BAYDA
Family site
Суббота, 22.07.2017, 20:30


ФОРУМ                                                        
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

Страница 18 из 22«1216171819202122»
Форум » Все о фамилии Байда » Родственные фамилии (Байденко, Байдин, Байдов, Байдар, Байдак, Байдук и т.д.) » Происхождение тюркского рода Байдар (Baydar) (Откуда произошел род Байдар?)
Происхождение тюркского рода Байдар (Baydar)
АнатолийДата: Вторник, 12.04.2011, 11:45 | Сообщение # 256
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 113
Статус: Offline
Quote (байдар)
- оно самое. Борчалы - это регион в Грузии , где компактного проживают тюрки.

А мечеть была в селе? Если нет, то известно, где была ближайшая?

 
байдарДата: Вторник, 12.04.2011, 19:00 | Сообщение # 257
Полковник
Группа: Доверенные
Сообщений: 422
Статус: Offline
Quote (Анатолий)
А мечеть была в селе? Если нет, то известно, где была ближайшая?

Мечети в селе не было. Спросил у отца (ему 83), он сказал , что вроде была небольшая церковь, в которой большевики сделали склад для хранения пшеници. Эту инфу надо еще уточнять.

Самая ближайщая мечеть находилась (и находится по ныне) в селении - "ХаджиИсаКянд" (Haçiisəkənd) - это нынешнее название этого села , возможно раньше это село могло называться по другому и мечеть там считается одной из старинных.

 
байдарДата: Вторник, 12.04.2011, 20:30 | Сообщение # 258
Полковник
Группа: Доверенные
Сообщений: 422
Статус: Offline
Baydar! Sen
ŞURƏDDİN MƏMMƏDLİ

B O R Ç A L I T A R İ X kitabı oxumusan ? Orada Baydar sultanlığından cox şey yazılib

Burada oxuymaq ve köçürdmek olar: http://www.turansam.org/kitaplar/BorcaliTarihi.pdf
axtar penceresine "Baydar" sözü daxil et ve "enter" düymesini basmaqla, ardıcılla bütün Baydar sözü olan cümlereli tapacaq

посоветовал Baydaru посмотреть книгу о Борчалах (на азербайджанском)

 
baydarДата: Вторник, 12.04.2011, 23:30 | Сообщение # 259
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 72
Статус: Offline
O kitabı okudum.Ama ama kitabın genelinde Azerbaycancı tarih anlayışı hakim,yani şöyle desem daha doğru olur;ciddi bilimsel otoriteler Azerbaycan tarihini Türkmen tarihi olarak değerlendirir.Hatta Azerbaycanlıların 17.asra kadar ki milli adıda Türkmendir,bazen Türkmenler sözüne karşılık olarak Terakime/Terekeme sözüde kullanılır.O kitapta Abdal ve Baydarları Ak-Hunlara dahil dahil ederken,bir yandanda Baydarları Kıpçaklara dahil ediyor.Ak-Hunlar ile Kıpçaklar farklı zaman dilimlerinde yaşamış halklardır.Baydar,Baydar Sultanlığı hakkında bazı yazılar var fakat,genel olarak Borçalı tarihi hakkında yetersiz.Çünkü eğer bir Borçalı tarihi yazacaksan,bölge halkı ile alakalı olarak bu tarihi Kazaktan başlatman gerekir.Ayrıca Kazakın aslında bir Akkoyunlu obası olduğu gerçeğinide dile getirmek gerekir.Bir Borçalı tarihi yazılacaksa bu Kazak-Karabağ etnik-coğrafik-tarihsel bağlantası üzerinden yazılmalı.

Borçalı-Kazaklıların çoğunun etnik köklerini Karabağ Türkmenlerinden aldığına adım gibi eminim.Sanıldığı üzere bir Kıpçak ağırlığı söz konusu değil.O kadar Kıpçak nasıl bu kadar az iz bırakabilir(eğer o bölgede çoğunluğu yok olmamış yada gitmemişse).Azerbaycan Türkmen çoğunluğu ile Azerbaycan olmuşdur,ama bunu gurur meselesi yapanlar,kısmende Azerbaycancılar bunu kabul etmezler.

Mesela Karakoyunlu ve Akkoyunlu devletlerini kalkıp Türkmenistan Türkmenleri ile ilişkilendirmekde büyük bir hataddır,Karakoyunlu ve Akkoyunlular Doğu-Anadolu ve Azerbaycan Türkmenlerinin kurduğu birlik ve devletlerdir.Ayrıca Doğu-Anadolu Türkmenleri(Türkleri)de Azerbaycan camiasına dahil insanlardır.

Benim için en güzel kaynaklar eski kaynakların orjinal metinlerinin birebir tercümeleri.Bak mesela Reşüddeddin'de Padar/Baydarların Uygurlar içerisinde geçtiği yazılır.Ama ben orjinal metinde, ''Adar'' kelimesini gördüm.Padar/Baydar yok.Ama Berezin diye biri bunu Badar olarak okumuş.Badar kelimesi köklerini Baydardan almıyorsa anlamsızdır,yani öyle bir söz yoktur Türkçe yada Moğolca bir anlam ifade etmez.Badar sözü kavim adı olabilmesi için ya Bağatur/Batır yahut Baydar/Baydur/Baydır'dan bozulmalıdır.Yani kendi kendine oluşmuş bir takım prensipler var.Bunlar aşırı yorumlara izin vermediği halde burada aşırı ve ileri yorumlar yapılmış.

