BAYDA
Family site
Суббота, 29.07.2017, 13:56


ФОРУМ                                                        
Приветствую Вас Гость | RSS
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]

Страница 1 из 221232122»
Форум » Все о фамилии Байда » Родственные фамилии (Байденко, Байдин, Байдов, Байдар, Байдак, Байдук и т.д.) » Происхождение тюркского рода Байдар (Baydar) (Откуда произошел род Байдар?)
Происхождение тюркского рода Байдар (Baydar)
baydarДата: Воскресенье, 20.09.2009, 20:25 | Сообщение # 1
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 72
Статус: Offline
Hi Bayda family.My name is Ali.I live in Turkey-Istanbul.My tribe is 'Kazak/Kazaklu-Padar/Baydar'.I am born is Turkey but my from Caucasia-Georgia-Borchali(Marneuli).
I k'now is Baidar's Pre-Turko-Mongolian tribe.
 
bayda-siteДата: Понедельник, 21.09.2009, 10:15 | Сообщение # 2
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 670
Статус: Offline
baydar,

Hi Аli! We are glad to see you on our site. Your information is the very interesting.
I will ask some questions to you at once.

Quote
My tribe is 'Kazak/Kazaklu-Padar/Baydar'.

Do it mean that your ancestor's name was Kazak? Do you know what means the word "Cossack"? A Cossack is written in Russian as "Казак (Kazak)".
Is other your ancestor's name Baydar? Why do you write Padar/Baydar? Why do you write а slash "/"? Is Padar and Baydar the same?
Write about it to me in detail, please.
What means Baydar? What means Рadar? Do you know it?
Is there name Baydar in the Turkey now? And name Bayda? What means Bayda in Turkish?

Quote
I am born is Turkey but my from Caucasia-Georgia-Borchali(Marneuli).

Are you from the Kipchak Burdgogly tribe? When have your ancestors moved to the Turkey? Do you know the relatives in the Caucasus now?

Quote
I k'now is Baidar's Pre-Turko-Mongolian tribe.

It is the very interesting, but I don't understand that it means "Pre-Turko-Mongolian". What means "pre"? Before Mongols? Did this tribe live before Mongols?
There is information on our site that khan Baydar was the Chagatay's son and the Chingiz-khan's grandson.
But we don't know that there was the Turko-Mongolian tribe named Baydar. What source of your information is?
We look forward to hearing from you.

If for you it is inconvenient to correspond in English, you inform me what language you prefer, except Turkish language.

P.S.
When we speak "the Bayda", we mean "the tribe Bayda". It isn't a family, but it is a tribe or a clan.
It is the same as you write "tribe Kazak/Kazaklu-Padar/Baydar '".

 
baydarДата: Понедельник, 21.09.2009, 20:30 | Сообщение # 3
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 72
Статус: Offline
2. КУМЫКИ В СЕФЕВИДСКОМ ИРАНЕ (ХV-ХVIII ВЕКА)

Это до сих пор мало изученный вопрос. Однако исторического материала накоплено предостаточно. Предварительный анализ показывает, что кумыки в истории Ирана начинают фигурировать с середины XVI века и, судя по той роли, которую они здесь играют, находясь на службе у шаха, составляют довольно влиятельную общину уже при правлении шаха Тахмаспа. Известно, что дочь кумыкского Чопан-Шавхала Солтаным-Хатун была выдана замуж за Тахмаспа и родила ему двух сыновей и дочь. Один из этих сыновей Исмаил в 1577 году займет шахский престол, а дочь Периханым также войдет в историю сефевидов как неординарная личность, сыгравшая одну из ключевых ролей в развернувшейся после смерти шаха-отца борьбе за престолонаследие.

Во всей же этой истории для нашей темы важно то, что при шахе Тахмаспе долгие годы его личную гвардию возглавлял сын Чопан-шавхала, фигурирующий в истории сефевидов под именами "Асгар-Шавхала", "Черкес-Шавхала", "Авшар-Шавхала Солтана". Как пишет историк Ф. Сюмер, личная гвардия шаха Тахмаспа насчитывала 4 тыс. 500 человек. Он же указывает, что она в основном состояла "из голубоглазых черкесов", т.е. кумыков, выходцев из шаухальства. Это позволяет думать, что сама община кумыков с учетом состава семей могла составлять до 25 тыс. человек.

Из кумыкской общины впоследствии вышли такие исторические личности, как Асгар Алхас Мирза-Сефи Кули Хан, беглербек, правитель Эривана и Ширвана (XVII в.), Фатх Али Хан Дагестани - первый визирь (премьер-министр) шаха Гусейна (XVIII в.) и его сын Али Кули Хан Валех Дагестани, связанные родством с шаухалами Тарковскими, а также широко известные в последние годы правления шаха Абасса I и при шахе Сефи I поэт Масихи, писавший свои стихи на кумыкском, грузинском, туркменском, черкесском языках, автор 3-знаменитых месневи, посвященных шаху Сефи I (ныне его произведения хранятся в Британском музее в Лондоне).

В середине XVI века в Иране широко известным стал, как пишет А.-К. Бакиханов, и другой кумык Гусейн-хан из рода кумыкских уцмиев. Он здесь удачно женился на дочери предводителя племени каджар и от этого брака у них родился сын Ахмедхан, ставший основателем династии кубинских и дербентских ханов. Шах Аббас II, испытав его храбрость и оценив большие способности, назначил кубинским и сальянским ханом. Зухре-ханум, жене Гусейн-хана, "приписывают известную доныне песнь, ставшую народной во всей Персии, в которой она воспела своего мужа; "Полуокутанный буркой, жестокий посягает на похищение души и, надев папаху по-кайтагски, разоряет Дербенд (крепость) сердца моего; смотри, смотри на горы Дагестана, их ожоги гнетут мою грудь, и черноодетый кумыкский народ рассыпался по Кыпчакской степи. Всякая растущая там роза лучше благоухает, Аллах! Неужели кубинская земля есть роща Арнид? Когда улыбаются или начинают говорить, его сладкие и рубиновые уста дрожат, как маковый лист от утреннего ветерка. Я знаю, слезы моих очей: они должны, наконец, разрушить сердце. Конечно, здание, построенное на месте, откуда бьют ключи, не может долго держаться". (А.-К. Бакиханов. Гюлистан-и Ирам. Баку. 1991. с.122).

