано, поскольку уже на карте Константина Багрянородного (X в.) побережья Черного моря обозначено как Касахия), подчинили часть адыгов, стали их знатью и увлекли их на восток, после похода Тимура на Кавказ, (1395 г.) а именно - к Прикаспию, где и сейчас обитают казахи-черкесы Младшего жуза.

В результате кабардинцы оторвались от основного массива адыгов, а их язык и культура оказались в высшей степени пропитаны элементами языка и культуры тюрков (казахов-черкесов). Не случайно, что и родоначальник кабардинских князей носил тюркское имя и титул - Инал-тегин, как и другой известный деятель - Темрюк (от тюркского «темир окъ» - «железная стрела» или «железный», где «укъ» - распространенный имяобразующий суффикс).

Следует добавить, между прочим, что в тюркских языках термин «окъ» имеет несколько значений:

  1. стрела, пуля;
  2. наследник, сын;
  3. род, племя;

Поэтому соединенные стрелы в гербе кабардинцев означали просто «соединение племен» - по тюркски къос-окъ (косоги); иными словами, это унаследовано кабардинцами-адыгами от их тюркоязычных предков (казахов-косогов-черкесов), как и многое другое, например, обычай козлодрания (у карачаево-балкарцев его нет), захоронения в колодах с саблей, в курганах и т. д.

Ни арабы, ни грузины, ни генуэзцы не могли перепутать тюрков с адыгами, слишком различны их языки, нравы, культура, образ жизни и т. п. Предками адыгов, передававшими им язык, вероятнее всего, были зихи.

В генеалогии кабардинских князей почти до XVII в. не встречаются адыгские имена, а сплошь тюркские. Вероятно, долгое время черкесы-тюрки, составляя правящее сословие у кабардинцев-адыгов, не смешивались с ними в той степени, которая позволяла бы говорить об ассимиляции (ср. имена дочерей Темрюка - Алтынчач, Малхурун, Гошаней (от гоша - тюркская «княжна»), оставаясь достаточно чуждыми основной массе. В XVIII в. эта знатная прослойка большей частью была истреблена.

Судьба остальных черкесов оказалась иной. Они положили начало запорожским казакам, влились в состав формирующихся из остатков хазар донских казаков; а другая часть оказалась в Египте, вместе со своими соплеменниками - кипчаками, чтобы оставить яркий след в истории под именем мамлюков. Как мы уже упоминали, в северо-западном Казахстане живут казахи-черкесы, а в Калмыкии и Астраханской обл. татары-черкеши.



Источник: http://buday.narod.ru/gl6.htm
Категория: История | Добавил: bayda-site (23.09.2009) | Автор: Будаев Н.
Просмотров: 3026 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 4.2/5 |
Всего комментариев: 5
1  
Спасибо!

2  
такого я еще нигде не читал!!!
надо же как надо включить фантазию чтобы такое написать!!!
спасибо за статью, всё прочитал и мне это подняло настроение biggrin
очень долго смеялся, и кто то же это придумывает и сам верит со всей серьезностью.
мало того, вводит других в заблуждение.
автору---побольше таких публикаций пожалуйста biggrin
весело же

3  
Если критикуете, делайте это предметно, указывая с чем конкретно не согласны. Тогда это будет корректный комментарий

4  
Чепуху не критикуют, над ней смеются и правильно делают biggrin . Ну а если этот автор будет и дальше так blahblah , то скоро он нас оповестит о том, что все народы мира произошли от карачаев и балкарцев lol

5  
Большое спасибо! Моя прабабушка была черкешенкой.И поэтому я неспроста заинтересован информацией о черкесах(адыгах).А прадед(её муж) был казак.И карие(или чёрные,тёмно карие) глаза в нашем роду появились тогда и до сих пор воспроизводятся по доминантному гену.До прадеда,в родне его братьев,его отца,его дедушки и его прадедушки глаза были светлые(серые или голубые).Хочу побывать у Вас снова.С уважением и благодарностью,А.К.


Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Логин:
Пароль:

Translate to ...


Поиск

Рекомендуем


Статистика
Locations of visitors to this page
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright BAYDA-SITE © 2008-2017

Rambler's Top100