Bak mesela Azerbaycan'da ki Mugal sözünü ''Muq'' adlı var olup olmadığı belli olmayan bir halkla bağlıyorlar.Ne kadar saçma değil mi?Birtakım adamlar Azerbaycan ile Orta-Asya/Türkistan arasındaki bağları unutturmak için elinden geleni yapıyor(bilerek yada bilmeleyerek).

Azerbaycanın Türk vatanı olması için Türklerin orada yaratılmış olması gerekmez.Türkler istediler,kan döktüler,kan verdiler ve aldılar.Artık bizimdir.Bu bu kadar basit.

 
bayda-siteДата: Среда, 13.04.2011, 09:43 | Сообщение # 260
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 670
Статус: Offline
Quote ( байдар)
селение Байдарлы в Кахском районе Азербайджана фактически находится на одной широте , что и селение Байдар в Борчалинском районе Грузии , по прямой расстояние между ними составляет не более 150 км.(они оба находятся в приграничной зоне), а если учесть , что Байдары в Курганской области находятся на границе с Казахстаном, можно предположить , что Байдары охраняли какую либо границу.

Более предметно было бы, если бы можно было указать, в какое время и какую именно границу они охраняли. Эта граница должна была существовать на момент возникновения селений с названием Байдар.

Quote (байдар)
Самая ближайщая мечеть находилась (и находится по ныне) в селении - "ХаджиИсаКянд" (Haçiisəkənd)

А как переводится сейчас название ХаджиИсаКянд? Что-то мне это ИсаКэнд напоминает Искандера... smile

 
байдарДата: Среда, 13.04.2011, 23:04 | Сообщение # 261
Полковник
Группа: Доверенные
Сообщений: 422
Статус: Offline
Quote (bayda-site)
Более предметно было бы, если бы можно было указать, в какое время и какую именно границу они охраняли. Эта граница должна была существовать на момент возникновения селений с названием Байдар.

Крымский топоним "Байдар", точно был на территории "Золотой орды" (Улус Джуши) , а вот Закавказские Байдары могли быть размещены на границе "Золотой орды" с государством Хулагуидов-Ильханидов (тоже монголы). Но вопрос именно в том с чьей стороны и чью границу они охраняли и у тех и у других могли быть свои Байдары? За территорию Азербайджана постояно шла внутре монгольская война , а Грузия имея своих царей попеременно была вассалом то тех , то других.

"Первый поход татар в Азербайджан произошел в 1220 году. Тогда, пройдя через ряд областей Азербайджана, татары встретили огромное сопротивление местного населения. Но они не стали задерживаться здесь и, пройдя через Дербенд, они направились дальше на север.

Здесь они встретились в 1223 году с объединенным войском русских князей и кыпчаков. Войско русских и кыпчаков, превышающее по численности татарское, было разбито в пух и прах. Затем татары удалились в степь.

В 1225 году в Азербайджан вторгается хорезмшах Джалал ад-Дин Мангбурны ибн Мухаммад. Он, потерявший власть в Хорезме, который захватили монголы, отправился на запад – в Иран и Азербайджан, чтобы захватить новые земли и собрать войско для борьбы с войсками Чингиз хана.

Захватив Азербайджан, хорезмшах Джалал ад-Дин ради поддержки местного населения начал восстановительные работы. Он сделал своей столицей город Гянджу. Однако его власть не продержалась долго.

В 1231 году татары совершили второй поход в Азербайджан. В 1235 году Гянджа была завоевана татарами. Население Азербайджана оказывало огромное сопротивление войскам монголов. Однако силы были не равны.

Постепенно все города Азербайджана перешли к татарам. В 1239 году татары захватили самый северный город Азербайджана – Дербенд. С этого времени начинается период правления татар в Азербайджане.

В 1239 – 1256 годах Азербайджаном управляли наместники Верховного Монгольского Хагана. Государство Ширваншахов признало власть Монгольской империи.

В 1253 году Верховный Монгольский Хаган Монгкэ (Мунке) отправил на покорение запада своего брата Хулагу хана. Хулагу хан был внуком Чингиз хана. Огромное татарское войско направилось на покорение ряда независимых государств в Иране, Ираке и Арабистане.

В 1258 году войска Хулагу хана штурмом взяли столицу Аббасидов – Багдад. Правлению последнего Аббасидского халифа ал-Мустасима и 600-летнему Арабскому Халифату был положен конец.

Хулагу хан в 1256 году учредил на новых землях пятый монгольский улус – Улус Хулагу. Этот улус вскоре приобрел независимость и стал Азербайджанско-татарским государством Ильханов (Хулагуидов).

Столицами нового государства становятся азербайджанские города Тебриз и Марага. С установлением здесь власти Ильханов наступил период спокойствия и порядка.