Говоря о кумыкской общине в Иране XVI-XVII вв., нельзя не упомянуть и о роли так называемых "карапапахов", напрямую связанных с кумыкско-хазарским этносом Дагестана. Турецкий историк Ф. Кырзыоглу, специально изучавший их историю, как и ранее другой известный историк Зеки Велиди Тоган, установил, что "карапапахи" в период ара-бо-хазарских войн проживали на нынешней территории Дагестана и на нижней Волге и только в позднейшие века расселились в Закавказье, Иране и Турции. Карапапахи, названные так по черным каракулевым папахам, которые они носили в 16 веке как последователи суннитского накшибен-дийского тариката в Дагестане и в противовес шиитам-кызылбашам сефевидского Ирана, состояли из двух племенных образований, известных в истории под этнонимами "казак (казах) хазар" и "борчалы (борчоглу) барсил" (см. выше). К XV-XVI вв. они проживали в основном в Дагестане, Закавказье между Тифлисом и Гянджой, Карабахе и на нынешней территории Армении. Во второй половине 16 века шахом Тахмаспом была предпринята первая попытка переселения "карапапахов", а именно казахов-суннитов, в Хорасан, чтобы использовать их там против наседавших с севера узбеков. Однако в тот момент, когда караваны переселенцев достигли было Казвина, Верховный глава накшибендийского тариката в Дагестане из кумыков Шейх-Амир, располагавший 100 тысячами своих сторонников (мюридов), заступился за казахов, хан которых Бедретдин был его верным мюридом, и вынудил шаха отменить свое прежнее решение и вернуть их на родину (Субхи Талыкзаде. История. Топкапы сарайы-Реван кёшкю. №1300. лл.196-20а. 1584; а также Ф. Кырзыоглу. Карапапахи в свете эпоса о о Деде Коркуде (на турецком языке). Эрзерум. 1972. С. 110).

Впоследствии часть карапапахов все же была переселена в район озера Урмии Сульдуз, где они, как указывает З.В. Тоган, смешались с другим хазарским племенем агачеров, переселившимся сюда во времена сельджуков. Эти два племени хазарско-кумыкского происхождения имели следующие 6 ответвлений:

1. Арпалы (Эрпели). Уместно будет отметить в связи с данным этнонимом, что представители этого хазарского рода еще в 8-9 вв. переселились вместе с кабарами в Венгрию и дали там начало династии венгерских королей Арпадов (арпад - уменьшительное от арпа/орпо/ орбо);
2. Сарали;
3. Таркавюн (тюркск. таркали, таргулу);
4. Жан-Ахметли;
5. Чагарлы и
6. Улашлы.

Наиболее могущественным из этих родов был род Таркавюн, из которого выходили ханские наследники (Мирза Бала. Карапапаклар. Ислам Ансиклопедиси. Т.5. Ист. 1950. С.52), носившие титул "назар-хан". Известно также, что эти тюрки хазаро-кумыкского происхождения по истечении определенного времени ассимилировались в туркмено-огузской языковой среде, хотя и продолжали помнить о своих корнях.

Эти два родственных племени издавна были расселены и на территории современного Северного Азербайджана. Микроперепись 1920 г. (М.Хасан Вели Бахарлы. Азербайджан. Баку. 1921. С.51-53) зафиксировала их по всему Азербайджану, однако доминирующее их большинство было расселено в Казахском, Шемшедильском, Жаванширском, Жебраиллинском, Кубинском, Гёкчайском, Агдашском и Ленкоранском районах. Их родовые подразделения носили следующие названия: казаклар, кызыл казаклар, йы-гарджы казаклар, казаклы, казак-беглилер, шейихлилер (коюнлулар), казак-рехинлер, салахлылар.

Этнореликтами же этих племен у кумыков Дагестана и Северного Кавказа являются некоторые древние кумыкские роды и объединения типа тарковцев, туркалинцев, эр-пелинцев и др., а также целый ряд этнотопонимов на территории современного расселения кумыков от Дербента на юге и до Моздока на севере. Показателен и факт существования в кумыкском фольклоре целого жанра "къазакъ йыров", время зарождения которых ряд специалистов относит ко времени существования на Северном Кавказе Хазарского каганата и хазарского союза племен (Аджиев А.М. У золотых родников. Махачкала. 1980; Алиев С.М. Асрулар сезе гелген асыл сёз. Махачкала. 1989).

3. ВОЗНИКНОВЕНИЕ КУМЫКСКИХ ОБЩИН В ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ В XVI - XIX ВВ.

Имеющиеся отрывочные сведения позволяют утверждать, что кумыки на территории Османской империи стали оседать уже в конце XV - начале XVI вв. и особенно в период нахождения Кумыкского шаухальства в составе Османской империи (1578-1590 гг.). В османских картах 15-16 вв., как выявил проф. Ф. Кырзыоглу, отражены семь кумыкских этнотопонимов в Восточной Анатолии. Аналогичные этнотопонимы имелись в тот период и на территории современных Грузии и Крыма. (Кырзыоглу Ф. Кыпчаклар.)

Есть сведения и о том, что в войсках Фатих Султана, вступивших в Константинополь в 1453 г., находился и 80-тысячный кумыкский контингент из Коюнкала (кумыкский город на месте нынешнего селения Бавтогай). Не исключено, что именно тогда и с ними вместе в тех краях оказался кадиаскер кумыкского войска Исмаил, впоследствии известный всему мусульманскому Востоку суфийский поэт-философ Умму Камал.

Некоторые сведения имеются по XVII веку. Как указывает Я. Рейнеггс, "в 1784 году в декабре с 200 человек своего народа, из доброй воли к нему приставших, отправился в Ахалцих и вступил в службу турецкого паши Сулеймана Ахмет-Хан Мехтулинский, где ему было присвоено звание "мир-и мирана" - генерала османской армии". Как свидетельствует родословная шамхалов Тарковских, в 1782 г. переселился в Османскую империю и член шавхальского дома князь Баммат, а в начале 19 века - братья Герей-бека Тарковского.

Процесс же оседания северо-кавказских тюрков, в т.ч. и кумыков, в Османской империи усилился с началом русской экспансии на Кавказе.

В 1810 году переселяются в Османскую империю в район Амасьи "карапапахи" из Ширвана и Дагестана, названные местными турками "ширванцами" в виду того, что они прибыли на эти земли вместе с "учителем суфиев" Шейхом Исмаилом Сиражутдином Эфенди Ширванским (Демирай А. Иллюстрированная история Амасьи. Анкара. 1954. С.108). В этой связи интересен и такой факт. Сын Шейха Исмаила Сиражутдина Эфенди Мехмет Рушти Паша в период правления Султана Абдул-Азиза (1820-1839) был его министром, а впоследствии и садразамом, т.е. премьер-министром. По данным проф. Ф. Кырзыоглу, сегодня в Турции, в большинстве своем в Карсской области (в 140 населенных пунктах) и в меньшем количестве в областях Агры, Муш, Эрзерум, Сивас, Токат и Амасья проживают и гордятся своим тюрк-ско-кавказским происхождением более 100 тыс. чел. Свыше 15% населения Амасьи и населенных пунктов Богазкёй, Алакады, Алабедир, Харманаглы, Айранджы, Кюпели, Кы-ранбашалан, Абаджы, Варай-Йеникёй, Тузсуз, Алибек-Та-кымы имеют своим происхождением суннитов казаков и борчалинцев - племена хазаро-кумыкского происхождения (Ф. Кырзыоглу).

Они имеют следующие родовые подразделения: казаклар, пайдар, испирлю, демирчи-хасанлы, чекванлы, нехри (все - казакские) и ах-тала, узунлар, гёлегирен, та-шыр, пенбек, эрпели (арпалу, все - борчалинские)

Они имеют следующие родовые подразделения: казаклар, пайдар(BAYDAR), испирлю, демирчи-хасанлы, чекванлы, нехри (все - казакские) и ах-тала, узунлар, гёлегирен, та-шыр, пенбек, эрпели (арпалу, все - борчалинские)

 
baydarДата: Понедельник, 21.09.2009, 20:41 | Сообщение # 4
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 72
Статус: Offline
Я Карапапах и мой племя КАЗАК и БАЙДАР.Я знаю.
 
StalkerДата: Понедельник, 21.09.2009, 23:32 | Сообщение # 5
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 73
Статус: Offline
Why your clan have this name? Kazak? Do you know it?

Почему ваш род называется Казак? Вы знаете?

Сообщение отредактировал Stalker - Понедельник, 21.09.2009, 23:36
 
bayda-siteДата: Среда, 23.09.2009, 00:39 | Сообщение # 6
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 670
Статус: Offline
baydar, Stalker

Мне кажется, ответы на все эти вопросы вот здесь:

"Тюркизмы в русском и украинском языках образуют многочисленный пласт, но казацкие говоры наиболее насыщены тюркизмами, особенно в военной терминологии: «атаман, кошевой, казак, караул, бунчук, есаул, хорунжий, майдан, шашка и т. д.». Как видно из всех перечисленных фактов, слова ко-са, косахи, кошаки, косаки, кайсаки, касоги, козары, хагасы, казахи, козаки связаны с этнонимами тюрков. Слова казак и черкес - синонимы и имеют общее тюркское происхождение.
Казак - воин (удальцы, разбойники, вольные люди, тюрки).
Черук - воин (тюрк.), черукас, янги чери - новые воины, сокращенно янычар, черкес, чери кес - дружинник, военный человек.

Существенным дополнением к сказанному являются сведения Махмуда Кашгарского XI в.: «Черуки – одно из 22 описываемых тюркских племён».
От слова казак в карачаево-балкарском языке образовано слово «война», как и в русском от слова воин. Воин – война, къазакъ - къазауат (къазагъат) с последующим переходом «гъ» в «у» (гъ – в – у).

Къазыкъ – пограничный столб.

Къазмак - скитаться, бродить, кочевать (тюрк)

Къазак - этническое самоназвание казахов.

Къазакъ - именование казахов всеми тюркскими народами.

Къазакъ - личное и родовое имя у карачаевцев, балкарцев, татар, кумыков и ногайцев.

Казак, казах - топонимы, широко встречающиеся на территории Юга России, Казахстана, Азербайджана и Киргизии.

По пункту 9. В Крыму действительно часто встречаются топонимы со словами черкес, кабарта. Но это не связано с проживанием там адыгов. По мнению известного исследователя истории Крыма А. А. Якобсона, предположение о том, что ряд топонимических названий в Крыму (Черкес-эли, Черкес-кермен, Черкес-тобай, Кабарта и т. д.) связаны с проживанием там кабардинцев, не подтверждается, ни письменным, ни эпиграфическими памятниками. Тем более что слово «черкес» некогда имело в Крыму не только нарицательное, но и собственное значение, т. е. часто как фамилия, прозвище, имя («Раннесредневековые поселения Крыма» МИА стр. 481).

А. М. Байрамкулов пишет: «Никаких исторических документов о пребывании адыгов в Крыму не обнаружено. Никто пока не обнаружил в Крыму исторических или современных адыгских топонимов». Еще П. Кеппен показал, что этноним черкес в Крыму не имеет отношения к современным адыгам. Вот что писал об этом вышеупомянутый знаток географии и истории Крыма В. Кандараки: «Академик Кеппен, узнав, что в Крыму бессчетное множество селений, гор, холмов и другого рода мест именуется черкесами, справедливо заметил, что если бы считать их за поселения, основанные черкесами, адыгами, то пришлось бы думать, что вся страна занималась ими» (Кандараки ч. 1, стр. 121) (ук. раб. стр. 196).

Этнотопонимы Черкас, Черкес, Шеркес зафиксированы и встречаются от Украины до Северо-Восточного Казахстана, Южного Туркменистана и до верхней части Среднего Урала. Только в «Алфавитном списке предприятий связи СССР без указаний направления почты» пишет А. М. Байрамкулов, таких топонимов мы обнаружили 28. (ук. раб. стр. 135). Ареал распространения этнонима черкес строго локализуется в местах проживания тюркских племен, во многих из них в данный момент живут тюрки.

В этом плане интересны сведения Д. К. Кантемира: «У черкасов, которые разделены на колонии, имеются пять провинций, главными городами в которых являются Изиум, Харковия, Охтырка, Рыбинск, Сумы и Чугуев». Как видите, из 6 городов черкасов-казаков пять имеют тюркские названия. Это отметил Дж. Коков: «некоторые наименования возникшие на Кавказе по характеру местности, перейдя на север, стали обозначать географические объекты независимо от их особенностей». Единственно автор, по всей видимости, забыл указать, что эти перекочевавшие топонимы с Кавказа тюркские. Об этом свидетельствует А. С. Стрижак: «…один из районов города Черкассы и поныне называется Бештау («пять гор» тюркс.)» («Ученые записки» т. 23 стр. 310). По данным В. Ф. Горленко, одно из наиболее древних поместий г. Черкассы называется Казбет (казбет ногай - сохранившийся этноним ногайцев).

Следует обратить внимание на одну существенную деталь, село Черкасивка в Коменец-Подольской области и рядом село Карачиевцы, Черкасивка в Полтавской области, там же хутор Карачай. В этой связи следует подчеркнуть существование армянской общины Каменец-Подольска, которая разговаривала на западно-кипчакском диалекте тюркского языка, на котором разговаривают карачаевцы, балкарцы, кумыки, крымские татары и ногайцы.

Арабский историк Ибн ал-Ассир писал следующее: «В 514 году Хиджры (1120 г.) произошло вторжение курджов в мусульманские области, они выступили вместе с кипчаками». В ответ мусульманское войско вторглось в Грузию и подошло к Тбилиси. Встретившись, обе армии выстроились чтобы сразиться. Арабский историк приводит пример кипчакской тактики: «200 всадников кипчаков выступили вперёд. Мусульмане (турки) подумали, что они хотят сдаться в плен по аману и поэтому не приняли мер предосторожности, смешавшись с ними, были встречены стрелами. Ряды мусульман пришли в расстройство, и поэтому те, которые стояли дальше, вообразив, что началось бегство, обратились также, в бегство. Войска бежали друг за другом и из-за сильной давки сшибали друг друга, вседствии чего многие из них были убиты». («Тарих ал=Камиль», пер. П. Жюзе, стр. 123-125). Ибн ал-Асир считал этих 200 всадников половцами, поскольку перед турками-сельджуками выдать себя за перебежчиков могли лишь тюрки-кипчаки, которые имели с ними общий язык и происхождение. Следует отметить, эту тактику применяли мамлюки при сражении с воисками чингизидов. В 1122 г. кипчаки и аланы участвовали в освобождении Тбилиси, в 1123-24 г.г. половецко-грузинские войска совершили поход на Ширван. Историки Давида сообщают чиссленность половцев, которые принимали участие в этих походах – 50 тысяч. («История Грузии» пер. М.И. Броссе ч. 1 стр. 367 – 369).