Главным врагом Азербайджанско-татарского государства Ильханов становится государство Гёй Орду (Синяя Орда, в других источниках: Улус Джучи, Дешт-и-Кыпчак, в русских: Золотая Орда), основанное внуком Чингиз хана – Бату Саин ханом (хан Батый).

Ханы Гёй Орду считали, что Чингиз хан обещал Азербайджан Бату хану, следовательно, власть Ильханов здесь незаконна. Ханы Гёй Орду долгое время совершали походы в Азербайджан, но все они были безуспешными.

В 1295 году к власти в государстве Ильханов приходит Газан хан ибн Аргун. Государство было доведено до упадка. Феодалы боролись за власть.

Газан хан решил провести масштабные реформы, чтобы вывести страну из кризиса. Прежде всего, с целью быть ближе к местному населению и опираться на мусульманских феодалов он принимает Ислам и новое имя – Махмуд.

Вскоре вся татарская знать Азербайджана также принимает Ислам. Далее этот тюркский хан проводит ряд реформ: земельную, налоговую, почтовую, денежную. Государство восстанавливает свою былую мощь.

В период правления брата Газан хана – Мухаммада Олджайту власть Ильханов была сильна. Государство процветало.

После Мухаммада Олджайту к власти приходит 12-летний Абу Саид. Он становится марионеткой в руках знати. В период его правления выдвигается эмир Чобан, который постепенно становится фактическим руководителем государства Ильханов. Через некоторое время Абу Саид обеспокоился усилением эмира Чобана.

В 1328 году сторонники Абу Саида убивают эмира Чобана. Убийство эмира Чобана не очень способствовало усилению Абу Саида. Вскоре он был отравлен своей женой.

После убийства Абу Саида Ильханское государство пришло в упадок. Оно распалось на отдельные владения. За короткий срок сменилось несколько ильханов.

К 1338 году государство Ильханов окончательно распалось. К власти в Азербайджане пришли Чобаниды – потомки эмира Чобана. Некоторое время они правили Азербайджаном и другими областями. Однако Чобаниды не смогли создать своего государства. Соседние страны не признавали их истинными правителями.

В 1359 году Азербайджан входит в состав Джалаиридского государства. Это государство подчинило также племя Гара-Гойунлу.

В конце XIV века в Азербайджан совершил походы эмир Теймур (Амир Теймур Бахадур Сахибкирам ибн Торагай, Теймурленг, Тамерлан). Он захватил страну и оставил здесь наместниками своих сыновей.

В это же время сюда вторгается хан Гёй-Орду – Гийас ад-Дин Тохтамыш хан. Эмир Теймур и Тохтамыш хан долгое время боролись за эти земли. Ширваншах Ибрагим Дербенди принял зависимость от Теймура. Эмир Теймур поручил Ибрагиму охранять СЕВЕРНЫЕ ГРАНИЦЫ Азербайджана.

После смерти эмира Теймура власть Тимуридов в Азербайджане ослабла. Через некоторое время здесь появились новые Азербайджанские государства Гара Гойунлу и Аг Гойунлу. Естественно, продолжало существовать и государство Ширваншахов."

http://www.azerbaycanli.org/ru/page119.html

Теперь поди разбири в этом винигрете : кто, кого , куда закинул и что , кто охранял?

Эта карта уже сформировавшегося государства Хулагуидов и Байдары находятся в его крайних северных частях , но тот факт , что Грузия(в том числе и Сельджуки) всего лишь номинально в составе этого государства , не дает точно определить: Кто же разместил Байдар в этой местности.

Quote (bayda-site)
А как переводится сейчас название ХаджиИсаКянд? Что-то мне это ИсаКэнд напоминает Искандера.

Хаджиисакянд=Хаджи+Иса+Кянд

Хаджи - почётный титул мусульманина, совершившего паломничество в Мекку (хаджж)

Иса - мусульманский вариант имени Иисус

кянд - селение/деревня, местность, нас.пунк

Что примечательно эта деревня/кəнд так везде и пишется "Хаджиисякянд кянд" (...город город smile )

p.s. мышь испортилась-трудно без неё, поэтому еще кое-какие наблюдения и мысли baydara напишу позже

Прикрепления: 2563069.jpg(78Kb)


Сообщение отредактировал байдар - Четверг, 14.04.2011, 08:11
 
байдарДата: Четверг, 14.04.2011, 19:36 | Сообщение # 262
Полковник
Группа: Доверенные
Сообщений: 422
Статус: Offline
Baydar в своих последних двух сообщениях высказывает свое мнение о книге "О Истории региона Борчалы" и о том как многочислинные современные историки , настолько своими высказываниями запутали ситуацию , что распутать этот клубок становится все труднее. Приведу простой пример: Историк в упомянутой книге описывая факты которые тем или иным методом , могут найти документальные подтверждения в каких либо сторонних источниках, и эти события происходили сравнительно недавно (около 400 лет тому назад до наших дней) , но попутно по тексту он причисляет род Байдар к потомкам белых гуннов . Возможно это так и есть , а может и нет, но хочется спросить: Как он это определил?, а далее как выразился Виктор : "Все идет по накатанной и остальные начинают это распростронять в массы". Все исторические труды по Азербайджану сводят все к тому , что все тюрки Азербайджана - это огузские племена, когбуд-то не было 100 летнего правления монгольских династий Хулагу в Азербайджане, а затем правление Тимуридов.