Думается, примеров достаточно, чтобы понять, насколько Грузия была осведомлена об этническом происхождении «полков половецких».

Остаётся неуточнённой одна строка В.А. Пархоменко, который считал отрывок из Ипатьевской летописи под 1201 г. заимствованием из половецкого эпоса и указал: «Во Обезы» – это значит, в Грузию. Л.В. Черепнин, Н.К. Гудзий считают, что Обезы - это Абхазия, Г.В. Цулая полагает, что термин Обезы возник под влиянием абазин. Правильное значение данного слова объясняется с карачаево-балкарского языка. Связующим звеном между Русью и Грузией были тюркские племена. Гюрджи – это тюркский этноним, однако карачаево-балкарцы называют Грузию – Эбзе. Считаю, что Обезы и Эбзе одно и то же и попало в русскую летопись через карачаево-балкарцев.

Всем известно, что половцы в средние века играли важную роль в Закавказье до монгольских завоеваний. Атрак, половецкий хан, стал придворным фаворитом. Его влияние опиралось не только на силу своих воинов, но и на родственные отношения с царем. Такие фигуры, как Атрак, Кубсар, Кутлу Арслан, мать царицы Тамары Турандухт, являлись выдающими личностями на сцене грузинской истории в XII в. В Грузии кипчаки появились при правлении Георгия III, в дальнейшем во времена правления его дочери были привлечены дополнительные воинские контингенты половцев. Их называли «новыми кипчаками» (кивчаки ахални), а тех, кто пришел ранее - накиз чакарас (чаркас). (Картлис Цховреба, под. ред. Кохчиашвили; «Картвили Эрис», история, том 2, И. Джанашвили).

Существенным дополнением к сказанному является фраза из грузинской летописи, приводимой З. В. Анчабадзе: «Кипчак - это черкес». («Кипчаки Северного Кавказа по данным Грузинских летописей XI-XIV в. г. Нальчик 1960 г. стр. 117»). Черкесы обозначены в мамлюкских хрониках в двух формах - джаркас и шаркас. Это связано с фонетикой арабского языка: вместо ч арабы произносят дж. Примечательно это тем, что слово черкес встречается часто в казахской форме - «шаркас», «шеркас».

Очень важно сопоставить исторические сведения с генетической памятью народа. Карачаевцы, балкарцы, кумыки и ногайцы этнонимом «черкес», «къабартылы» называют кабардинцев.

Кабардинский фольклор упрямо приписывает кабардинским дворянам пришлое, тюркское, происхождение (крымское, ногайское, кумыкское и т. д.). Интересным дополнением к этой взаимосвязи является то, пишет Х. Яхтанигов, что об этой сословно-политической связи в прошлом знали и предыдущие исследователи, и сами представители сословия кабардинских дворян: «Ш. Б. Ногмов называл их переселившимися иностранными дворянами» (ук. раб. стр. 41).

Весьма своеобразно эту связь интерпретировал В. Н. Кудашев. По сообщению Л. Я. Люлье, отмечает Х. Яхтанигов, в среде адыгской знати некогда бытовала своеобразная поэма, на которую те ссылались, как на документ, «доказывающий древность их происхождения, и оспаривают право дворянства». Изречение из этой поэмы переводится: «мы принадлежим к ханскому роду». Это отмечает Т. Лапинский: «В Кабарде, как мы уже заметили, это дворянство татарского или черкесского происхождения». (ук. раб. стр. 100). «кроме того, здесь, в Кабарде, имелось еще много татарских ханов и князей» (стр. 205).Этого мнения придерживается и Я. Потоцкий: «Кабардинцы - выходцы из хазарского племени кабаров, кабарты стали предками князей Кабарды». (М. В. Аталиков)

/Н.Будаев. Западные тюрки в странах Востока/

Вся статья - в КАТАЛОГЕ.

Почему род называется Казак (Kazak) - достаточно понятно.
А вот что касается происхождения рода Байдар (Baydar/Paydar), тут многое не ясно.
Помимо топонимов, связанных с именем Байдар, упоминаемых у нас сайте (ФАМИЛЬНАЯ ТОПОНИМИКА), существовало ранее еще много других,
ныне переименованных. О таких ойконимах, в частности, в Армении и Азербайджане упоминают Б.А.Будагов и Г.А.Гейбуллаев в своем Толковом
словаре топонимов Армении (B.A.BUDAGOV, G.A.GEYBULLAYEV. EXPLANATORY DICTIONARY OF PLACE NAMES IN ARMENIA WITH AZERBAIJANI
ORIGIN). Это селения: Байдар (Baydar village, Gakh district, Azerbaijan), Байдарлы (Baydarli, Zagatala district, Azerbaijan) в Азербайджане, несколько селений Байдар в Армении (Baytar, Batar, Amasya district and Zangazur district - now in Sisyan district of Yelizavetpol (Ganja) province of Armenia). Эти названия авторы связывают с родом Байдар. Правда называют его не монгольским, а древним тюркским родом "народ Байдара" (It reflects the name one of the old Turkic tribes called Baydar people). При этом авторы отмечают, что рода с подобным названиям были и у монгол, и у крымских татар, у башгедов и казахов (Mongols, Crimean Tatars, Bashgirds and Gazakhs also have the tribe called Baydar).
Разные рода с одинаковым названием? Мне это представляется очень СТРАННЫМ.
Скорее всего это - следы одного и того же рода, в разное время и в разных местах называемого то "монгольским", то "татарским", то "башгедским",
то "казахским"...
Так к какому же народу, на самом деле, принадлежит род Байдар (Baydar/Paydar)? Откуда он происходит?

Ведь не от внука же Чингиз-хана, в самом деле?...

 
StalkerДата: Суббота, 26.09.2009, 12:27 | Сообщение # 7
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 73
Статус: Offline
bayda-site,
Quote
Так к какому же народу, на самом деле, принадлежит род Байдар (Baydar/Paydar)?

baydar прямо пишет "Я - КАРАПАПАХ".

"Карапапа́хи (азерб. Qarapapaqlar — букв. «чёрные папахи», терекеме) — группа тюркских племён, близкая азербайджанцам. Живут на северо-западе Ирана (юг остана Западный Азербайджан) и крайнем северо-востоке Турции (провинции Карс и Ардахан). Небольшое число карапапахов живет в Грузии и Армении. Численность свыше 100 тыс. чел. (середина XX в., оценка).
Говорят на диалекте азербайджанского языка.
По религии иранские карапапахи — шииты, турецкие — в основном сунниты.
Карапапахам близка азербайджанская группа терекеме, населяющая прибрежный Дагестан в районе Дербента.
До 2-й четв. XIX в. проживали к северу от озера Севан: северо-восток современой Армении, юг Грузии (область Борчало), северо-запад Азербайджана. Многие состояли на русской службе, другие — в персидских племенных ополчениях.

После русско-персидской войны 1826—28 годов и присоединения этих территорий к России большая часть карапапахов переселилась в Персию и Османскую империю. В Иране получили территорию к югу от озера Урмия, в Турции — в окрестностях Карса. В Иране смешивались с соседним курдским племенем мамаш, заимствовали элементы курдской культуры.
В 1878 году в связи с присоединием Карса часть карапапахов оказазалась в пределах Российской империи. По переписи 1897 года в области Карс карапапахи составляли 14 % населения. В 1921 года эти области опять отошли к Турции, но часть карапапахов осталась в советском Закавказье. Перепись 1926 года была последней, когда карапапахи выделялись в качестве отдельной группы. Тогда в Закавказье их численность была 6311 человек. В 1944 году карапапахи были выселены в Сибирь и Казахстан вместе с турками-месхетинцами.

Делятся на племена теркавюн, или борчалы (считается «ханским племенем» и распространяет свою власть на др. племена), сарал, араплы, джан-ахмеди, чахарлы, улачлы."

http://ru.wikipedia.org/wiki/Карапапахи
Еще:
Этнический состав Азербайджана представляет достаточно сложную картину. Страна унаследовала историческое прошлое юго-восточного Кавказа вместе с теми народами, которые сотворили это историческое прошлое, однако физическое уничтожение разными завоевателями и этническая ассимиляция в течение трехсот лет довели до минимума этническое присутствие как народов бывшей Кавказской Албании, так и соседних армян и грузин, вошедших в состав разных административно-политических единиц . В средние века и в течение новой истории "старые народы " постепенно отодвигались к горам, либо "вливались" в пришлые, этнически еще не сформировавшиеся группы.
Как пишет азербайджанский историк Алекперов А.К. (Исследования по археологии и этнографии Азербайджана, Баку, 1960), "В 9-10 вв. сюда пришли печенеги-кенгерли. Еще более крупное заселение территории Азербайджана кипчаками-половцами в районе Борчалы-Казах происходило при грузинском царе Давиде в 12 в. 13 -14 вв. были периодом кровавой борьбы монгольских государств: золото-ордынских джучидов и иранских ильханов. Начиная с 10 в. одновременно с движением тюркоязычных племен с севера на юг, началось такое же движение и с юга на север, т.е. из Ирана. Особенно крупная волна продвинулась сюда из Ирана в 15 в., это были племена "кара-коюнлу". Уже в 14 -15вв. мы видим здесь целый ряд крупных тюркских племен..."

Сложный процесс этно-культурных контактов пришлых завоевателей и местных кавказоязычных, ираноязычных народов, грузин, армян, а также оставшихся еще со времен арабского халифата мелких арабоязычных племен продолжался так долго, что еще в начале 20-го столетия трудно было более или менее связно определить этническое самовосприятие и экзовосприятие тюркоязычных групп, заселявших территории бывших Бакинской и Елизаветпольской губерний, часть Эриванской губернии и Закатальский округ царской России, составляющих впоследствии одну из советских республик, названной Азербайджаном (исходя из политической программы присоединить впоследствии иранский Азербайджан и новую административную единицу - советский Азербайджан).

bayda-site,

Quote
Скорее всего это - следы одного и того же рода, в разное время и в разных местах называемого то "монгольским", то "татарским", то "башгедским", то "казахским"...

Согласен. По крайней мере в отношении Азербайджана это полностью подтверждается:

В начале 20-го века тюркоязычное население этого региона, названное впоследствии официально "азербайджанцами" (в соответствии с советской республикой Азербайджан ), в этническом смысле имело множество названий, каждое из которых указывало определенную форму самоопределения или экзовосприятия. Поиск самоопределения через собирательное самоназвание вынуждал тюркоязычных поэтов и писателей искать возможности в существующей языковой практике. Так, придворный поэт Карабахского хана Вагиф делил их только по кочевым племенам "эл", Мирза Фатали Ахундов называл их на русский манер "кавказцами", "мусульманами", "татарами", Сабир же пользовался исключительно словом "мусульмане". Нетюркоязычные авторы 19 в. часто пользовались терминами "карапапахи", "кызылбаши", "каджары", "таракйама", а также "тюрки", "татары" и пр., каждый из которых имел определенную историческую нагрузку. Такое же разнообразие собирательных названий для определения тюркоязычного населения юго-восточного Кавказа бытовало у соседних народов. Алекперов А.К. пишет, что дагестанские народы называют азербайджанцев "кызылбашами", т.е. именем воинов сефевидской армии, или же называли "каджарами" - то есть именем предпоследних правителей Ирана, которые в 18в. делали попытки покорить Закавказье. Те же дагестанцы еще более широко пользовались племенными названиями,такими как например, "мугалы", "падары", применяя эти названия к конкретным азербайджанским племенам и группам. Название "падар" употреблялось в отношении ближайших групп азербайджанцев - татов…".

Разнообразие самоназваний внутри группы также изобилует различностью самовосприятия. "Самоназвание, - пишет А.Алекперов, - определялось уровнем общественного развития. Так, например, полукочевников, сохранивших еще пережитки патриархальных отношений, называли nо имени рода или племени, к которому они принадлежали. Отсюда такие названия, как авшары, текели, кенгерли, айрумы и т.д. Оседлое же сельское население и население городов называлось по территориальному признаку, как например ширванцы, карабахцы, шекинцы, кубинцы и бакинцы...".

Скорее всего, именно эта практика создала предпосылки для быстрого распространения термина "азербайджанцы", производное от новоиспеченного топонима-политинима "Азербайджан".

Таким образом, слово "азербайджанцы", означавшее "жители Азербайджана" (на современном восприятии - граждане Азербайджана) легко воспринималось находившимися на пути ассимиляции многими народами, оставшимися еще со времен Кавказской Албании, которые уже 500-600 лет сосуществовали вместе с тюркоязычными группами как нейтральные племена, завершив процесс поглощения оставшихся мелких народов-аборигенов, а также всех курдов Азербайджана.

Однако сравнительно небольшие группы народов, в частности, на периферии Азербайджана и в горных, изолированных местах, продолжали свое этническое существование. Прежде всего это лезгины, армяне, грузины-ингелойцы, ираноязычные таты, талыши, а также чудом спасшиеся остатки народов Кавказской Албании - удины и так называемые народы "шагдагской группы"- кризы, хиналугцы, будгугцы, джеки и гапутлинцы. Несколько сел аварцев и цахурцев также остались на севере Азербайджана.

Таты в Азербайджане живут, в основном, в Сиазанском, Дивичинском, Кубинском, Конахкендском, Шемахинском, Исмаиллинском районах, в г. Баку и на Апшеронском полуострове. По переписи 1926г. татов насчитывалось 28500, а через 30 лет официальной переписью представлено их число в 11000. Ираноязычные таты жили на этой территории примерно 1500 лет. Еще до недавнего времени среди них были как мусульмане, так и христиане - григорианцы и иудеи. Татов-христиан называли татами-армянами. Татов-армян усиленно вытесняли в последние 200 лет. Многие из них в течение 18 -19 вв. оказались в Дагестане, где они продолжают существовать поныне, а последние их остатки из сел Килвар (Дивичинский район) и Мадраса (Шемахинский район) вынужденно покинули свои поселения вместе с армянами в 1988 - 90 гг. и находятся сейчас в Армении. Татов - иудеев назывют "горскими татами". Последние их остатки живут в Варташене (ныне Огуз), в селе Красная Слобода (Кубинский район), а также в городе Баку.