Или вот еще: Целый регион в котором живут азербайджанцы именующие себя мугалы - они не знают , что это название связано именно с монголами 13 века, абсурт может состоять в том , что историки им подкинули то, что они были в составе государства Ак-гойунлу(1468 год) и мол они - огузские племена главенстующего племени Ак-гойунлу и опять все идет по накатанно - никаму не интересно кем они были до 1468 года.
Люди живут себе как и жили на тех же территориях - просто правители меняются , а роды как и были монгольскими так и остаются. К счастью сейчас можно встретить такое , что где-то могут написать: "Возможно слово МУГАЛ произошло от слова МОГОЛ или МОНГОЛ", но в основном все свыклись с тем (подчинились мнению) , что МУГАЛАМИ - авары назвали азербайджанцев этого региона, а почему они их так назвали? люди отвечают:" А черт его знает , что придет этим горцам на ум". Как так назвали?- Народ никто не может назвать, народ сам всегда имеет свое самоназвание

официальная цитата из книги о топонимике Азербайджана:
"В настоящее время в Азербайджане насчитывается 13 ойконимов Муганли(+в Грузии лично я знаю -4). Муганли — собирательное имя различных племенных общностей, живших в средние века в Муганской степи. Русский путешественник XVII в. И. Котов писал, что на Муганской равнине живут муганлу690.
Названия племен, входивших в состав муганлу, НЕИЗВЕСТНЫ. В нач. XX в. на Мугани было сорок четыре полукочевые общества, которые назывались муганлу" - правда эта книга была написана в Советское время , а тогда, большивики монголов не уважали.

Сообщение отредактировал байдар - Четверг, 14.04.2011, 19:56
 
baydarДата: Четверг, 14.04.2011, 20:04 | Сообщение # 263
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 72
Статус: Offline
rauf abi son yazdığın yazının konusu nedir?
 
байдарДата: Четверг, 14.04.2011, 21:07 | Сообщение # 264
Полковник
Группа: Доверенные
Сообщений: 422
Статус: Offline
Baydar=Padar?

Этот вопрос не оставляет меня в покое, хоть Baydar ставит знак равенства , я пока воздержусь. Как вполне логично выразился один юзер
Да, топоним Падар довольно известный, вот к примеру карта на которой народ - Падары отмечены как отдельная, тюркская этническая группа Азербайджана на этнолингвической карте 1886-1890 гг:

Если опираться на эту карту , то сможно считать, что азербайджанский тюрок = падар+мугал+кавказский татарин, а следовательно азербайджанец = азербайджанский тюрок +тюркоязычный тат(перс)+тюркоязычный курд.

По офиц. версии smile : "Другим огузским этнонимом, след которого заметен в топонимии Азербайджана, является падар. Считается(опять по накатаной biggrin ), что падары переселились из Средней Азии во времена хулагуидов (уже неплохо smile ). В борьбе Сефевидов за власть падары стали кызылбашами. В XVI—XVII вв. часть падаров была переселена на север Азербайджана для борьбы против лезгин481. В XIX в. падары (218 семей), состоящие из 20 колен, жили в Джаватском уезде482. Полевыми данными установлено, что в начале XX в. падары состояли из следующих подразделений: падаркерим, арабпадар, ахтачи, гугутлу, исрафилли, сейид-ханумлу, карачоруклу, ганбарли, каракурбанли, даллалли, джан-мамедли, куйулчу, полукчу. Из них ахтачи483 делились. на I Ахтачи, II Ахтачи, ахтачи-йекегуршаглы, чол-ахтачи, солтанбекли, ахтачи-геййали, йолчубекли и др."

Так вот , несмотря на то, что селений Падар довольно много, меня всегда смущало , то , что многие падаров относят к огузам и то, что фактически на общей географической территории существуют паралельно топоним - "байдар" и "падар" , плюс ко всему у падара есть такие формы вроде - падархала , которых я не встречал у байдар.
В Стамбульском архиве есть записи относящиеся к Байдарскому султанату в Грузии и вот , что там написано:

İstanbul arxivindəki "Tiflis Əyalətinin Mufəssəl Dəftəri"ndəki kənd, camaat, qışlaq, məhəllə adlarımız:
Baratlı nahiyəsində Cəlayir, Qurdağzı, Ağbaba, Həsənli, Qaşqatala, Soğanlıq, Cavuşan; Dmanis
nahiyəsində Ziyabəyli, Uşən, Ortaşevən, Heydərqulu; Baydar nahiyəsində Lahan, Qorcubaşı,
Cığlay, Bəykəndi, Qoclu, Əlamdarlı, Əmirxanlı, Padar, Daşdəmir,……

перевожу ,то, что нас интересует "...перечисляются селения Байдарского региона , среди которых есть селение Падар" - Если это одно и тоже, то почему регион называется Байдар, а село Падар?

А вот на карте еще один Падар (Padar-Chala), который по широте находится выше наших двух "Байдаров", а ниже по широте тоже есть Падары. Выходит так , что Байдары находится между Падарами.

В следующем сообщении разберу отмеченные топонимы.

Прикрепления: 2988844.jpg(263Kb) · 2039157.jpg(113Kb)
 
байдарДата: Четверг, 14.04.2011, 22:09 | Сообщение # 265
Полковник
Группа: Доверенные
Сообщений: 422
Статус: Offline
Quote (baydar)
rauf abi son yazdığın yazının konusu nedir?

Evvel Anatoliy sordu: Bizim Baydarda Məcid var yoksa yok? Yoksa , en yakin Məcid hansı kuzeyda var? Ben soyledim ki, en yakin Məcid Haçiisəkənd kuzeydedir.
Viktor Haçiisəkənd sözünün acıqlamasinı istedi, onuda dedim.
Evvel gösterdiqim həritede ben dedim ki , bizim Baydarla , Qaxda olan Baydarlı arasında 150 km. mesafe var ve bunlar ayni seviyede yerleşirler, bundan elave bu kuzeylerin ve Rusiyanin Kurğan bolqesinde yerleşen Baydar (Kazaxstana yakin) kuzeyi, serhedlerde yerleşdiqini göre, ele fikire geldim ki , Baydarlar serhedi goruyurdılar. Viktor sordu ki , ne vaxt ve hanki serhedi goruduqunu guman edirsen? Ben resmi olan melumatı soyledim (Azerbaycanda Moqollarin devleti), ve o fikire geldim ki , Baydarlaru, ya Elxanlar , ya Köy ordunun xanlari (Cuşunun ulusu), yada Tamerlan yerleşdirdi - hepsi moqoldlar.

Sen bene soyle niye bu yazida Baydar bölqesinde Padar kecir? Niye üsteki heritede Baydarli ve bizim Baydardan üstünde Padar-Chala kuzeyida var? Bu axı ayni bölqedir, niye farklı adlar?

Quote (baydar)
Benim için en güzel kaynaklar eski kaynakların orjinal metinlerinin birebir tercümeleri.Bak mesela Reşüddeddin'de Padar/Baydarların Uygurlar içerisinde geçtiği yazılır.Ama ben orjinal metinde, ''Adar'' kelimesini gördüm.Padar/Baydar yok.Ama Berezin diye biri bunu Badar olarak okumuş.Badar kelimesi köklerini Baydardan almıyorsa anlamsızdır,yani öyle bir söz yoktur Türkçe yada Moğolca bir anlam ifade etmez.Badar sözü kavim adı olabilmesi için ya Bağatur/Batır yahut Baydar/Baydur/Baydır'dan bozulmalıdır.Yani kendi kendine oluşmuş bir takım prensipler var.Bunlar aşırı yorumlara izin vermediği halde burada aşırı ve ileri yorumlar yapılmış.

Reşüddeddin yazılarda bir nece yerde Baydar ve Baydu adlı adamların adi kecir ve bu deqiqdir. Bence o ''Adar'' yazanda bizleri - Baydarları nezerde tutmurdu.

baydar написал , что у Рашиддина указано уйгурское племя Падар/Байдар (хотя я не встречал такой записи), но он видел оригинал и обнаружил , что там написано "Адар", а у Березина оно проходит как Бадар. Я ответил , что в тексте Рашиддина в нескольких местах проходят люди с именем Байдар и Байду и то , что под "Адар" , он не имел в виду Байдаров.



Сообщение отредактировал байдар - Четверг, 14.04.2011, 22:28
 
байдарДата: Четверг, 14.04.2011, 23:21 | Сообщение # 266
Полковник
Группа: Доверенные
Сообщений: 422
Статус: Offline
Quote (байдар)
В следующем сообщении разберу отмеченные топонимы.

На карте, выше показан Кахский регион Азербайджана. "Монгольский пояс"

"§ 11. Тюрко-монгольские. Топонимы, условно названные топонимами тюрко-монгольскими, образовались главным образом Иране в связи с завоеванием Азербайджана в XIII в. монголами и адбал включением его в обширное государство хулагуидов (1256— групп Основным источником для выявления этого слоя в азербайджанской топонимии является труд автора XIV в. Рашид ад-Дина, в котором приведены названия монгольских и тюркскпх племен502. Нами было выяснело, что упоминаемые Рашид ад-Дином племена гурган, гукаит, кингит, джурят, гушт, тангут, элджигии, джалаир, урят, онгут, джиркин, татар, тамгалык, хартаган, долон, ойрат оставили след в современных топонимах Гурган, Сумгаит, Кюнгуд, Джорат, Зунуд, Тангыт, Алджиганчай, Джалаир, Орияд, Харгатан, Доланлар, Дамгалык, Онгутлу, Татар, Чиркинли, Араткенд в разных районах Азербайджана503."

отмеченое в правом краю - селение Cunut(Джунут), местные жители его называют ЗУНУТ/Д (знаю точно -100%)

справа от Байдаралы (2км.)- Тангыт. Чингизхан воевал с Тангутами, после они приляли его власть .

Выше Байдарлы (1 км.) - село Онджаллы. Могло получить свое название от племени элджигии
, к этому можно добавить еще одного монгола-ильханида

Quote (байдар)
В период правления брата Газан хана – Мухаммада Олджайту власть Ильханов была сильна. Государство процветало.