Сообщение отредактировал Stalker - Суббота, 26.09.2009, 12:43
 
StalkerДата: Суббота, 26.09.2009, 13:19 | Сообщение # 8
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 73
Статус: Offline
О связях карапапах с Русью:

Чёрные клобуки́ (тюрк. каракалпак — чёрная шапка), они же карапапахи — общее название тюркских вассалов киевских князей, расселённых в Поросье начиная с конца XI в.

Впервые название «чёрные клобуки» было упомянуто в Ипатьевской летописи в 1146 г., в последний раз — в 1193 г. По сообщению летописи, в состав чёрных клобуков входили торки, печенеги, берендеи и ковуи. Также по одному разу летопись упоминает турпеев (1150) и каепичей (1160). Последнее упоминание тюркских вассалов киевских князей в летописи относится к 1235 г. и касается торков.

Чёрные клобуки являлись важной военной силой киевских князей и участвовали практически во всех их вооружённых предприятиях, особенно в русских междоусобицах. Военные силы киевских князей, согласно Ипатьевской летописи, состояли из трёх частей: киевлян, черных клобуков и княжеской дружины. В политическом плане в Киевском княжестве в это время существовало два главных фактора — киевское боярство и чёрные клобуки. Чёрные клобуки и киевские бояре совместно принимали решение о приглашении в Киев того или иного князя. О важной роли чёрных клобуков в политической жизни киевского княжества свидетельствует неоднократно повторяющееся в летописи устойчивое выражение «вся земля Руськая и чорные клобуки».

Персидский историк Рашид-ад-дин (ум. в 1318 г.), описывая завоевание Руси монголами в 1240 г., пишет: «Царевичи Бату с братьями, Кадан, Бури и Бучек направились походом в страну русских и народа чёрных шапок и в 9 дней взяли большой город русских, которому имя Манкеркан (Киев)».

Согласно археологическим данным, после монгольского завоевания часть чёрных клобуков была переселена монголами в Поволжье и Молдавию и включена в военно-аристократическую структуру Улуса Джучи. Однако полуоседлая и оседлая часть черных клобуков осталась в Поросье и со временем была ассимилирована.

http://ru.wikipedia.org/wiki/Черные_клобуки

 
bayda-siteДата: Воскресенье, 27.09.2009, 15:25 | Сообщение # 9
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 670
Статус: Offline
Stalker,

Quote
Чёрные клобуки́ (тюрк. каракалпак — чёрная шапка), они же карапапахи

Я думаю, нельзя так сразу отождествлять Черных клобуков с Карапапахами. Даже народность Каракалпаки, несмотря на буквальное совпадение названий - вовсе не связана с Черными клобуками.
Дело в том, что "черные папахи", "черные шапки" - не есть самоназвание. Это - всего лишь, название по внешнему признаку "носящий черную папаху". И поэтому к таким отождествлениям нужно подходить очень аккуратно. Иначе у вас все тюрки окажутся КАРАКАЛПАКАМИ (многие тюркские народы носили такие черные папахи).
Подтверждение этой мысли есть прямо в вашей цитате. Смотрите:

Quote
По сообщению летописи, в состав чёрных клобуков входили торки, печенеги, берендеи и ковуи. Также по одному разу летопись упоминает турпеев (1150) и каепичей (1160).

И з этой фразы видно, что "Черные клобуки" - это межплеменное тюркское объединение, члены которого носили черные шапки/папахи.
И опять же, надо иметь ввиду, что это могут быть не разные народности, а одна-две, по разному называемые.

Бариев Р.Х., например, считает так же:
Этническая ситуация среди тюркских народов Восточной Европы в X-XIII вв. была очень сложной. В источниках того времени мы можем встретить самые неожиданные этнонимы, принадлежащие одному и тому же этносу, или одни и те же этнонимы, которые охватывали собой по несколько этносов. Арабский историк и путешественник Масуди (X в.) отмечал, что хазары - те же самые савиры. Но в то же время, как пишет А.В.Гадло, опираясь на исследования Н.Г. Волковой: "Представляется весьма существенным, что в этнонимике сванов тюрко-язычные карачаевцы и балкарцы носят наименование савиар (мн.число) - мусав (ед.число), т.е. по существу именуются древним этнонимом савиров". По сути дела этот пример показывает, что те или иные подразделения булгарского этноса в средние века в глазах окружающих народов выступали под различными наименованиями: булгары, хазары, савиры, ясы(асы) и т.д. Русские же летописи именовали их: булгары, ясы, хазары, берендеи, черные клобуки, иногда смешивая их с торками и печенегами. Во всех случаях под этими названиями выступал один и тот же булгарский этнос в то время еще с не распавшейся окончательно этноноосферой. По крайней мере, булгары еще хорошо помнили свое происхождение и свою принадлежность, которая в дальнейшем в результате распада единой этноноосферы и вхождения их под влияние этноноосферы других этносов была утеряна окончательно.

/ Бариев Р.Х. "Волжские булгары: история и культура", Санкт-Петербург, 1999 год/

Правда, автор здесь связывает Черных клобуков с волжскими булгарами.

Другой историк, Г. Губарев, родиной Черных клобуков считает Кавказ:

ЧЁРНЫЕ КЛОБУКИ (Ч.К.) - у киевлян общее прозвище племен, прикочевавших к лесостепным границам Киевской Руси после того, как Подонские степи заняли Кыпчаки-Половцы. Русские стали так их называть но внешнему виду, чёрным войлочным шапкам. Летописцы часто называют их и отдельными племенными именами, чаще всего Торками и Берендеями. У Константина Багрянородного это "Узы" (см). В летописях для Берендеев встречается и наименование Перендеи. Если считать, следуя русскому историку Татищеву, что имя Торков произошло от сарматского "гневливый" или от скандинавского языческого бога Тора, то можно с уверенностью признать в имени Перендий точный перевод названия этого бога. Соответственно с понятиями славянскими, Перундив, как и скандинавский Тор, бог грома и молнии. И не случайно о таинственных "Берендеях" на Руси возник ряд легенд и сказок мистического содержания. Торетов вспоминают на Кавказе самые ранние греческие географы. На Днепр они пришли с давно сложившейся бытовой культурой и, без сомнения, с сильным отпечатком долгого сожительства с Казарскими Славянами. Берендеи по имени, ближе всего к Беренджерам арабских авторов. При многоразличных "разночтениях" древних рукописей, нет ничего необычайного в том, что сами Арабы пишут это имя "Баранджер", что у Армян оно обратилось в "Варанждин" и "Варачан", у персидских географов пишется, как "В. Н. НД. Р", а в русских летописях, как Берендичи, Берендея, Перендеи.