А вот окончание - "лы" , в названиях Байдарлы и Онджаллы
указывает именно на то , что это родовое селение , т.е. люди живущие в этих селениях принадлежат к роду Байдар и роду Онджал

Чуть выше Кипчак и Джалаир - с ними тоже все ясно , также племена указаные у Рашиддина. Как мне известно селение с назанием - Кипчак в Азербайджане, всего лишь одно.

В верхней правой части большого круга - селение "УзунТала" дословно переводится как "Длинная степь" ,"Узун"-"Длинная" но вот слово "Тала"-"степь" , не используется в азербайджанском языке , по азербайджански степь будет произносится по древнетюркски "дюз"/ "тюз" или же как "дашт" / "дешт" .
И какие же народы степь называют Тала? ... "Точно так же как для индоевропейских языков общим является термин "степь", для тюркских, монгольских и тунгусско-маньчжурских названий обычны топонимы "дала", "тала" — "степь", равнина", "поле", в прямом значении отмеченные в казахском, каракалпакском, киргизском, якутском, башкирском, халха-монгольском, маньчжурском языках. Существует множество тому примеров: Мамыйдынг Даласы — местность в Каракалпакии, урочища Дала-Кайнар, пустыня Бетпакдала, урочище Карадала, Акдала, Дала в Казахстане; реки Тала, Закаталы и Узунтала в Азербайджане, Жемтала в Кабардино-Балкарии; реки Талакит и Талакан в бассейне Витима; Мухортала в Бурятии и т. д."

Плюс ко всему , точь в точь как селение "Байдарлы" дублируется на территории Грузии (в Борчалах) в форме "Байдар" , также селение "Узунтала" сущуствует на территории Грузии (в Лагодехском районе-тоже граница). Как мне известно , подобных - мигрантных топонимов еще несколько.

Сразу правее за большим кругом расположены два селения (я их не углядел и не подчеркнул): "Qımırlı" и "Xələftala":

"Гымырли" ( "Qımırlı" ) - Г(К)ымыр+ли - это либо люди из рода "кымыр" , либо выходы из Кымыра - уж больно на Кырым (Гырым) похоже, имено так на тюркском звучит слово Крым.
ХяляфТала ("Xələftala") - не знаю смысл слова Хяляф(Халаф) , но Тала - это все та же "степь"

Я не могу сказать кем были Байдары до 12 века, но точно могу предположить , что в 13 веке мы были в составе тюркских племен объединившихся под общим названием - МОНГОЛЫ/МОГОЛЫ.

Переселение Байдаров в Закавказие из Крыма имеет большую вероятность, так как существует конкретный род Байдаров среди ногайцев, выходцев из Крыма и плюс существует такой известный крымский топоним как "Байдарские ворота". Также в пользу Золотоордынской версии указывает существование селения Байдары в нын. Курганской области на границе с Джагатайским Улусом .
- но это всего лишь предположения , так как всегда надо учитывать большое влияния в этом регионе со стороны монголов-Ильханидов, которые безусловно также оставили свой след на этой территории.

Сообщение отредактировал байдар - Пятница, 15.04.2011, 15:08
 
baydarДата: Пятница, 15.04.2011, 01:44 | Сообщение # 267
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 72
Статус: Offline
Baydar kelimesinin Paydar,Padar hatta Batar şeklinde telaffuzlarının nasıl oluştuğuna dair bir açıklama yapmak zor,ama Baydar kelimesinin telaffuzu daha Türkistan'da iken değiştiğini gözlemlemek mümkün.Mesela Çağatay hanın neslinden gelen Baydar'ı bazı kaynaklar Paydar olarak geçerken,Başkırtlardaki Baydar boyunun bir başka yerde Batar olarak görebiliyoruz.Baydar kelimesi,eski Türkçe-Moğolca bir kelime olup yabancılar(İranlı ve diğer halklar) içerisinde azınlık olarak yaşamanın neticesinde Moğol-Baydarların kendi orjinal isimlerini onlar gibi telaffuz etmeleri hatta hem onlar gibi hemde orjinal şekli ile telaffuz etmeleri mümkün.

Mesela; Azerbaycan Türkmenleri için kaynaklar Türkmen adını aynı zaman diliminde aynı kabileler için çoğunlukla üç farklı şekilde kullanıyor;
-Türkmen
-Türkman
-Terakime/Terekeme...Bugün bu şekilde adlandırmalar Kuzey ve Güney Azerbaycanda hala yaşıyor.

Osmanlılar 16.asırda Azerbaycan'ın sünni Türkleri/Türkmenler için Terakime adını kullanıyor.Osmanlı ile en yakın ilişkileri kuran Borçalı-Kazak bölgeleri halkı ise bunu Türkçeye(Türk diline daha uygun şekli) olan Terekeme şeklinde kullanıyor.Herhalde Osmanlılar ile kurulan kuvvetli ilişkiler neticesinde Borçalı-Kazak Türkmenleri kendilerini,Osmanlıların onların adlandırdığı gibi adlandırmayı adet haline getirmişler.

Ama aynı dönem Gürcü kaynakları Terekemelere,Türkmen diyor.Bugün bazı Terekemeler hem Terekeme hem Türkmen adını kullanıyor.

Kaynaklar Zaqatala bölgesinde Mugalların 14.asrın sonlarında görüldüğünü ifade ederken,Timur'un ''Horasan Askerlerini'' 1399-1400'de Tifliste, müslümanları Gürcü ve Ermenilere karşı korumak amacı ile bırakması(yerleştirmesi) ile Evliya Çelebi'nin Kuzey-Azerbaycan Moğollarının, aslen İran'ın Mahan(Mahan aslında bugünkü Mari/Merv tarafı olup o dönemde bir Buhara ve Semerkand ile birlikte Horasan şehirlerinden biri olarak zikredilir) vilayetinden geldiği söylemesi arasında muhtemel bir bağlantı var ve ben buna inanıyorum.

Rusça bir yazıda eski Buhara mahallelerinden birinin adının Baydar olduğunu okumuştum.Afganistan'ın Gazne bölgesinde ise Baydar adlı bir köy olduğunu daha öncede zaten yazmıştım.

Bu arada, Azerbaycandaki bütün Baydar/Paydar(Padar)'ların konuştukları ağız Borçalı-Kazak ağzı.Şirvan Padarları bile Borçalı-Kazak ağzı ile konuşuyor.Ki ortada olan bir gerçek şudurki Padarlar yani Baydarlar Farsça ile karışık bir Türkçe konuşuyordu bir zamanlar.

Muğal sözü bile Mongol sözünün Farsça telaffuzu,Türkistan Türkçesindeki şekli ise Moğul.Gerçi Moğul yada Muğal ikisi kullanılıyor.Ama Türkistan-İran hattında İran'a yaklaştıkça Muğal şekli artıyor,Türkistan'a yaklaştıkça Moğul şekli artıyor.

Mazenderan ile Horasan arasında göçebe yaşayan İlhanlı-Moğollarının kalıntılarından biri olduğunu düşündüğüm Muğal-Baydarlar;Timur döneminde, Tirmurun Horasan'ı işgal etmesinden sonra ona katılmış ve 1399-1400 yıllarında ise Tiflis(Borçalı-Kazak)'e yerleştirilmişler gibi anlaşılıyor.

Burada bu düşüncemi kuvvetlendiren şeylerden biride Tiflise 19.asırda dahil olan tek Borçalı-Kazak nahiyesi(gorodok) Baydar'dır.Bugünkü Baydar ise zamanla arazi bakımından küçülmüş bir yer.

Добавлено (15.04.2011, 01:41)
---------------------------------------------
Tala ve Çala sözleri benim bildiği yükselti ve çöküntü anlamlarına gelir.Borçalı-Kazak ağzında kullanılan sözcüklerdir.

Добавлено (15.04.2011, 01:43)
---------------------------------------------
Qax-Zaqatala bölgesi Celayirlerinin ise Irak Celayirleri ile değil,Maveraünnehir Celayirleri ile alakalı olması gerekir çünkü Irak Celayirleri hiçbir zaman o kadar kuzeye çıkamadılar.

Добавлено (15.04.2011, 01:44)
---------------------------------------------
Maveraünnher Celayirleri ise Timura yenildikten sonra onun ordusuna dahil oldular.

Сообщение отредактировал baydar - Пятница, 15.04.2011, 01:50
 
байдарДата: Пятница, 15.04.2011, 20:16 | Сообщение # 268
Полковник
Группа: Доверенные
Сообщений: 422
Статус: Offline
Еще один аргумент в пользу Крымской версии:

Сре́дний жуз (каз. Орта жүз) — группа казахских племенных объединений в Центральном и Северо-Восточном Казахстане. Средний жуз занимал центральную и восточную часть современной территории Казахстана.

Роды Среднего Жуза подчинялись потомкам средних сыновей Джучи ханаБатыя и Берке. Тогда как роды Роды Старшего Жуза подчинялись потомкам старшего сына Джучи хана — Орда Еджена. А роды Младшего Жуза подчинялись потомкам младшего сына Джучи хана — Могола.

Племена среднего жуза: 1.аргын, 2.керей, 3.конырат, 4.кыпшак, 5.найман, 6.уак

Найманы обосновались в основном в восточном и юго-восточном регионах Казахстана, на плоскогорьях Алатайских гор и до Джунгарского Алатау. Часть найманов кочевала по берегам Сырдарьи. До Октябрьской революции найманы были расселены на территории Лепсинского, Капальского, Усть-Каменогорского, Зайсанского, Атбасарского, Семипалатинского, Перовского уездов. Их лозунг и клич — «Каптагай!»

роды входившие в племя найман:

ак-найман
баганалы
байджигит
балталы
бура
каптагай
каракерей
каржау
картай
кожамбет
кокжарлы
кыржы
матай
мурун
оразай
садыр
терстамбалы
тортуыл
турсынбек

А вот на карте и наши БАЛТАЛЫ , которые находятся чуть ниже селения БАЙДАРЛЫ:

роды входившие в племя кыпшак:
алке
алтыбас
досан
карабалык
каракыпшак
каракыз
кок коз
кок мурын
кольденен
куба
кулан-кыпшак
курлеуит
кыржигит
торайгыр
узун (а вот и смысл слова УЗУН-это название рода, о котором я говорил в пояснение к селению УзунТала)
шоканай
тана

Как видите приграничный с Грузией, Азербайджанский Шеки-Ках-Закатал-Балакянский регион напичкан казаха-монгольскими топонимами и народ сам себя мугалами называет. Но вокруг никто ничего не знает и не задумывается о своих корнях и происхождении.