Страна, горы и реки в районе Терека, где вначале проживали Беренджеры, носили их имя. Иногда в источниках оно заменяется названием Басилы, в котором не трудно узнать Базилеев древности. В стране Береаджер христианство господствовало уже в VII в. По Плинию там же когда-то жили Удзы. Все они могли быть и Туранцы и Кавказские Славяне и туранославянской смесью. Но в годы 721-37 Арабы уничтожали их во множестве, топили в реках или просто убивали. Части же их удалось скрыться на север. Во всяком случае, Ибн Фадлан в 922 г, видел в Камском Булгаре пять тысяч Баранджеров, а персидские географы того же столетия знали христиан В.Н.НД.Р. на Верхнем Дону, южнее Окских Угро - Финнов, Маджар. Как они попали на Дон, рассказывает Константин Багрянородный. Ему они были известны под общим с Торками именем Узов (см. УЗЫ). В 948 году он писал: "Пятьдесят лет назад, так называемые Узы договорились с Казарами; сообща с ними побили Печенегов в сражении и изгнали их из их собственной страны, которую так называемые Узы занимают до сих пор". О том, где до этого времени жили Печенеги, Татищев говорит: "Оные прежде жили между Дона и Волги, до Яика, а последи до Дуная распространился. Это же подтверждает и археология, Следовательно, после изгнания Печенегов и до прихода в наши стели Половцев (1060 год), Ч. К., Торки и Берендеи, проживали между Верхним Доном и Волгой и ниже по Дону, где персидская география (Гудуд ал Алэм) указывает В.Н.НД.Р., два племени Б. Радас (Бродников) и Казарских Печенегов. Все эти выходцы с Кавказа, несомненно, находились и в державе Томаторканской, где составляли кадры касажской и хазарской дружины Мстислава Храброго. После же того, как Половцы заняли наши степи, они ушли от них на запад и оказались при границах Киевской Руси. После этого Ч. К. почти два века находились в состоянии непримиримой вражды и непрерывной войны с Половцами. Поэтому видеть между ними какие-либо родственные связи немыслимо.

В. Н. Татищев, ранний русский историк, составил подробный летописный свод, для которого имел возможность использовать и списки, после бесследно исчезнувшие из архивов. В летописях, по его словам, "их историки разно имянуют, яко торки, печенеги, козары, черники, клобуки и берендеи, мню, что разные смешаны были" (История России- екая, т. 1, примечание к главе 26). "И было их войско немалое, иногда козарами прозванное, иногда же поршане или поросяне от реки" (там же том П, примечание к гд, 5-й и 6-й). "Они их разно имяновали. Видно ж, что в одном месте у одного торки иди козары, у другого берендеи" у третьего черные клобуки" (там же той IV, примечание к главе 11).

Наряду с туранскими именами их вождей: Моначкж, Сатмаз, Каракозь, Мнюз, Карас, Кокей, в летописях обнаруживаются и имена со звучанием алан" - скандинавским: Чекоман, Тошман, Кулдьяр, Кондувдый, Тудор. Вообще, Ч. К,. стали народом, пережившим основательную метисацию. По данным археологии: "Торки, прошедшие по южнорусским степям, были настолько смешаны с другими народами и, в частности, с Печенегами, что выделить их памятники на этой территории не представляется возможным" (С. А. Плетнева, МИА 62, стр. 165).

Попав в непосредственное соседство с Киевской Русью, Ч. К. заняли положение, известное в истории под термином "федераты". Они участвовали в ее политической жизни и в княжеских междоусобиях, помогали в борьбе со степными кочевниками. По словам Татищева, их пребывание там каждый князь потому "видел за полезнейшее, что в Черных клобуках много было мужей искусных и храбрых, понеже непрестанно себя обороняя или исча прибытка, в войне пребывали". Значение их в политической жизни древней Руси было подобно тому, какое позднее выпало на долю их потомкам, Казакам, в Литве и в России.

С крупными и малыми владетелями на Руси Ч. К. заключали договоры в своих собственных интересах и без всякого принуждения с их стороны. Одним ив многих примеров подобного соглашения приводит Ипатьевская летопись под годом 1159; племенные вожди Берендеев и Торков послали к Мстиславу предложение "Аще ны хощеши любити, яко же ны есть любил отец твои по городу ны даси по девшему, то мы на тон отступим от Изяслава: Мстислав рад был речи той... и яся им по всю волю их". Они жили в отданных им на кормление городах, между Русами, но основали и несколько своих: Торческ, Саков, Берендичев (Бердичев?), Берендеево, Ижеславль, Урнаев и др.

Ч. К. получили у Русов наименование по внешнему виду, чёрным войлочным шапкам. Оно возникло в народе, но так же их называли и летописцы., С развитием же русской научной мысли, составители летописных сводов не удовлетворились таким примитивным прозвищем и обратили внимание, что эти народы, как вы­ходцы из страны Черкасии, должны называться общим именем Черкасов. Поэтому в Московском летописном своде XV века под годом 1152 поясняется: "Все Черные Клобуки еже зовутся Черкасы" . Несколько позднее такое же пояснение помещено и в Воскресенской летописи.

На основании всех этих летописных данных, русский историограф Н. М. Карамзин и делает свой вывод (см. Карамзин), что имя Казаков древнее Батыева нашествия (1237 г.) и принадлежало Торкай и Береадеям, которые у Русских назывались Черкасами, т. е. так же как и Казаки в официальных актах.
От XIII в. прозвище Ч. К., вообще исчезает из летописей, в хрониках и актах появляются их имена - Черкасы и Казаки.

/Г. Губарев. Казачий исторический словарь-справочник, 1970 г./

Здесь уже прямое указание на родину Черных клобуков "Страна, горы и реки в районе Терека, где вначале проживали Беренджеры, носили их имя" сближает их с КАРАПАПАХАМИ. Ведь, именно, в районе Терека до сих пор остались река Байдарка, Байдарское ущелье...

Если еще окажется, что Карапапахи в свое время носили одно из указанных выше племенных имен, тогда уже без сомнения можно будет утверждать, что Черные клобуки и есть КАРАПАПАХИ.

Есть где нибудь упоминание, что КАРАПАПАХИ когда-то назывались Беренджерами (или что-то вроде того, с учетом других огласовок)?

 
StalkerДата: Среда, 14.10.2009, 14:15 | Сообщение # 10
Майор
Группа: Администраторы
Сообщений: 73
Статус: Offline
bayda-site
Quote
Есть где нибудь упоминание, что КАРАПАПАХИ когда-то назывались Беренджерами (или что-то вроде того, с учетом других огласовок)?

Нет, таких упоминаний не встречал. Возможно, БЕРЕНДЖЕРЫ - другое прочтение народа Бурджоглы (Burdgogly), о котором вы спрашивали Байдара?