Прикрепления: 8870862.jpg(131Kb)


Сообщение отредактировал байдар - Пятница, 15.04.2011, 21:38
 
baydarДата: Пятница, 15.04.2011, 21:39 | Сообщение # 269
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 72
Статус: Offline
Borçalı-Kazak taraflarında eskiden Uzun/Uzunlar diye bir Türk aşiretininde kayıtlarda olması lazım.Yanlış hatırlamıyorsam.

Добавлено (15.04.2011, 21:34)
---------------------------------------------
Yukarda Karabalık diye bir sözcükde var,Karabulaklar adında bir Terekeme aşiretini daha biliyorum.Ama sadece Doğu-Gürcistanda değil, İnguşetyada birzamanlar Karabulaklar yaşadığını biliyorum.Fakat adlarını korudukları halde asimile olmuşlar.

Добавлено (15.04.2011, 21:36)
---------------------------------------------
Oğuz rayonu taraflarında Mamay diye bir köy var.Türk-Moğol tarihinde yani Cengiz Han dönemini kastediyorum en az birkaç ünlü kişinin adıda Mamaydır.

Добавлено (15.04.2011, 21:39)
---------------------------------------------
Belki bana inanmayacaksınız ama bundan seneler önce Baküde bir Türk lisesinde çalışmış bir öğretmenle konuşmuştum.Bana dediğine göre kendisi Zagatala tarafına gittiğinde bir köyün Kazak Türkçesine çok yakın bir dilde konuştuğuna şahit olmuş,bu köy halkı kendilerini sadece Türk adı ile biliyorlarmış.Ama nereden ne zaman geldiklerine dair hiçbir bilgileri yokmuş.

 
байдарДата: Пятница, 15.04.2011, 23:16 | Сообщение # 270
Полковник
Группа: Доверенные
Сообщений: 422
Статус: Offline
Суть последних двух сообщений Baydarа:
Определить изменяющиеся формы первичного слова Байдар довольно сложно. И поэтому определить связь с такими формами как Paydar,Padar и Batar довольно сложно. Так как разные источники могут один и тот же род писать различным образом. К примеру сын Чагатая в некоторых источниках проходит как Байдар , а в некоторых как Пайдар. У Башкиров род Байдар в некоторых источниках проходит как Батар.
И если термин Baydar изначально был тюрко-монгольским, то уже при попадании его в среду обитания других народов (Иран и др.) мог изменяться в виду того , что тюрко-монгольское было в меншинстве и подвергалось естественной языковой и диалектической ассимиляции. В виду этого слова могли изменять свой изначальный смысл.

К примеру Османские источники для азербайджанских туркмен (огузы Азербайджана) используют 3 термена
-Türkmen (Тюркмен)
-Türkman (Тюркман)
-Terakime/Terekeme.. (Терекеме)

Источники, появление Мугалов в Шеки-Ках-Закатальском регионе, относят к концу 14 века, в период когда Тамерлан в 1399-1400 гг. переселил "Хоросанских воинов" в Тифлис для защиты мусульман от грузин и армян. В свою очередь Эвлия Челеби появление моголов в этом регионе связывает с переселением их из ИРАНского Махана (Mahan , на самом деле нынешний Merv/Mari )

В одном источнике на русском языке я читал , что в древней Бухаре был квартал Байдар(ов).

Слово МУГАЛ скорей всего появилось от слова МОНГОЛ , в результате его изменения под воздействием персидского языка .Т.е. ближе к Ирану оно произносится как Мугал , а ближе к Туркестану как Могул.

Я предпологаю , что жившие между Mazenderan и Horasan остатки Монголов-Ильханидов среди которых был род Baydar могли присоеденится к войску Тамерлана , после его захвата Хоросана в 1399-1400 году, а затем как я указал выше , они и пересилились вбиз Тбилиси.

Здесь мое мнение усиливается в связи с тем , что в 19 веке помимо Тифлиской области, рядом существовал, Борчалы-Казакский регион ( султанат) и БАЙДАРСКИЙ регион (султанат).

Думаю , что род Джалаиров в Кахском районе связан с родом Длалаиров из Мавераннахра,а не с Джалаирами из Ирака.
Джалаиры тоже подчинились власти Тамерлана.

В Борчалах есть деревня под названием "МАМАЙ"

Сообщение отредактировал байдар - Пятница, 15.04.2011, 23:36
 
Форум » Все о фамилии Байда » Родственные фамилии (Байденко, Байдин, Байдов, Байдар, Байдак, Байдук и т.д.) » Происхождение тюркского рода Байдар (Baydar) (Откуда произошел род Байдар?)
Страница 18 из 22«1216171819202122»
Поиск:

Copyright BAYDA-SITE © 2008-2017

Rambler's Top100