БЕРЕНДЖЕР в варианте БАЛАНДЖАР встречается у арабских авторов среди списка хазарских городов. Там он почему-то постоянно переплетается с Ал-Байда. Случайно ли это?
Цитата с http://odnapl1yazyk.narod.ru/hud50.htm :

Quote
*KHAMLIKH ( ?), *BALANJAR (), BAYDA, SAVGHAR (?), KH.TL.GH, L.KN, SWR, M.S.T (M.sq.t ?) - города хазар, все с крепкими стенами. Фактически этих городов было только четыре; два из них были разделены Волгой близ ее устья, а еще два располагались в Кавказском регионе (Баланджар и Самандар).
В этом абзаце названия, заимствованные из различных источников, сведены без разбора в один большой список. Мы разделим их на 3 группы.
Первые 3 названия пишутся так же, как у Ибн Хордадбеха, 12412, перечисляющего их следующим образом: wa mudun al-Khazar: *Khamlikh wa Balanjar wal-Bayda /**Города хазар: Хамлидж, Баланджар, ал-Байда/. Из них Баланджар (Balanjar) вне всяких сомнений располагался в Кавказском регионе. В ходе кампании 119/737 года Марван (Marwаn - **Марван ибн Мухаммад ибн Марван) проник в Хазарию, как представляется, через Аланские ворота, т.e. Дарьяльский проход в Центральном Кавказе, после чего (Ибн Асир, v, 160) он выступил в восточном направлении на Баланджар, Самандар и ал-Байда. Следовательно, Баланджар нужно искать между Дарьяльским ущельем и Самандаром. Помимо этого, единственной имеющей к нему (**Баланджару) отношение подробностью географического свойства является существование реки под названием nahr al-Balanjar, Баладури, 204, Йакуби, Historiae, 194 (в сообщении о кампании Салмана - **Салмана ибн Раби'и).
В письме хазарского царя упоминается река V.r.shan, расположенная в 20 фарсахах от столицы, Коковцов, стр. 86 /**В-р-шан/ и 102 /**В-д-шан/ [1]. Marquart, o.c., 16-19, сопоставляет это название с Баланджар [2] и пытается отождествить реку Баланджар с Койсу - "Овечьей рекой" (Абуль-Фида, 204: nahr al-aghnаm протекающая через Сарир). Правда, согласно хазарскому письму эту реку следует поместить гораздо севернее (Коковцов: река Кума?), но в таком случае трудно понять, как Марван мог идти к Самандару через Баланджар.
Таким образом, в отношении до сих пор вызывающего сомнения местонахождения Баланджара помимо Койсу (Сулак) можно принимать к рассмотрению лишь некоторые из правых притоков Терека и еще реку Хасавюрт (the Khasav-yurt river) (**Ярыксу?).

Город БАЛАНДЖАР и река БАЛАНДЖАР.
Скорее всего, это еще одно подтверждение кавказского происхождения черных клобуков. Тут правда добавляется еще и связь их с хазарами.

Сообщение отредактировал Stalker - Среда, 14.10.2009, 14:19
 
baydarДата: Суббота, 17.10.2009, 09:38 | Сообщение # 11
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 72
Статус: Offline
Baida or Baidar Alanic tribe???
 
bayda-siteДата: Среда, 21.10.2009, 21:02 | Сообщение # 12
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 670
Статус: Offline
baydar,
Names the Bayda and Baydar are names of the same tribe: Baydar = Bayda + аr (аr - an ancient Turkic affix creating ethnonims). What tribe they belong (Kipchak or Alanic) I don’t know. Therefore we want to find out history of an origin of tribe the Baydar or the Bayda.
 
baydarДата: Пятница, 23.10.2009, 17:39 | Сообщение # 13
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 72
Статус: Offline
I am write ıs Turkish language.

SIRVAN(AZERBAYCAN)-DAGISTAN BAYDARLARI:13.ASIRDA BERKE-NOGAY KOMUTASINDA KI ORDU,YANI NOGAYLILAR/NOGAYLAR/PROTO-NOGAYLAR(KIPCHAK,AS),KAFKASYADA ILHANLILARLA SAVASIYORLARDI.KIRIM-KUZEYKAFKASYA-ASTRAHAN ARASINDA KI FAAL HALKTAN OLUSMUS BU SOSYO-POLITIK ETNISITE ICINDE TARIHI KAYNAKLARDA BOLGAR(BALKAR)-O-BASHKIR(MACAR?) BOYU OLAN BAYDARLARDA BULUNUYORDU.BU BAYDARLAR YINE 13.ASRIN IKINCI YARISINDAN SONRA BERKE'NIN EMRIYLE 'ZAGATALA' ADLI SEHRE YERLESTIRILDILER.HATTA BAYDARLAR ILE BERABER BUCAK ADLI BOYDANDA BAHSEDILIR.BUCAKLARIN ISE BUGUN NOGAYLARIN ONEMLI BIR KOLU OLDUGU BILINMEKTEDIR.15.ASRA GELINDIGINDE ISE BAYDARLAR SIRVANDA KARABORKLU(CHERNIYE KLOBUKI)/KARAPAPAKH-KAZAKH'LARIN BIR KOLU OLMUSTUR.

BAYDAR ADLI FAMILYALAR BUGUN KAFKASYADA; KIRIM-TATARLARDA(BAYDAROV),KARACHAY-BALKARLARDA(BAYDAEV),OSETINLERDE(BAYDARASHVILI/BEYDAROV/BEYDARTAE),CHECHENLERDE(BAYDAROV),DARGINLERDE(BAYDAROV),AVARLARDA(BAYDAROV),AZERBAYCANLILARDA(BAYDAROV/BAYDAR/PADAR/PADAR/PADARLI) VE NOGAYLARDA BAYDAROV OLARAK VARDIR.

BAYDAR ADLI TOPONIMLER-HIDRONIMLER ISE;BAYDARSKI USHELYA(KAZBEK DAG),BAYTARKI SELO(CHECHENIA-NOZHAY-YURT),BAYDARSKI REKA(TEREK REKA),BAYDAR-BEK SELO(DAGESTAN),BAYDAR SELO(GRUZIYA-BORCHALI),BAYDAR SELO(AZERBAYCAN-GAKH),BAYDAEVKA SELO?(KABARDIN-O-BALKARYA),VE BIRKAC TANEDE BAYDAR ADININ AZERBAYCAN DILINDE KI TELAFFUZU OLAN PADAR ADLI SEKLI ILE AZERBAYCANDA VARDIR.

Сообщение отредактировал baydar - Пятница, 23.10.2009, 17:40
 
baydarДата: Пятница, 23.10.2009, 17:39 | Сообщение # 14
Майор
Группа: Пользователи
Сообщений: 72
Статус: Offline
http://en.wikipedia.org/wiki....l_order

Baidar Hala-Manchurian clan.

And i am reading;Baydar-Padar man name 'Asha'.

We are Baida-Baidar's great clan-family smile

We are warrior.We are braveheart.

 
bayda-siteДата: Среда, 09.12.2009, 22:37 | Сообщение # 15
Admin
Группа: Администраторы
Сообщений: 670
Статус: Offline
Quote
Baidar Hala-Manchurian clan.

Если бы еще знать, что это значит!
Там же упомянут и Хала-манчьжурский клан Байду (Baidu Hala). Вы о нем что-нибудь знаете?

Quote
Baydar-Padar man name 'Asha'.

Что такое Аша (Asha)? Второе родовое имя?

 
Форум » Все о фамилии Байда » Родственные фамилии (Байденко, Байдин, Байдов, Байдар, Байдак, Байдук и т.д.) » Происхождение тюркского рода Байдар (Baydar) (Откуда произошел род Байдар?)
Страница 1 из 221232122»
Поиск:

Copyright BAYDA-SITE © 2008-2017

Rambler's Top100